Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Детская гиперактивность: причины, рекомендации

Консультация для педагогов детского сада "Детская гиперактивность: причины, рекомендации"
Известно: вчерашний выпускник детского сада может успешно адаптироваться в школе, успешно учиться, если имеет определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют школьно значимыми познавательными функциями. Именно они обеспечивают способность ребенка заниматься учебной деятельностью. Именно организация деятельности — один из главных показателей готовности к обучению. А если ребенок, воспринимая словесную инструкцию, тем не менее, допускает много ошибок? Или все время отвлекается и не доводит работу до конца? Проблема гиперактивных детей, проблема, связанная с так называемым синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), в последнее время приобретает все большую актуальность. Статистические данные показывают: в США гиперактивных детей — 4—20%, в Великобритании — 1—3, в Италии — 3—10, в Китае — 1—13, в Австралии — 7—10, в России — 4—18%. Те же статистические данные свидетельствуют об устойчивой тенденции к увеличению количества детей с СДВГ.

Большинство исследователей отмечают три основных блока проявления СДВГ: гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность (Ю.С. Шевченко, Н.Н. Заваденко). Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством, суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которых ребенок часто вовсе не замечает. Для детей, страдающих СДВГ, характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на месте, меньшая — по норме — продолжительность сна. В двигательной сфере обычно обнаруживаются нарушения координации, несформированность мелкой моторики (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку; несформированность почерка). Современные исследования показали: двигательная активность детей с СДВГ по сравнению с другими выше (даже во сне). В чем может проявляться дефицит внимания? В трудностях его удержания, в снижении избирательности и в выраженной отвлекаемости с частыми переключениями с одного занятия на другое. Непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей — вот как можно характеризовать таких детей. К тому же они старательно избегают заданий, требующих длительных умственных усилий. Что касается импульсивности: ребенок часто действует, не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из группы. Кроме того, он не умеет регулировать свои действия и подчиняться правилам, не умеет ждать, часто повышает голос, эмоционально лабилен (часто меняется настроение).

Примечательно, что внешние проявления СДВГ с возрастом могут меняться. Если в раннем детстве отмечается незрелость двигательных и психических функций, то в подростковом возрасте проявляются нарушения адаптационных механизмов, а это может стать причиной правонарушений и преступлений. Да, к подростковому возрасту повышенная двигательная активность в большинстве случаев исчезает, но импульсивность и дефицит внимания сохраняются.

Гиперактивность и дефицит внимания у детей способствуют возникновению трудностей в освоении чтения, письма, счета. В психическом развитии наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. К этой характеристике добавьте слабое развитие тонкой моторной координации; беспорядочные, неловкие движения; постоянную внешнюю «болтовню», указывающую на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение; трудности планирования; слабую психоэмоциональную устойчивость при неудачах; низкую самооценку; упрямство, лживость, вспыльчивость, агрессивность. Из-за непонимания со стороны окружающих у детей формируется агрессивная модель защитного поведения, выгодная для них, а потому трудноисправляемая.

Характерная черта умственной деятельности гиперактивных детей — цикличность: продуктивно они могут работать 5—15 минут, затем 3—7 минут мозг отдыхает, накапливая энергию для следующего цикла. В этот момент ребенок отвлекается и не реагирует на воспитателя. Затем умственная деятельность восстанавливается. При недостаточном развитии вестибулярного аппарата ему необходимо двигаться, крутиться и постоянно вертеть головой, чтобы оставаться «в сознании». Для того чтобы сохранить концентрацию внимания, он применяет адаптивную стратегию: активизирует центры равновесия при помощи двигательной активности.

Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления активности. Первый отмечается в 5—7 лет и приходится на период полготовки к школе, второй — в возрасте 12—15 лет (период полового созревания). Причины возникновения СДВГ окончательно не выяснены, несмотря на значительное число исследований в данном направлении. На современном этапе доминируют три группы причин развития: повреждение центральной нервной системы во время беременности и родов; генетические факторы; негативное действие внутрисемейных отношений.

Высокая частота синдрома характерна для мальчиков.
Дети с синдромом гиперактивности имеют достаточно высокие компенсаторные механизмы. Для их включения должны соблюдаться определенные условия: обеспечение эмоционально нейтрального воспитания без интеллектуальных перегрузок; соблюдение режима дня и достаточное время для сна; соответствующая медикаментозная поддержка; разработка индивидуальной помощи ребенку со стороны неврологов, психологов, воспитателей, родителей; своевременная и полноценная нейропсихологическая коррекция.
Практические рекомендации воспитателям
В программу работы нужно обязательно включить поведенческий аспект, речь идет:
— об изменении поведения и отношения взрослого к ребенку;
— о проявлении достаточной твердости и последовательности в воспитании.

Воспитатель должен подвести родителей к тому, что:
а) поступки ребенка не умышленны, не следует давать ему реактивных указаний, следует избегать слов «нет», «нельзя» и строить взаимоотношения на понимании и доверии; реагировать на действия ребенка неожиданным приемом, скажем шуткой; повторять свою просьбу автоматически одними и теми же словами много раз; не настаивать на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок; выслушать то, что он хочет сказать; использовать зрительную стимуляцию для подкрепления устных инструкций;
б) в семье необходимо изменить психологический микроклимат, т.е. уделять ребенку достаточно эмоционального внимания, проводить досуг вместе, не допускать ссор в присутствии ребенка;
в) ребенку, как и всем членам семьи, необходим четкий режим дня и место для занятий; как можно чаще показывать ребенку, как, не отвлекаясь, лучше выполнить задание; ограждать его от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач; избегать по возможности большого скопления людей, так как переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
г) ребенку необходима специальная поведенческая программа, т.е. продуманная гибкая система вознаграждений, поощрений за хорошо выполненное задание и наказание — только не физическое! - за плохое поведение.
Разумнее, чтобы малыш спокойно посидел в течение определенного времени (5—10 минут) в специально отведенном месте, а не лишался прогулки или еды. Порог чувствительности к отрицательным стимулам у гиперактивных детей очень низок, они не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям.
В детях необходимо воспитывать навыки управления гневом и агрессией; постепенно согласованно расширять обязанности, поручения, соответствующие уровню развития, возрасту и способностям; помогать приступить к выполнению задания, так как это самый трудный этап.

Желательно, чтобы взрослые поняли, что:
— вслед за понесенным наказанием ребенку необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки приятия и прошения. В коррекции его поведения большую роль играет методика «позитивной модели», суть которой — поощрение желательного поведения, игнорирование нежелательного. Необходимое условие успеха - понимание проблем ребенка;
— невозможно добиться исчезновения СДВГ за несколько месяцев и даже лет.
Причем признаки гиперактивности исчезают по мере взросления, а импульсивность и дефицит внимания сохраняются и во взрослой жизни;
— синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте до 9 лет.

В условиях детского сада педагог должен опираться на когнитивное развитие ребенка. Что мы в данном случае имеем в виду?
Во-первых, следует изучить психологические особенности детей с СДВГ
• строить работу с гиперактивным ребенком индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами воспитателя;
• изменить режим занятий с включением физкультминуток;
• предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае любого затруднения;
• направлять энергию в полезное русло (вымыть доску, полить цветы и т.д.).

Во-вторых, вести знакомую систему оценивания;
• чаще хвалить;
• ввести постоянный режим дня;
• избегать завышенных или заниженных требований;
• использовать на занятиях элементы игры и соревнования;
• давать задания в соответствии с возможностями ребенка;
• большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое;
• создавать ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны;
• игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные;
• строить процесс воспитания на положительных эмоциях;
• помнить, что с ре6снком нужно договариваться, а не стараться сломить его!

В-третьих, способствовать элиминации (удаление, исчезновение) агрессии;
• терпеливо обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения;
• профессионально регулировать взаимоотношения с другими детьми.

В-четвертых, объяснить родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро; что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного к нему отношения.

Что следует помнить?
Гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и психологический диагноз, который может быть поставлен: 1) специалистами; 2) по достижении ребенком возраста 8 лет; 3) по результатам специальной диагностики и наблюдения за ребенком в течение 6 месяцев.
Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и убеждениями. Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми он самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а скорее ухудшат его.
Эффективные результаты коррекции достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных, психологических и педагогических методов, один из которых — упражнения.
Приложение
Признаки гиперактивности
«Активный» - от латинского «activus» - деятельный, действенный. Приставка «Гипер» - указывает на превышение нормы.
• ребенок очень подвижен, много бегает, постоянно вертится
• спит намного меньше, чем другие дети
• очень говорлив
• не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то
• с трудом дожидается своей очереди (в играх, в магазинах)
• начинает отвечать, не дослушав вопроса, или, наоборот, задав вопрос, не слушает ответа
• часто мешает другим, вмешивается разговоры взрослых
• не может спокойно дожидаться вознаграждения (если, например, обещали ему что-то купить)
• часто не слышит, когда к нему обращаются
• легко отвлекается, когда ему читают книгу
• не доводит начатое дело (игру, задание) до конца
• избегает занятий, где требуется длительное сосредоточение
«СКОРАЯ ПОМОЩЬ» ПРИ РАБОТЕ С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
1. Отвлечь ребенка от его капризов.
2. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме («нет» и «нельзя»), а дать возможность выбора (другую возможную в данный момент деятельность).
3. Задать неожиданный вопрос.
4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
5. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
6. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
7. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
8. Подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
9. Оставить в комнате одного (если это безопасно для его здоровья).
10. Не настаивать на том, чтобы ребенок во что бы то ни стало принес извинения.
12. Не читать нотаций (ребенок все равно их не слышит)
ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С ГИПЕРАКТИВНЫМ РЕБЕНКОМ
1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки, и т. д.
2. Об истечении времени и начале новой деятельности ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
3. Помогать приступать к выполнению задания, так как это самый трудный для ребенка этап.
4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе детского сада. Запретов должно быть немного, но они должны быть четкими, непреклонными (они заранее обговариваются с ребенком).
5.Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение. Можно каждые 20 минут выдавать ребенку жетоны, которые он потом может менять на награды: идти на прогулку в первой паре, дежурство, дополнительное время игры и т.д. За нежелательное поведение должно быть предусмотрено наказание, например: спокойно посидеть в течение определенного времени (5-10 минут) в специально отведенном месте.
6.Перед началом занятия просить ребенка вслух проговаривать правила. Ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать себе сам при выполнении задания.
7.Организовывать деятельность ребенка в индивидуальной форме или в малых группах.
8. Общаться с ребенком мягко, спокойно (не слишком эмоционально).
9. Указания ребенку должны содержать не более 10 слов, 1-2 действия.
10. Использовать в работе с ребенком игры на развитие внимания, мышечного контроля, умения контролировать импульсивные действия. Лучше начинать с игр, направленных на развитие одной отдельной функции, а затем переходить к играм, развивающим несколько функций. Снижают эмоциональную напряженность психогимнастические, пальчиковые игры.
11. Изменить режим занятий с включением физкультминуток, использовать элементы игры и соревнования.
12. Направлять энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы)
13. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
14. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое.
15. Создавать ситуации, в которых ребенок может показать свои сильные стороны.
16. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
17. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его.

Рекомендуем посмотреть:

Особенности работы с гиперактивным ребенком в детском саду Правила поведения с гиперактивным ребенком. Консультация для родителей ДОУ Игры для гиперактивных детей дошкольного возраста Консультация для педагогов детского сада: Гиперактивный ребенок

Похожие статьи:

Гиперактивность. Причины возникновения у детей

Игровой детско-родительский практикум в детском саду для детей 5-7 лет | Конспект НОД в форме квест-игры для детей подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 2623 дня назад (28 августа 2017)
Просмотров: 2705
+2
Голосов: 2
Оксана # 28 августа 2017 в 08:51 0
Очень полезная, а главное, актуальная статья.Хорошо что есть практические советы, а теория написана доступно и интересно. Ведь проблема в последние годы приобрела большие масштабы. Спасибо.
Снежана Анатольевна Колесникова # 28 августа 2017 в 20:38 +1
Отличный материал! Прочитав статью, увидела ребенка одной из наших групп. Все признаки на лицо.В следующем году придет ко мне. Теперь буду знать тактику работы с таким ребенком.
Вам большое спасибо за отлично подготовленную работу и голос +. А материал ко мне в закладки.