Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Критерии результативности по освоению программы в дополнительном образовании

Разработка критериев результативности по освоению дополнительной общеразвивающей программы "Умелые руки"
Описание материала:
Данная разработка будет интересна педагогам дополнительного образования, реализующим программы декоративно-прикладного творчества. Представлены разработанные мною параметры оценивания результативности освоения программы "Умелые руки", а также вопросы промежуточного тестирования для учащихся 1-2 года обучения.
Особое внимание результативности обучения уделяется не только в общеобразовательной школе, но и очень актуален этот аспект в дополнительном образовании детей, обучающихся по программам всех направленностей.
Результативность– это достижения обучающимися целей и задач, поставленных в общеразвивающей программе. Педагогу необходимо отследить достигнуты ли они. Прежде всего, для своевременного внесения корректив в свою повседневную работу. Результатом деятельности педагога в этом направлении будет созданием им системы аттестации по реализуемой программе. Для этого важно определить критерии результативности. В выставках декоративно-прикладного творчества участвуют не все обучающиеся и среди участников не все дети занимают призовые места, в связи с этим думаю это не может выступать основным критерием. Чтобы определить критерии педагогу необходимо обратиться к программным требованием. Что должен знать ребенок в конце обучения? Какими практическими навыками овладеть? Какие личностные качества будут развиты? Форма оценки по критериям должна быть понятна ребенку и не вызывать негативного отношения. Это может быть балловая система, система пиктограмм или обычная пятибалльная система. Фиксировать результаты аттестации необходимо обязательно. Самой удобной для этого формой является протокол.
Еще один важный вопрос, на который необходимо ответить педагогу, выстраивая свою систему аттестации – в какой форме целесообразнее её проводить? При этом следует учитывать возрастные особенности обучающихся и предоставление возможности проявить себя каждому ребенку.Универсальной формой для всех направленностей может служить тестирование. Для аттестации по программам декоративно-прикладного творчества эффективной формой является защита своих творческих работ, где представляя свою работу, ребенок сможет раскрыть теоретические аспекты. Для ребят младшего возраста хорошо использовать игровую форму. Например, предложить им соотнести карточки с вопросами с верными ответами или разложить для них вопросы в кармашки с указанием стоимости верного ответа в баллах и провести игру «Проверь себя». Можно видоизменить игру «Что в мешочке?», где будут образцы материалов, с которыми ребята работали в течение учебного года (для комплексной программы). Разрабатывая вопросы проведения аттестации по своей программе педагог должен помнить, что он выстраивает систему для определения эффективности данной программы.
Аттестация учащихся по программе «Умелые руки»
Аттестация проводится три раза в учебном году для учащихся 1 года обучения. В начале учебного года, в середине и в конце года. С целью обеспечить постоянное, непрерывное наблюдение за результативностью обучения. Сопоставляя начальный уровень подготовки ребенка (результаты предварительной аттестации) и конечный (результаты промежуточной и итоговой аттестации) можно судить о достигнутых результатах по освоению программы. На последующих годах обучения проводится промежуточная и итоговая аттестация.
Предварительная аттестация
проводится в сентябре, после вводного занятия. Учащимся предлагается ответить на теоретические вопросы и выполнить практическое задание. Теоретические вопросы распределены на два параметра, которые необходимо выявить для дальнейшего освоения программы.
Параметр А – знания о материалах для аппликации
1.Бумага это- материал, инструмент, приспособление (подчеркни верное)
2.Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) хорошо рвётся; б) легко принимает нужную форму; в) легко режется; г) хорошо впитывает воду.
3.Выбери клей, подходящий для выполнения аппликации из бумаги
а) клей-момент «Кристалл»; б) клеевой пистолет; в) клей-карандаш; г) клей ПВА
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда
1.Выбери верное утверждение: а) передавать ножницы нужно кольцами вперед;
б) передавать ножницы нужно лезвием вперед
2. Выбери инструменты для работы, необходимые для выполнения аппликации:
а) игла; б) крючок; в) ножницы; г) линейка
3. На какую сторону бумаги наносят клей? а) лицевую; б) изнаночную

Практическое задание:
Учащимся предлагаются геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники), а также карточка с геометрическими фигурами (ромбы, многоугольники). Необходимо составить аппликацию из геометрических фигур по собственному замыслу. Организуется выставка выполненных учащимися творческих работ. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:

Параметр А
1.Правильно держит ножницы.
2.Умеет вырезать округлые линии (плавно срезать углы, превращая квадрат в круг, прямоугольник в овал).
3. Умеет вырезать по контуру.
Параметр Б
1.Соблюдает правила ТБ.
2.Аккуратно работает с клеем.
3.Выполняет работу самостоятельно.
Параметр В
1.Гармонично подбирает цвета.
2.Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации.
3.Правильно располагает элементы аппликации на основе.
Оценивание параметров:
1 балл – правильный ответ или практическое умение
0,5 б. – неполный ответ, практическое задание выполнено с замечаниями
0 б. – неправильный ответ, не выполнено практическое задание.

По каждому из параметров суммируются баллы, максимально – 3 балла за каждый. Итого,за знание теоретического аспекта – 6 баллов, за практическую подготовку – 9 баллов. Далее определяется уровень подготовки: например учащийся набрал 6 баллов из 9 возможных по параметрам практической подготовки, необходимо выполнить расчёт по следующей формуле: (6:9)*100%=66,6%. Это средний уровень подготовки или освоения программы (для промежуточной и итоговой аттестации).
Высокий уровень – освоение более 70% содержания программы;
Средний уровень – от 50% до 70% содержания программы;
Низкий уровень - менее 50% содержания программы.
Полученные результаты фиксируются в протоколе аттестации. (Приложение 1.)
Промежуточная аттестация проводится в декабре
Параметр А – знания о материалах для аппликации
1.Что такое фон? а) основной цвет бумаги (картона) на который приклеивают детали композиции; б) цветовая гамма
2.Образец по которому изготавливают одинаковое по форме и размеру изделие это?
а) шаблон; б) эскиз; в) разметка
3.Выбери материалы из которых можно выполнить аппликацию
а) крупа, б) бумажные кусочки, в) соленое тесто, г) бумажные комочки, д) глина.
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда
1.Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) хранить после работы в футляре; б) оставлять на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать закрытыми кольцами вперед; г) держать пальцы левой руки близко к лезвию
2. Расставь верно порядок выполнения аппликации: а) вырезать; б) приклеить;
в) разметить детали; г) приложить детали на основу
3. При работе с бумагой необходимы качества:
а) аккуратность, б) выносливость, в) терпение, г) усидчивость, д) самостоятельность.
Практическое задание:
Учащимся предлагаются наборы цветной бумаги, бумажные салфетки, манная крупа. Необходимо составить сюжетную аппликацию по теме «Зима», применяя изученные техники работы (аппликация из бумажных кусочков и комочков, аппликация из манной крупы) по собственному замыслу. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Правильно организует рабочее место
2.Умеет вырезать округлые линии (плавно срезать углы, превращая квадрат в круг, прямоугольник в овал)
3. Умеет готовить дополнительные элементы аппликации (кусочки и комочки бумаги)
Параметр Б
4.Соблюдает правила ТБ
5.Аккуратно работает с клеем
6.Выполняет работу самостоятельно
Параметр В
4. Гармонично подбирает цвета
5.Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации
6.Правильно располагает элементы аппликации на основе
Промежуточная аттестация по итогам 1года обучения (проводится в мае)
Параметр А – знания о материалах и видах аппликации
1.Что такое аппликация?
а) бумага (картон) на который приклеивают детали композиции; б) способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных и наклеенных на соответствующий фон; в) способ нетрадиционного рисования.
2.Оригами, это: а) искусство складывания фигурок из фольги; б) искусство складывания фигурок из шелковых лент; в) искусство складывания фигурок из бумаги.
3.В переводе с латинского аппликация это-
а) прикладывание; б) приглаживание; в) прижимание
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда
1. Выбери инструменты: а) молоток; б) бумага; в) клей; г) ножницы; д) игла
2. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха сверху ты кладешь: а) чистую тряпочку; б) чистый лист бумаги; в) чистую ладошку
3. В технике оригами сгибом называется: а) линия, которая появляется на бумаге после разгиба того или иного движения, б) край бумажного листа; в) линия, проведенная с помощью карандаша и линейки.

Практическое задание:
Учащимся предлагаются наборы цветной бумаги, бумажные салфетки, шерстяные нити различных цветов. Необходимо составить сюжетную аппликацию по теме «Лето», применяя изученные техники работы по собственному замыслу. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:

Параметр А
1.Экономно расходует материалы
2.Владеет навыками вырезания по округлым и ломаным линиям
3. Умеет складывать модели в технике оригами, использовать их в аппликации.
Параметр Б
1.Соблюдает правила ТБ
2.Аккуратно работает с клеем
3.Выполняет работу самостоятельно
Параметр В
1.Гармонично подбирает цвета
2.Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации
3.Правильно располагает элементы аппликации на основе
Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения (проводится в декабре)
Параметр А – знания о материалах и видах аппликации
1. Определи порядок сушки цветов и листьев для аппликации
а) накрой газетой и положи сверху груз; б) отбери яркие не засохшие цветы и листья; в) положи на газету, расправь.
2.Перечисли какие природные материалы ты знаешь________________________
3.Простой и доступный способ гофрировки бумаги, для изготовления поделок это____________________________________________________________________
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда
1. Наклеивая семечко клей необходимо наносить на а) место на картоне, где должно располагаться семечко; б) на само семечко;
2. Высушенные листья и цветы хранят: а) в картонных коробках; б) в полиэтиленовых пакетах;
3. Какие утверждения верны: а) чтобы подготовить листья к работе высуши их на подоконнике, б) яичную скорлупу перед работой необходимо очистить от внутренней пленки, высушить и измельчить; в) семечки арбуза и тыквы перед использованием нужно промыть и высушить на бумаге.

Практическое задание:
Учащимся предлагаются наборы цветной бумаги, высушенные листья и семена, яичная скорлупа. Необходимо составить сюжетную аппликацию, применяя изученные техники работы по собственному замыслу. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Экономно расходует материалы
2.Владеет навыками работы с природным материалом
3.Умеет складывать бумагу «гармошкой»
Параметр Б
1.Соблюдает правила ТБ
2.Аккуратно работает с клеем
3.Выполняет работу самостоятельно
Параметр
1.Гармонично подбирает цвета
2.Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации
3.Правильно располагает элементы аппликации на основе
Промежуточная аттестация учащихся 2 года обучения (проводится в мае)
Параметр А – знания о материалах и видах аппликации
1. Закончи фразу: фетр - это
а) плотная спрессованная шерстяная масса; б) особый вид ткани; в) цветной войлок в листах
2. Какой шов используют для обработки края фетра (ткани): а) петельный шов; б) шов «вперед иголку»; в) шов «за иголку»
3.Закончи фразу: мозаика - это, а) изображение, составленное из мелких кусочков бумаги или других материалов; б) вид аппликации; в) игра.
Параметр Б - знание правил ТБ, инструментов для ручного труда и технологии
1. Выбери приемы действий с бумагой, используемые в технике оригами: а) сгибание; б) складывание; в) совмещение углов; г) надрывание краев
2. Шаблон на материале необходимо размещать: а) по центру материала; б) ближе к краю; в) не имеет значения
3. Какие утверждения верны: а) после работы пересчитай иголки в игольнице, б) передавай иглу держа за нитку; в) передавай иглу в игольнице с ниткой; г) не бери иглу в рот, не втыкай в одежду.

Практическое задание:
Учащимся предлагаются кусочки разноцветного яркого фетра и гофрированная бумага. Работая в группах, необходимо составить предметную аппликацию по теме «Цветы», применяя изученные техники работы. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Экономно расходует материалы
2.Владеет навыками работы с фетром.
3. Владеет навыками работы с гофрированной бумагой.
Параметр Б
1.Соблюдает правила ТБ
2.Аккуратно выполняет работу
3.Выполняет работу самостоятельно
Параметр В
1.Гармонично подбирает цвета
2.Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации
3.Правильно располагает элементы аппликации на основе.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Конспект занятия - путешествия по бисероплетению. Цветы из бисера | Сценарий игровой программы в дополнительном образовании "Волшебный мир бисера"
Опубликовано: 2165 дней назад (23 мая 2018)
Просмотров: 3405
Рубрика: статьи
+1
Голосов: 1
Эльза Нагимовна Авхадиева # 27 мая 2018 в 12:19 0
Здравствуйте Нелли Викторовна.
Хорошо прописано,что должен знать ребенок в конце обучения? какими практическими навыками овладеет и личностными качества будут развиты.
Буду использовать, некоторые критерии при диагностике по дополнительному образованию.