Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование у дошкольников представлений о величине и измерении величины

Консультация для педагогов на тему «Формирование у детей дошкольного возраста представлений о величине и её измерении»
Описание материала. Предлагаю вашему вниманию материал, раскрывающий особенности формирования представлений о величине и её измерении у детей дошкольного возраста. Данный материал может стать полезным воспитателям детских садов, методистам. Он позволит методически грамотно организовать процесс познавательной деятельности детей.
* * *
«Величина – это важная характеристика или пространственный признак предметов, масса – это один из параметров величины, который проявляется не в пространстве, а в субъективном ощущении. Изучение детьми пространственного признака – величины и массы, как её проявления, способствует развитию у детей сенсорной чуткости» [2, с. 6].
Величина представляется такими понятиями, как длина, ширина, высота, толщина, объём, площадь, температура, масса. Основные свойства величины: сравнимость, изменчивость и относительность, главное из которых – сравнимость. Только в результате сравнения может быть получена характеристика любой величины. Изменчивость величины позволяет понять, что это нестабильная характеристика. Однако при изменении величины, часто, не изменяется свойство предмета. Например, если у стула обрезать ножки, он станет ниже, но не перестанет быть стулом. Третье свойство величины – относительность. Оно перекликается с первым свойством. Величина любого предмета относительна, так как «всё познаётся в сравнении». Один предмет может быть определён нами как больший только до тех пор, пока не будет сравним с ещё большим предметом.
По мнению Р.К. Расцветаевой [6], восприятие величины предметов детьми дошкольного возраста отличается рядом особенностей. В раннем детстве в результате действий с разными игрушками у ребёнка формируются опыт восприятия и оценка величины. Однако складывающийся опыт чувственного различения величины очень долго носит локальный характер: признак величины прочно закрепляется за конкретным предметом, который хорошо знаком ребёнку, например: «Моя кукла – большая! Нет, это моя собака большая! – спорят дети». Малыши с трудом овладевают относительностью оценки величины, а также не соотносят величину предметов между собой: стараются уложить большую куклу на маленькую кровать, посадить большого мишку на маленький стул или сами садятся в кукольную коляску.
Для детей трёх лет величина ещё не является основным опознавательным признаком и не имеет сигнального значения. «Дети распознают признак величины лишь тогда, когда этот признак становится значимым для них, приобретает практическое значение» [1, с.28].
По исследованиям Е.И. Щербаковой [7], для детей трёх лет понятие величины предметов носит глобальный, недифференцированный характер, то есть они ориентируются на общий объем предмета, не выделяя его длину, ширину, высоту. Любой признак величины они определяют как «большой» или «маленький». Четырёхлетние дети более правильно выбирают различные по высоте, длине и ширине предметы, но эти различия воспринимаются ими при условии, если они ярко выражены, то есть выделяемый признак должен превосходить по своим размерам остальные.
Благодаря целенаправленному обучению, в младшей группе дети могут выделить признак величины наряду с другими (цветом, формой), пользуясь специальными приёмами обследования: приложением и наложением, а массу – приёмом «на руку». Практически сравнивая попарно предметы по длине, ширине, высоте и объёму в целом, а также по массе, дети учатся устанавливать отношения «равенства – неравенства» и результаты сравнения отражать в речи с помощью прилагательных «длиннее», «короче», «одинаковые по длине»; «шире», «уже», «одинаковые по ширине», и так далее. В отношении массы предмета дети 3-4 лет способны лишь определить его как «тяжёлый» или «лёгкий».
А.М. Леушина [3] и Л.С. Метлина [4] предлагают уже в средней группе учить детей сравнивать 3-5 предметов, менее контрастных по величине. При этом к концу учебного года следует постепенно уменьшать разницу в размерах сравниваемых предметов от 5 до 2 сантиметров. Так, дети овладевают сравнительной оценкой величины, начинают понимать и употреблять в речи слова «самая длинная», «длинная», «короче», «короткая», «самая короткая». Сначала детей учат раскладывать предметы в ряд по образцу, а затем по правилу, каждый раз выбирая наибольший (или наименьший) предмет из оставшихся. Положив предметы в ряд, дети сравнивают их парами по величине: сначала с тем, который лежит слева (снизу), а потом с тем, который лежит справа (сверху). После этого дети делают вывод, что предмет больше (выше, шире, длиннее) того, который слева (снизу), или меньше (ниже, уже, короче) того, который справа (сверху). Вывод «синяя лента длиннее красной, но короче голубой...» даёт детям возможность осознать, что величина предмета – понятие относительное.
Также в этом возрасте дети становятся способными сравнивать одни и те же предметы по длине и ширине одновременно (например, ленты равной длины, но разной ширины).
Кроме этого, по мнению Е.И. Щербаковой [7], в 4-5 лет дети способны сравнивать три предмета по массе, создавая элементарный сериационный ряд.
В старшей группе дети, сравнивая предметы различного объёма, приходят к заключению, что большими или меньшими их называют в зависимости от величины всех трёх измерений. Также в этом возрасте дети учатся выстраивать сериационный ряд по величине (длине, ширине, высоте) до 10 предметов, а разница размеров между ними уменьшается от 3 до 1 сантиметра, и по массе – до 6 предметов.
В данном возрасте дети осваивают понятие «толщина», которое употребляется ими в двух значениях: первое при выделении толщину предметов, имеющих форму цилиндра (толщина палки, ствола дерева, карандаша), второе – при замене данным понятием высоты объёмных предметов, если она контрастно меньше других измерений (толщина книги, тетради).
В 6-7 лет дети дифференцированно воспринимают величину предметов, понимают её свойства, однако, как отмечает Е.И. Щербакова [7], нуждаются в развитии глазомера и сенсорной чуткости, а также смекалки и сообразительности. Педагогом подчёркивается, что всё это можно достичь с помощью измерения.
Измерение – это одна из древнейших операций, используемых человечеством в практической жизни. Кроме практической значимости измерение оказывает сильное влияние на развитие ребёнка, оно «придаёт адекватность процессу сравнения предметов по величине и массе» [5, с. 90]. По мнению А.М. Леушиной [3], обучение дошкольников измерению обладает рядом преимуществ.
• У детей развивается умение более точно дифференцировать длину, ширину, высоту, объём и массу предметов. Пользуясь условными мерками (предметами, с помощью которых производится измерение), они определяют и осознают некоторые свойства жидких и сыпучих веществ. При выборе мерки у ребёнка совершенствуется умение ориентироваться в качественных особенностях вещей (например, невозможно измерить длину ковра стаканом или количество воды счётной палочкой).
• У детей совершенствуется глазомер, потому что измерение даёт возможность более точно определять параметры величины.
• Сочетая практическую и теоретическую деятельность, измерение отвечает требованиям развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления дошкольника. Особенно активизируется причинное мышление: дети «по представлению способны предположить, что произойдёт с числом мерок в определённых условиях, в каком направлении будет осуществляться изменение результата измерения в зависимости от величины самих мерок. Дошкольникам задают вопрос: «Что произойдёт с числом мерок, если длину дорожки измерить разными мерками: длинной и короткой?».
• В процессе измерения взаимодействуют непрерывное и дискретное множества: непрерывное множество выражается дискретным – числом мерок. Число мерок – это результат измерения, который является количественной характеристикой измеряемой величины; это отношение целого к его части.
• Овладение измерением в дошкольном возрасте влияет на возникновение предпосылок учебной деятельности. Дети учатся осознавать цель деятельности, осваивать способы её достижения, подчиняться правилам, определяющим характер и последовательность действий, решать практические и учебные задачи в единстве. Измерение при выполнении заданий вырабатывает такие качества деятельности, как точность и аккуратность.
• Измерение успешно используется для уточнения геометрических представлений. С помощью измерения условной меркой дети осознают основные свойства сторон квадрата, прямоугольника.
• Работа по измерению подготавливает ребёнка к пониманию арифметических действий сложения, вычитания, умножения и деления.
• На основе измерения дошкольники знакомятся с отношением части и целого, равенства и неравенства, простейшими видами функциональной зависимости.
При этом в измерениях, которые производят дети, идея функциональной зависимости выступает в конкретной форме: на простых и доступных примерах раскрываются соответствие, взаимосвязь, изменение одной величины в зависимости от другой. Дети опытным путём приходят к следующим выводам: чем длиннее мерка, тем меньше мерок потребуется для измерения, и наоборот, чем короче мерка, тем больше мерок потребуются для измерения.
Какова же методика организации измерительной деятельности дошкольников?
Сначала детям поясняют смысл и значение измерительной деятельности; показывают способы, озвучивают правила. Затем ребёнок овладевает практическими умениями, выполняя конкретные задания по измерению. Упражнения для закрепления должны иметь практическую направленность. Необходимо чётко говорить о результате измерения. Определяя результат измерения нужно учить детей именовать число, то есть связывать его с названиями мерки.
Правила линейного измерения: до начала измерения нужно правильно определить точку отсчёта; к точке отсчёта приложить мерку в направлении слева направо и сделать отметку карандашом или мелом; при измерении длины предмета мерка перемещается слева направо, а высоты или ширины – снизу вверх; перемещая мерки необходимо их считать.
Правила измерения сыпучих и жидких веществ: наполнять мерку (стакан, ложку, мензурку) нужно до краёв; в конце измерения нельзя уменьшать количество вещества; необходимо мерки считать.
Вначале детям трудно выполнять измерительные действия и считать мерки. Чтобы облегчить эту задачу, Е.И. Щербакова [7] предлагает на первых этапах обучения использовать фишки-эквиваленты в виде каких-либо предметов, одинаковых по величине. Отложив мерку, ребёнок одновременно откладывает фишку-эквивалент. В итоге, подсчитав количество фишек, дети узнают, сколько мерок потребовалось для измерения данной величины.
Особенности измерения веса предметов. «Сначала следует познакомить детей с внешним видом и особенностями работы весов. Затем следует на левую чашу весов положить или поставить измеряемый предмет, а на правую – класть по одному мелкому предмету (камушку, монетке, пуговице) до тех пор, пока чаши весов не выровняются. И чтобы назвать результат измерения, нужно сосчитать количество мелких предметов. Например: «Вес матрёшки – 5 камушков» [3, с.76].
Показ с объяснением приёмов измерения должен быть чётким, ясным, немногословным, действия воспитателя должны находиться в поле зрения ребёнка.
В детском саду дошкольники овладевают несколькими видами измерения условной меркой:
• линейным измерением плоских поверхностей с помощью шнурка, тесьмы, полоски бумаги, счётной палочки;
• измерением объёма сыпучих веществ с помощью ложки, баночки, стакана;
• измерение объёма жидких веществ с помощью ложки, стакана, пипетки;
• измерением площади листа бумаги с помощью условно взятой клетки;
• измерение толщины предметов цилиндрической формы с помощью шнурка.
По мнению Е.Н. Щербаковой, обучение измерению должно начинаться с подготовительной к школе группе и первые умения дошкольники будут приобретать в течение 10-12 занятий. Для этой работы «отводится обычно часть занятия, а остальное время посвящается реализации других требований программы по развитию математических представлений у дошкольников. Обучение новому виду измерения может осуществляться в течение всего занятия. Постепенно обучение измерительной деятельности перемешается из первой части занятия в другие. С целью закрепления навыков можно давать задания для самостоятельной или совместной с родителями деятельности, например, измерить какие-то объекты» [7; с. 120].
Во втором полугодии подготовительной к школе группы дети становятся способными решать логические задачи, основываясь на принципах измерительной деятельности. Например, задачи типа: «Коля выше Пети, а Петя выше Саши. Кто из мальчиков самого низкого роста?». Или воспитатель показывает детям три коробочки разной величины и говорит, что в одной из них сидит курочка, во второй – утёнок и в третьей – цыплёнок. Далее задаёт ряд вопросов, которые не только стимулируют процесс мышления, но и позволяют научить детей абстрагировать признак величины от предметов, делать их самостоятельными. Во-первых, какая коробочка кому принадлежит? Во-вторых, вместится ли цыплёнок в коробку курочки, утёнок – в коробку цыплёнка, а курочка – в коробку утёнка?» [7, с. 123].
Таким образом, восприятие величины и массы предметов – важный и необходимый процесс в познании окружающего мира. Измерительная деятельность позволяет не только обогатить обучение детей, развить у них точность движений и мысли, но и совершенствовать глазомер, способствует формированию предпосылок учебной деятельности.
Список использованной литературы
1. Денисова, Д. Математика для дошкольников: монография / Д. Денисова, Ю. Дорожин. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 76с.
2. Ерофеева, Т.И. Знакомство с математикой: метод. пособие для педагогов / Т.И. Ерофеева. М.: Просвещение, 2006. 344 с.
3. Леушина, А.М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста /А.М. Леушина. М.: Просвещение, 1974. 368 с.
4. Метлина, Л.С. Занятия по математике в детском саду / Л.С. Метлина. М.: Мир, 2010. 163 с.
5. Носова, Е.А. Логика и математика для дошкольников: монография / Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. М.: Детство-Пресс, 2007. 444с.
6. Расцветаева, О.Н. Возрастные особенности формирования интеллектуальных способностей старших дошкольников в условиях ДОУ / О.Н. Расцветаева // Приоритетные направления развития науки и образования. 2015. № 4 (7). С. 113-114.
7. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников /Е.И. Щербакова. М.: Академия, 2005. 129с.

Рекомендуем посмотреть:

Ведущий вид деятельности в ДОУ - игра Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет Дыхательная гимнастика для детей дошкольного возраста Для чего нужна диагностика дошкольников?

Похожие статьи:

Как организовать учебно-воспитательный процесс в ДОУ

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Эмоциональное развитие старшего дошкольника

Педагогические термины для воспитателей

Как оценить умственные способности ребенка

Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе | Консультация для воспитателей детского сада на тему «Формирование числовых представлений у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 1510 дней назад (7 марта 2020)
Просмотров: 9509
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!