Теоретическое обоснование:
На выбор профессии влияют многочисленные факторы, которые обусловливают выбор человеком той или иной профессии. По методике Е.А. Климова определено 8 позиций выбора профессии: позиция старших членов семьи, позиция товарищей, позиция учителей, личный профессиональный план, способности, уровень притязаний, информированность, склонности. Данная классификация послужила основой для трансформации позиций выбора профессий в аспекты выбора профессий.
Аспект (от лат. aspectus — вид, облик, взгляд, точка зрения) — одна из сторон рассматриваемого объекта, то, как он видится с определённой точки зрения.
Профессиональная ориентация – многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов.
Многоаспектный выбор профессии – это многочисленные стороны профессионального выбора, которые необходимо и крайне важно учитывать при выборе профессии, так как от учета этих аспектов: состояния здоровья, информированности, способностей, склонностей, мнения учителей и старших членов семьи, а также личного профессионального плана, диагностики и консультации у психолога-профориентатора зависит успешный выбор.
Таким образом, выбор профессии – это важный шаг в жизни родителя и его ребенка, в то же время сложный, но интересный процесс, включающий в себя разные аспекты, которые необходимо учесть. Необходимо помнить о том, что выбор профессии часто вызывает серьезные сомнения и трудности у подростков, так как они психологически еще не готовы сделать выбор самостоятельно. Потому нуждаются в помощи взрослых. Поэтому важно: не сняв полностью ответственность за совершаемый выбор с ребенка сделать так, чтобы у него сложилось ощущение, что это он так решил. Цели: побуждение родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. Задачи:
- информирование участников акции о многогранности и многоаспектности профессионального выбора;
- мотивирование родителей учащихся на выработку гибкой системы взаимодействия родитель – ребенок в вопросе успешного выбора профессии;
- формирование установки на осознанный выбор профессии, через объяснение влияния аспектов на выбор профессии;
- визуализирование, фиксирование мнений и положительных сторон каждого аспекта выбора профессии. Условия проведения:
Место проведения: учебная аудитория, оснащенная в соответствии с требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологической и пожарной безопасности, оснащенная мультимедийным оборудованием.
Целевая группа: родители учащихся 8 – 11 классов.
Количество: 15-25 человек.
Продолжительность акции: 45 минут. Материально-дидактическое оснащение:
- эталон ответов (Приложение №1);
- карта профаспектов (Приложение №2). Материально-техническое оснащение:
- мультимедийный комплекс – 1 шт;
- доска, маркер или мел;
- канцелярские принадлежности (ручки, карандаши, маркеры). Этапы проведения:
1 этап – организационный. На данном этапе осуществляется объявление названия, цели акции и этапов работы. Объяснение задач, условий их выполнения участниками. Активизация участников путем ведения с ними диалога по теме акции. Мотивация родителей на когнитивную и эмоциональную деятельность.
2 этап – основной. Показ мультимедийной презентации акции «Многоаспектный выбор профессии», обсуждение возникших вопросов, выполнение задания.
3 этап – заключительный. На этом этапе осуществляется подведение итогов, рефлексия. Результативность: влияние логично и систематично подобранного материала на когнитивный, эмоциональный и поведенческий уровень участников акции, осуществляемых в виде размышлений и визуализации на протяжении всей акции, позволит побудить родителей к дальнейшему совместному (вместе с ребенком) учету многоаспектности выбора профессии. А также приобрести опыт анализа и систематизации знаний об аспектах выбора профессии. Ход проведения: Организационный этап
Здравствуйте, меня зовут …, я педагог-психолог «Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» Отдела профессионального самоопределения школьников, занимающимся подготовкой детей с 1 по 11 классы к осознанному, правильному выбору своей будущей профессии.
Сегодня мы пригласили вас на акцию «Многоаспектный выбор профессии» для того бы вы приобрели компетенции в вопросе успешного выбора профессии, как дальнейшей основы для совместного (вместе с ребенком) анализа успешного выбора профессии. Мотивация:
Выбор профессии – первый шаг в самостоятельной жизни, от которого во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба Вашего ребенка. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни и быть уверенным в завтрашнем дне. Сделать этот выбор нелегко, необходимо быть внутренне готовым и уверенным в том, что шаг делается в правильном направлении. И конечно же поддержка и советы родителей в этом непростом деле является очень значимым для ваших детей. ? Как вы думаете, что служит основанием при выборе будущей профессиональной деятельности (Нужно основываться на мнении старших членов семьи, товарищей, учителей вашего ребенка, составив профессиональный план, учитывая способности, состояние здоровья, информированность, склонности).
Так вот, наша цель помочь вам узнать о многогранности и многоаспектности выбора профессии, а вы в свою очередь сможете передать полученную информацию своим детям, тем самым обеспечивая успешный профессиональный выбор и активно проявляя свою роль в подготовке к труду и выбору профессии. Основной этап
А теперь сделаем акцент на главном – что же нужно учитывать в выборе будущей профессиональной деятельности, чтобы он был успешным. Позиция старших членов семьи (ПС)
В наше время большинство родителей либо дают своим детям полную свободу выбора, либо мудро ограничиваются советами. Лишь немногие навязывают свое мнение, диктуют свою волю детям. Так или иначе, а мнение старших членов семьи детям необходимо знать и хорошо обдумать, потому что зачастую родителям, как никому другому, видны сильные и слабые стороны ребенка, родители знают интересы и склонности, способности и возможности. Следующий аспект выбора – это позиция товарищей (ПТ)
Дружеские связи детей крепки и могут сильно влиять на выбор профессии. Поэтому этот выбор порой превращается в выбор между друзьями и интересами. Но ребенку необходимо остановиться на втором, то есть на своих профессиональных интересах. Это предпочтительнее, так как риск потерять друзей почти исключен, если это действительно друзья. Гораздо больший риск потерять друзей, потеряв себя. Выпускать из вида это аспект не стоит, так как друзья способны также дать дельные советы, которые возможно не учли бы в других аспектах. Так, например, друг вашего ребенка может ему указать на новые и перспективные специальности, о существовании которой он не знал, и даже не знали и вы. Следующее, что нужно учитывать - это позиция учителей (ПУ)
Дети порой не знают, какими их видят взрослые, как они расценивают их возможности стать высококлассным специалистом в выбранной ими сфере профессиональной деятельности. Наиболее сведущими и беспристрастными в этом отношении являются учителя. Наблюдая за учебой и внеучебной деятельностью, педагог ставит своего рода прогнозы относительно интересов, склонностей, способностей, характера, подготовленности для взятия профессиональных и жизненных высот вашего ребенка. Он знает о много такого, что скрыто от непрофессиональных глаз и даже от них самих. Обязательно необходимо провести разведку позиции учителей, поинтересоваться их мнением о целесообразности выбора. Следующее, что необходимо учитывать - личный профессиональный план (ЛПП)
Отсутствие или размытость такого плана обрекает на "слепое" плавание в океане профессий. Личный профессиональный план поможет ответить на следующие вопросы:
• чему и где учиться, куда и кем пойти работать после школы, перспективы повышения профессиональной и общеобразовательной подготовки;
• пути и средства достижения цели (самообразование, посещение факультатива, кружка, подготовительных курсов, выбор конкретного места учебы или работы);
• представление о собственных недостатках (и достоинствах), которые могут повлиять на достижение намеченных целей.
• представление о возможных внешних (объективных) препятствиях на пути к целям (кто и что может помешать).
• знание путей преодоления внешних препятствий.
• знание резервных вариантов выбора на случай неудачи по основному варианту.
Грубо говоря, личный профессиональный план – это задачи, которые необходимо выполнить на пути достижения цели. Состояние здоровья (СЗ) – это следующий аспект
Выбирая профессию и планируя свой жизненный путь, очень важно позаботиться о реалистичности оценки своего состояния здоровья. Ну, и конечно, немаловажно знать обладает ли предполагаемая профессия вредным воздействием на состояние физического и психического здоровья работника. Следующее, что необходимо учитывать – это способности (СП)
Под способностями понимают индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности и не сводящиеся к знаниям, навыкам. Любые черты человека, начиная с особенностей морального облика и кончая осязательной чувствительностью кончиков пальцев, могут выступать в роли способностей. Способности – это не интересы, это какие-то таланты данные природой, с рождения. Например, высокий уровень развития памяти и внимательности; высокий уровень развития тонкой моторики и ловкости; хорошо развитые аналитические способности (умение получать и обрабатывать нужную информацию); развитые коммуникативные способности; технические способности; способность анализировать, сопоставлять факты; организационные способности; способность к самоконтролю; хорошая зрительная память…
И важно помнить о том, что лишь квалифицированный специалист – педагог-психолог сможет достоверно выявить сильные и слабые стороны вашего ребенка. Следующий аспект выбора профессии - это склонности (СК)
Склонность - нечто большее, чем просто интерес. Одно дело - хотеть знать, другое - хотеть сделать. Склонности проявляются в любимых занятиях, на которые тратится большая часть времени, в том числе свободного. Делать можно что-либо можно не обязательно руками, но и в уме. Например, областью склонностей может быть и сфера общения. Когда есть склонность, то предполагается и наличие интереса. При оценке своих личных качеств важно обратить внимание именно на склонности - не просто желание узнать, а желание заняться делом, от которого потом трудно оторваться. Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Пока они не сформированы, нечему и проявляться. Детям надо сознательно включаться в самые разнообразные виды деятельности, не бояться увлечения. Лучше пробовать, как бы проигрывать разные варианты на уровне увлечений, чем потом неоправданно часто менять места учебы и работы. Акцентируем внимание на том, что склонности, грубо говоря, это наши интересы, а способности - это таланты данные нам с детства. Если склонности формируются, то способности у нас уже есть. Например: я умею петь, у меня хорошие голосовые данные - это моя способность, а еще я люблю вышивать - это моя склонность, склонность к кропотливому ручному труду. Еще один важный аспект - это информированность (ИН)
Необходимость иметь много информации для профессионального самоопределения очевидна. Но важно также учитывать и ее качество. Для этого следует обратить внимание на то, чтобы приобретаемые сведения не оказались искаженными, что может быть при использовании устаревших или недостоверных источников, а также из-за предвзятого отношения к тем или иным областям труда. Аспект диагностика у психолога-профориентатора (ДП)
Задача психодиагностики - выявить и дать информацию об индивидуально-психологических особенностях учащихся, которая была бы полезна им самим и тем, кто с ними работает, - учителям, воспитателям, родителям. Средства психологической диагностики, используемые в МУК: наблюдение, беседа, психологическое тестирование. Аспект консультация у психолога-профориентатора (КП)
Задача психологического консультирования - помочь участникам педагогического процесса самим решать возникающие проблемы. Консультации проводятся для учителей, обучающихся, родителей, администрации образовательного учреждения. Они могут быть индивидуальными или групповыми. Текущий инструктаж:
Сегодня вам предстоит работа в группах. Каждой группе будет выдано по две карты профаспекта. В течение пяти минут каждая группа в своих двух картах профаспекта фиксирует только по две положительных стороны данных аспектов. Вы путем обсуждения главных на ваш взгляд положительных сторон должны будете прийти к единому мнению и в каждой карте профаспекта фиксируете свой ответ, свое мнение.
Необходимо соблюсти принцип «неповторяемости» как для каждого аспекта, так и для мнений каждой группы.
Для структурированности материала в каждой карте профаспекта начало предложения обозначено в виде одного из главных членов предложения – глагола. Начало этого предложения необходимо продолжить. Продолженное вами предложение поможет увидеть действительную значимость данного аспекта для вас и вашего ребенка.
По истечении пяти минут я попрошу группы поменяться местами (по часовой стрелке) и преступить к обсуждению следующих двух карт профаспекта, а также указать в них по две положительные стороны.
Удачи! Надеемся на продуктивную, активную, инициативную работу. Начинаем. Заключительный этап
А сейчас подведем итоги: каждая группа называет по четыре положительных стороны в каждой из карт профаспекта; и одновременно ваши ответы будут фиксироваться на доске.
После проделанной работы обсуждаются полученные результаты, участники делятся своими впечатлениями и озвучивают свои пожелания. Вопросы для рефлексии:
1. Что Вам больше всего запомнилось в работе?
2. Что ценного сегодня Вы узнали?
3. Как Вы будете использовать полученную информацию?
4. Как Вы оцените свой вклад, внесенный в общую работу (оцените по шкале от 1 до 5)?
5. Что сегодня Вам помогало в работе, а что мешало?
6. Поделитесь ли приобретенной информацией со своими детьми?
7. Что сказал бы Ваш ребенок по поводу этой акции?
Уважаемая, Кристина Васильевна! Большое спасибо за публикацию.Очень подробно и доступно описано теоретическое обоснование. Действительно родители играют очень большую роль в выборе будущей профессии. Все перечисленные Вами аспекты очень важны при формировании у подростком мнения в определении выбора той или иной профессии.
Желаю дальнейших творческих успехов.
Материал интересный и полезный для молодежи, готовящейся сделать профессиональный выбор, накануне выхода во взрослую жизнь. такое мероприятие имеет и практическую, и теоретическую значимость. Спасибо вам. Только один совет по оформлению публикации: лучше было бы указать в начале материала информацию о себе, назначение работы, рекомендации для коллег,так как это требуется для нашего сайта. Удачи!
Елена Борисовна, спасибо большое за Вашу оценку. Отдельное спасибо за рекомендацию. При размещении следующих разработок учту Ваше ценное мнение. Спасибо.
Здравствуйте, Кристина Васильевна!
Разрешите поздравить Вас с первой удачной публикацией на сайте!
Акция по профориентации очень хорошо Вами продумана и спланирована. Мероприятие получилось содержательным, познавательным, полезным как для родителей выпускников, так и для самих ребят, сталкивающихся с выбором профессии. Материал систематизирован, изложен максимально просто и четко, понятно для восприятия. Думаю, что родители с удовольствием проявили свою активность и были очень заинтересованы темой мероприятия. Содержание акции направлено на достижение поставленных цели и задач. Презентация прекрасно дополняет и сопровождает Ваше выступление и работу с родителями.
По оформлению публикации согласна с Еленой Борисовной. Добавлю только, что задачи желательно писать в инфинитиве (информировать, формировать и т.д.)
С уважением и голосом 3, И.В.
Кристина Васильевна,спасибо за приглашение. С большим интересом познакомилась с вашей работой! Очень интересный, актуальный, содержательный материал, уверена будет востребован многими педагогами. Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Кристина Васильевна, Ваш материал заслуживает внимания и классных руководителей, и учителей обществознания. Тема очень близка. Сама тема выбора профессии очень актуальна для всех: детей, родителей, педагогов. Очень сложно порой бывает сделать этот выбор. А ведь работа очень много значит в жизни любого человека. Очень хорошо, что Вы поделились своими мыслями с нами. Отдаю свой голос Вам! и пожелание: при оформлении работ добавляйте картинки, фотографии, соответствующие теме мероприятия. С уважением Римма А.
Кристина Васильевна,спасибо за приглашение.
Полезная и познавательная разработка. Спасибо , что делитесь своим опытом!
Примите мой голос +1.
Желаю вам успехов и удачи!!!