Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическое воспитание младших школьников 1 класса

Экологическое воспитание в начальной школе
Пояснительная записка: Как известно, 2017 год объявлен годом экологии в России. Наряду с мероприятиями, разработанными российским правительством в общероссийских масштабах, думаю, что в школах экологическое воспитание становится особенно актуальным, т.к. именно при таком воспитании у человека формируется сознательное восприятие окружающей природной среды, убежденность в необходимости бережного отношения к природе, разумного использования ее богатств. Именно в рамках программы «Год экологии в России», хотелось бы представить свой опыт по экологическому воспитанию младших школьников.
В условия федерального государственного общеобразовательного стандарта на первый план в образовании выходят такие понятия как деятельностный и компетентностный подходы, и это не случайно, т.к. деятельностный подход – это процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом. В условиях деятельностного подхода человек, как личность, выступает как активное творческое начало. Компетентностный подход, по мнению О.Е.Лебедева – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Именно, в условиях этих подходов осуществляется экологическое воспитание в моей работе. Я предлагаю Вашему вниманию проект «Сохраним лес для потомков», где представлена совместная работа педагога, родителей и детей по экологическому воспитанию дошкольников.
На протяжении последних 20-25 лет состояние лесных ресурсов непрерывно ухудшалось, а обстановка с лесоиспользованием обострялась. На состоявшемся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро Международном конгрессе по проблемам развития Земли была принята Конвенция о лесах. В ней особо отмечалась необходимость создания национальных программ защиты и сохранения лесов с учетом их ценности, роли в жизни страны и экологическом равновесии планеты. Лесные ресурсы относятся к возобновимым. Но поскольку леса сводятся под пашни, строительство, древесину используют в качестве дров, как сырье для деревообрабатывающей и других видов промышленности (производство бумаги, мебели и пр.), проблема сокращения лесных ресурсов стоит достаточно остро, а для того чтобы вырастить дерево требуется много лет.
Тема проекта «Сохраним лес для потомков» выбрана нами не случайно. Ведь именно лесные ресурсы являются достоянием всей планеты. Лес нужен не только человеку, но и животным, птицам, насекомым. Я предложила воспитанникам группы подумать,что может предпринять человек для сохранения деревьев - богатства, подаренного нам природой?
Проблема: Как сберечь лес?
Мы с ребятами выдвинули следующую гипотезу: использование макулатуры и активной посадки деревьев помогает сохранить лесные ресурсы планеты.
Цели: выявление через наблюдение, социологический опрос и исследование оптимальных способов сбережения лесных ресурсов.
Задачи:
• проанализировать литературу и выяснить причины уменьшения лесных ресурсов планеты, а также выявить задачи, решение которых снизит негативное воздействия на лесную растительность;
• выявить осведомленность учащихся о значимости сохранения лесных ресурсов нашей планеты;
• научиться проводить мини - исследование: попытаться получить бумагу в домашних условиях;
• способствовать экологическому воспитанию друзей, одноклассников, прививать бережное отношение к природе.
Предмет исследования: сохранение лесных ресурсов.
Объектом исследования: способы сохранения лесных ресурсов.
Значимость и прикладная ценность работы состоит в том, чтобы научить школьников бережно относиться к природным ресурсам, расширить знания о лесных ресурсах.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный: Изучив литературу, мы выяснили, что в условиях все возрастающей урбанизации, роста населения городов и промышленных центров усиливается воздействие человека на лесные ресурсы. Основные причины уменьшения лесных ресурсов мы представили в следующим образом:
Вырубка деревьев для: древесного топлива, древесного сырья: для производства мебели, бумаги и т.д.
Затопление лесов в связи со строительством ГЭС, водохранилищ.
Деградация лесов, т.к. леса превращаются в места массового отдыха.
Гибель лесов, связанная с пожарами.
Угнетение лесов, вследствие выбросов химических соединений.
На наших занятиях мы рассмотрели каждую причину в отдельности, ребята активно дискутировали и исходя из анализа литературы учащиеся с которыми я работала пришли к выводу, что наиболее негативное влияние на леса носит антропогенный характер. Именно поэтому ребята приняли решение, что в школах нужно активнее вести беседы о важности и способах сохранения лесных ресурсов.
Следующим этапом нашей работы стало изучение материалов о способах охраны и восстановления лесов. На занятиях мы выяснили, что исходя из анализа причин истощения лесных ресурсов, можно предположить, что сохранить леса можно, если рационально использовать лесные ресурсы и активно восстанавливать. Рациональное использование предполагает снижение негативного антропогенного воздействия, а для этого необходимо решить следующие задачи:
1. Снижение вырубки лесов: при правильном ведении лесного хозяйства рубки на отдельных участках повторно должны проводиться через 80-100 лет. Другая важная мера по сохранению лесов – это борьба с потерями древесины, в этом аспекте актуальным становится сбор макулатуры. Из 1 тонны макулатуры можно изготовить такое же количество продукции, что и из 5-6 кубометров древесины, что приравнивается к нескольким солидным деревьям, росшим несколько десятилетий.
2. Снижение негативного антропогенного воздействия: лесохозяйственные мероприятия и пользование лесными лесным фондом должны осуществляться методами, не приносящими вреда окружающей природной среде. Кроме того, леса, более или менее активно используемые для отдыха, нуждаются в определённых режимах ведения хозяйства, специфических формах организации территории и регулярном контроле за их состоянием.
3. Среди мер по охране лесов важное значение имеет борьба с пожарами. При этом на первый план выходит необходимость работы противопожарных служб, контроль за соблюдением пожарной техники безопасности.
4. Не менее важное значение по сохранению лесных ресурсов имеет воспроизводство лесной растительности, улучшение природного состава и качества лесов, повышение их продуктивности и их защита.
На занятиях мы с ребятами познакомились с Федеральным законом «Об охране окружающей среды», в нем установлено, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды. Правовой режим и регулирование вопросов леса и иной растительности имеют различия. Но независимо в целом от правового статуса, в законе сказано, что любые насаждения играют существенную роль в обеспечении климата, среды обитания живых организмов, поддержании правильного кислородного баланса и т.д. В данном законе наше государство разработало специальные меры регулирования использования лесных ресурсов.
Но не только наше государство заботится о сохранении лесных ресурсов в декларации тысячелетия Организации Объединенных Наций, утвержденной резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи ООН от 8 сентября 2000 г., изложено: «Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и прежде всего наших детей и внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей».
Поразмыслив над выше изложенным, мы пришли к выводу о том, что каждый человек может проводить ряд мероприятий, связанных с восстановлением лесных ресурсов. Самые распространенные их них посадка деревьев и сбор макулатуры. Макулатура – это отслужившие свой срок изделия из бумаги и картона, бумажные отходы полиграфических предприятий и т. д., используемые в качестве вторичного сырья на бумажных фабриках.
2 этап – Основной (практическая часть):Для того чтобы проверить, действительно ли из макулатуры можно сделать бумагу, мы провели мини – исследование по изготовлению бумаги в условиях школы.
Для работы нам понадобились: ведро, марля, ненужная бумага, крахмал, клей ПВА, блендер, ткань и газеты для сушки.
1. Ребята измельчили макулатуру на мелкие кусочки и сложили в ведро.
2. Залили горячей водой и оставили бумагу разбухать на 12 часов.
3. На следующий день распавшуюся на кусочки бумагу измельчили блендером.
4. Добавили крахмал и клей для прочности.
5. Вылили получившуюся массу на марлю.
6. Выложили марлю на ткань, накрыли другим куском ткани и старыми газетами для сушки.
7. В результате нашего эксперимента мы получили лист бумаги.Изучив его, мы пришли к выводу, что бумага ручного изготовления не похожа на бумагу произведенную в промышленных масштабах, она неравномерная по толщине, не такая гладкая, и даже хрупкая — такая бумага не подойдет для письма и тем более для печати. Но практический опыт изготовление бумаги доказал, что даже в домашних условиях можно из макулатуры получить бумагу. А так как, в настоящее время существуют технологии, которые позволяют из макулатуры вырабатывать большое количество продукции довольно высокого качества, пригодной к тому же для повторной переработки, можно с уверенностью сказать, что переработка макулатуры спасает жизнь деревьев.
3 этап – Итоговый: Проведя свое исследование, учащиеся пришли к следующим выводам:
1. Во – первых, в школах нужно активнее вести беседы о важности и способах сохранения лесных ресурсов.
2. Практический опыт изготовление бумаги доказал, что даже в домашних условиях можно из макулатуры получить бумагу. А так как, в настоящее время существуют технологии, которые позволяют из макулатуры вырабатывать большое количество продукции довольно высокого качества, можно с уверенностью сказать, что переработка макулатуры спасает жизнь деревьев.
Результаты своих наблюдений в форме доклада ребята донесли до учащихся на научно – практической конференции для начальных классов «Всезнайка 2016», чтобы способствовать экологическому воспитанию школьников и прививать бережное отношение к лесным ресурсам. И уже в этом учебном году ребята начальной школы совместно с родителями стали участниками двух экологически важных акций: по сбору макулатуры и посадке деревьев на пришкольном участке. Кроме того, ребята активно ухаживают за деревьями, посаженными собственноручно. Таким образом, поставленные задачи успешно реализованы.
В ходе нашего исследования ребята с уверенностью сделали вывод, что гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась. Сбор макулатуры и активная посадка деревьев действительно является огромным вкладом в спасение лесного богатства нашей планеты.
Подводя итоги данного проекта, можно сказать, что для получения положительного результата на протяжении всего исследовательского проекта мною, как педагогом, задавался позитивный настрой. Специфика работы заключалась в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли педагога. Главное для меня, как руководителя проекта – увлечь и “заразить” детей, показать им значимость их деятельности, а также привлечь родителей к участию в школьных акциях своего ребёнка. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делали фотографии, выполняли несложные исследования, наблюдения, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Рекомендуем посмотреть:

Экологический КВН в начальной школе Классный час по экологии, 1 класс Экологическая сказка для детей 6-8 лет Внеклассное занятие по экологии для детей 7-8 лет с презентацией. Животные Кемеровской области

Похожие статьи:

Классный час «Жители леса», 1 класс

Сценарий экологической игры в начальной школе

Сценарий экологического праздника в начальной школе

Экологические сказки для старших дошкольников и младших школьников

Экологический ринг в 3 классе. Сценарий

КВН для начальной школы по ОБЖ
Опубликовано: 2841 день назад (11 февраля 2017)
Просмотров: 2773
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!