РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ
При рассмотрении темы развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами музыки возникает ряд вопросов. Актуальна ли эта тема? Для чего формировать у детей эмоциональную отзывчивость на музыку, а так же каким путём должен идти педагог, чтобы дети дошкольного возраста стали понимать музыку, чтобы у них возникло чувство эмоциональной отзывчивости на неё?
Известно, что
дошкольное детство – время зарождения всех эмоций и чувств, в том числе эстетических. Эмоциональная сфера играет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Исследования ученых показывают, что именно музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта ребенка. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский в своих трудах подчеркивал значимость музыкального искусства, считал его главнейшим средством воспитания культуры личности: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута ни какими другими средствами» [3].
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении [4].
Эмоциональность — свойство человека, характеризующее содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявления темперамента — впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом: направленностью сферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. К динамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения [8].
Музыка – самое яркое, эмоциональное, а потому и действенное средство воздействия на детей, благодаря музыке ребенок способен увидеть прекрасное не только в окружающем мире, но и в самом себе. Древнегреческий философ Пифагор рассматривал музыку как источник ритма, способного определять правильный ритм жизнедеятельности человека. Данное представление Пифагора опиралось на предложенное им понятие «эвритмия» – «способность человека находить верный ритм во всех проявлениях жизнедеятельности: пении, игре, танце, речи, жестах, мыслях, поступках, в рождении и смерти» [7].
Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова).
Основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку»[10].
Развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличии от его интеллектуального развития, не всегда уделяется достаточно внимания. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Формирование «умных» эмоций, коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания [5].
Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но, прежде всего – как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том, или ином возрасте.
О.П. Радынова предложила методы «уподобления характеру музыки», способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в активной творческой деятельности. Она говорит о том, что педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д. [9,с. 4].
В.П. Анисимов говорит, что «эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…» [1,с. 5]. Он утверждает, что эмоциональное переживание человека
предусматривает проявление:
1) направленности переживания: позитивного или негативного;
2) активности, т.е. степени выраженности состояния: слабо, умеренно, сильно;
3) насыщенности, т.е. дифференцированности, детализации, разработанности оттенков, нюансов состояний, определяющих творческий характер мыслеобраза.
Эмоциональная отзывчивость на музыку не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Как сказал Б.М. Теплов «она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент музыкального слуха) и чувстве ритма (способность активно переживать музыку)» [10,с. 211].
Ладовое чувство – это способность эмоционально отзываться на общий характер произведения, смену настроений в нем, чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым). Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях.
Б.М. Теплов считает, что в процессе восприятия ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте характерным проявлением ладового чувства являются любовь и интерес к музыке [10,с. 211].
Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых, просьбах повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). [10,с. 211].
Наряду со слушанием музыки музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку.
Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). К показателям развитости чувства ритма относятся соответствие движений характеру и ритму музыки, выразительность движений.
М.Л. Палавандишвили отмечает, что ритмически упорядоченные движения под музыку являются лучшим средством развития эмоционального отклика на воспринимаемую музыку и формируют чувство ритма [6].
Способность эмоционально отзываться на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
Следовательно, если музыка оказывает такое влияние на ребенка уже в первый год его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.
Библиографический список
1.Анисимов, В. П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры / В. П. Анисимов // Музыкальная палитра. – 2006. - №4. – С. 5-6.
2. Выготский А.С. Психология искусства./ А.С. Выготский - М., 1965.-256с.
3. Груздова, И.В. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку в условия музыкально-игровой деятельности/ И.В. Груздова монография // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2011. – № 7 – С. 18-19.
4. Данилина, Т.А. В мире детских эмоций./ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. Пособие для практических работников ДОУ.- М.: Айрис – пресс, 2004.-160 с. – (Библиотека психологического образования).
5. Корепанова, М.В. Диагностика развития и воспитании дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100»/ М.В. Корепанова, Е.В.Харлампова/ Пособие для педагогов и родителей.- М.: Изд.Дом РАО; Баласс, 2005.-144 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100; Детский сад - 2100»)
6. Палавандишвили, М. Л. Формирование чувства ритма у детей 5-7 лет на занятиях по ритмике в детском саду/ М.Л.Палавандишвили. Автореф.дисс... канд.пед.наук. М.: 1973. 21 с.
7. Петрушин, В. И. Музыкальная психотерапия / В. И. Петрушин. – М.: Владос, 2000. – 176 с.
8. Психологический словарь.
9. Радынова, О. П. Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры / О. П. Радынова // Музыкальный руководитель. – 2005. – №1. – С. 4.
10. Теплов, Б. М. Избранные труды. // Соч.: В 2 т. – М.: Педагогика, 1985. – Т. 1. – 328 с.
Рекомендуем посмотреть:
Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра
Трудовое воспитание дошкольников в детском саду и в семье
Как развивать логическое мышление у дошкольников
Содержание и формы взаимодействия ДОУ и семьи по развитию речи старших дошкольников
Похожие статьи:
Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности
Эмоциональное развитие старшего дошкольника
Педагогические термины для воспитателей
Как оценить умственные способности ребенка