Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе детей с ОНР по обучению грамоте «Письма из села Простоквашино»
Автор: Учитель-логопед Захарова Лариса Юрьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка-детский сад №7 «Ромашка»
города Новоалтайска Алтайского края
Данный конспект непосредственной образовательной деятельности направлен на работу с детьми подготовительной группы с ОНР. Цель НОД создать условия для овладения детьми навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки к обучению грамоте. Конспект пригодится в педагогическую копилку воспитателю, учителю-логопеду, учителю начальных классов, как элемент урока.
Цель: создать условия для овладения детьми навыками звуковой аналитико-синтетической деятельности как предпосылки к обучению грамоте.
Программное содержание.
Задачи по подготовке к обучению грамоте:
- упражнять детей в умении дифференцировать гласные и согласные звуки на слух;
- способствовать формированию звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте (умение определять место звука в слове; количество слогов в слове, составлять звуковую схему слова; выкладывать слова с помощью букв);
- совершенствовать речевую функцию через самостоятельную автоматизацию звуков в речи при построении речевого высказывания в ситуации общения.
Задачи на развитие познавательных способностей:
- создать условия для развития воображения и творческой активности в соответствии с поставленной задачей.
Воспитательные задачи:
- способствовать развитию интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
- воспитывать целеустремлённость и настойчивость в достижении поставленных задач.
Материал: Письма из села Простоквашино с заданиями для детей; изомодели «Звук-буква», «Гласные-согласные»; карточки для характеристики звуков, на каждого ребёнка; индивидуальные звуковые фишки, демонстрационные карточки – фишки; игра «Волшебный мешочек»; набор букв для каждого ребёнка.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет встают в круг. Сообщение темы занятия.
Логопед: Хотите, сегодня мы продолжим играть со звуками, которые изучили раньше и буквами, которые их обозначают. Тогда я вам предлагаю:
- отгадывать загадки;
- делить слова на части;
- выкладывать дорожку звука (артикуляцию звука);
- выполним звуковой анализ слова;
- выкладывать слова буквами.Согласны?
Но сначала разминка: Сядет тот, кто разделит своё имя на части (Да-ша, Са-ша, Е-гор, Ни-ки-та, Ки-рилл и тд.)Сколько частей в твоём имени? Какая часть первая, вторая, третья?
Логопед: Всё верно, молодцы. Посмотрите сколько много писем нам сегодня пришло. Поиграть с нами хотят герои мультфильмаиз села Простоквашино.У них очень много вопросов к нам, будущим школьникам. Готовы на них ответить? А ответ мы им пошлем видеописьмом.
Чьё же письмо будет первым, чтобы узнать, нужно загадку отгадать:
В Простоквашино их дом,
Проживают вчетвером.
Кот Матроскин, Шарик –пёс,
Галчонок с дядей… (ответы детей)
Логопед: Верно, задание от дяди Фёдора.
Ребята, чем отличается кот от собаки я знаю, а вот чем отличается буква от звука, и какие бывают звуки перепутал. А ведь мне скоро в школу, как и вам. Помогите мне разобраться.
Задание № 1. Чем отличается буква от звука, и какие бывают звуки.
(Букву мы пишем и видим, а звук произносим и слышим. ПРОВЕРКА ПО ИЗО.МОДЕЛИ
Звуки бывают гласные и согласные
(твёрдые и мягкие)
Как отличить гласный звук от согласного?
(Гласный звук можно пропеть, воздух выходит без преграды, а согласный протянуть, воздух встречает преграду: язык, зубы или губы) ПРОВЕРКА ПО ИЗО.МОДЕЛИ
Логопед: Молодцы, ребята, а вот и вторая загадка:
Любит есть он бутерброд
Не как все, наоборот,
Он в тельняшке, как моряк.
Звать кота, скажите, как?(ответы детей)
Логопед: Верно.
Задание № 2 от Матроскина.
Дорогие ребята, совсем недавно я поспорил с Шариком о том, что звуки тоже могут ходить по дорожкам, а Шарик не верит мне. Помогите его в этом убедить.
Предлагаю выложить дорожку (характеристику) звука, с которого начинается кличка кота. Вы выкладываете, а я делаю видеозапись, для ответа Матроскину.
Звук «М» – есть преграда, звук согласный, звонкий, носовой, твёрдый, обозначается синим цветом.
Логопед: Хорошо, видео ответ отправим коту Матроскину. Ребята, а следующее письмо от, хотя, отгадайте сами: Галчонок выхватил некоторые буквы из его клички, угадайте кто это?
Ш…Р…К
(ответы детей)
Логопед: Верно это Шарик, он предлагает нам выполнить гимнастику, чтобы мы немного отдохнули от таких трудных заданий.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Раз, два, три, четыре, пять – тело будем изучать!
Вот спина, а вот животик
Ножки,
Ручки,
Глазки,
Ротик,
Носик,
Ушки,
Голова,покачать успел едва,
Шея крутит головой,ох, устала ой-ой-ой!
Лоб,
И брови,
Вот реснички,
Запорхали, словно птички,
Розовые щечки,
Подбородок кочкой,
Волосы густые,
Как травы луговые.
Плечи,
Локти,
И колени,
У меня, Сережи, Лены.
Логопед: А следующий вопрос от галчонка, слушайте загадку:
Гости постучат, гостям
Он задаст вопрос: «Кто там?»
То — галчонок. Отгадай-ка,
Как зовут его? ...
(ответы детей)
Логопед: как вы думаете, почему его зовут Хватайка?
(ответы детей)
Логопед: Верно, вот он и нахватал полный мешочек …
Чёрных, кривых,
От рожденья немых,
Встанут вряд -
Сейчас заговорят
(Буквы)
Задание № 3
«Волшебный мешочек»
(Угадай букву на ощупь, с закрытыми глазами)
Дети угадывают букву на ощупь, вспоминают стихотворение про неё.
Логопед: Верно, молодцы ребята, а давайте теперь из букв выложим слово, например, какое сейчас время года?
(ответы детей)
Логопед: Молодцы!
Задание № 4. Я предлагаю выложить это слово буквами на столе.
Задание № 5. А теперь выложите звуковую схему слова ЗИМА
(З – зелёная фишка, И –красная фишка, М – синяя фишка, А–красная фишка).
Здорово, молодцы, как бы галчонок ни старался попрятать буквы, но вы выполнили задание верно.
Логопед: Ну, что ребята, все письма закончились, т.е. мы ответили на все вопросы из Простоквашино, теперь можно наш видео ответ отправлять адресату. Как вы думаете, кто поможет нам его доставить?
Он в Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Почта-дом стоит у речки.
Почтальон в ней — дядя ...
(ответы детей)
Логопед:
- Вам понравилось отвечать на письма?
- Какое из них было самым трудным для вас?
- А какое самым интересным?
- А может, вы, хотите что-нибудь сказать нашим героям?
- А теперь приготовились собирать кулачок
(дети называют все виды деятельности на занятии и собирают их в кулак).
Итог деятельности детей подводит логопед, отмечая успехи каждого.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе на тему "Знакомимся с эмоциями"
Конспект НОД в подготовительной группе «Встреча с буквами»
Открытое занятие в подготовительной группе на тему: Вальс
Конспект итоговой НОД в подготовительной группе
Похожие статьи:
Конспект НОД по математике в подготовительной группе. Счет до 18
Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: Этикет
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Детский сад
Конспект занятия в подготовительной группе. Культурный человек
Конспект занятия по трудовому воспитанию в подготовительной группе. Изобретения и достижения человека