Конспект классного часа в начальной школе на тему: «Вежливая оценка. Убедительная оценка».
Автор: Шрайнер Любовь Анатольевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МАОУ СОШ №36, г. Кемерово
Цель: Научить высказывать отрицательную оценку вежливо.
Задачи:
- дифференцировать у учеников понятия «отметка», «оценка»;
- вывести правила высказывания вежливой отрицательной оценки;
- развивать умение работать в группе,
- оценивать высказывание;
- воспитывать уважение к чужому высказыванию.
Описание: данный материал может использоваться педагогами начальной школы и педагогами дополнительного образования на классных часах, внеклассных мероприятиях , кружковых занятиях или для тематических бесед.
Форма: классный час
Оборудование: 6 рисунков для создания ситуации конкурса, определения оценки и отметки на листах
формата А4; схематичный рисунок круговой диаграммы на доске; 4 набора оценочных
кругов красного, зеленого и синего цветов с номерами групп в пакете для каждой группы;
на доске – таблица для предъявления результатов работы; маркер и 6 альбомных полос
для каждой группы; по 3 учебника «Детская риторика» Т.А. Ладыженской для каждой группы; лист и ручка для выставления отметок за урок для каждой группы; дневники и ручки у каждого ученика; таблички с номерами групп; магниты для доски.
Ход классного часа.
I.Организационный момент
Проверка готовности групп. Настрой на работу. Пожелание успешной работы.
II. Разграничение понятий – активизация
Учитель. Ребята, мы сегодня будем работать со словами «двойка», «тройка», «четверка», «пятерка». Как назвать их одним словом? Как назвать одним словом слова «плохо», «молодец», «замечательно»? И то и другое – оценки. Чем же отличается первая группа от второй?
Какое понятие шире? Заполните круговую диаграмму «Включение множества» (рис. 1).
– Что же такое оценка? отметка?
На доске:
Отметка – знаковая оценка знаний учащихся. Оценка – мнение об уровне чего-либо.
III. Выдвижение гипотезы
У. Приятно ли вам слушать положительную оценку?
А отрицательную? Всегда ли это так?
IV. Предъявление задания
У. Проведем эксперимент. Вы уже разделились на группы. Представим, что
каждая группа подготовила рисунок на конкурс «Животные Кемеровской области».
Рис. 1. Муравейник. (Не видно муравьев.)
Рис. 2. Тигр. (В Кемеровской области не водится.)
Рис. 3. Свинья. (В лесу живет кабан, а не домашняя свинья.)
Рис. 4. Лиса. (Лист с лисой измят и порван.)
Рис. 5. Заяц. (Заяц синего цвета.)
Рис. 6. Дятел. (Изображение дятла размазано.)
– У нас есть жюри конкурса. Каждый член жюри подходит к вашей группе и
оценивает вашу работу. В свою очередь, вы оцениваете его ответ. Если ответ
жюри понравился, отдайте ему красный круг, не понравился – синий, понравился частично – зеленый.
Как вы будете работать? Что мы хотим проверить?
V. Работа в группах
За высказывания группы выдают членам жюри оценочные круги с номерами групп.
Оценка работы члена жюри: 1) оценивает работу группы грубыми словами (в рамках приличия);
2) дает положительную оценку, но невежливым тоном, с мимикой, жестами;
3) льстит;
4) бездоказательно говорит о несоответствии результатов работы задачам конкурса;
5) говорит о недостатках, но советует, как их исправить;
6) указывает только на плохое.
VI. Предъявление результатов
Каждый член жюри показывает количество и качество полученных им оценочных кругов. Заполняется таблица на доске (см.
У. Почему вам не понравились те или иные оценки?
Дети отвечают.
VII. Оценка гипотезы
У. Всем ли понравились положительные оценки? Одинаково ли неприятно было слушать отрицательную оценку?
Выслушиваются ответы детей.
VIII. Проблематизация
У. Согласны ли вы, что ваша работа не идеальна? Какие в ней есть недостатки?
Дети. Тигр в Кемеровской области не водится.
– Лист с лисой измят и порван.
– Заяц синего цвета.
– Картина с дятлом размазана.
– В лесу живет кабан, а не домашняя свинья.
– У муравейника не видно муравьев.
У. Могли ли вы получить только положительную оценку? Должно ли быть что-то отрицательное в оценке? Какую оценку вы должны научиться давать?
IХ. Формулирование темы и задач
Запись на доске темы урока: «Как давать вежливую отрицательную оценку».
У. Составим правила вежливой отрицательной оценки.
Х. Выведение правил
У. Используя антонимы к поведению невежливых и не слишком вежливых актеров в жюри, а также материал учебника на страницах 97, 99, составьте правила вежливой отрицательной оценки.Каждое правило запишите коротко на отдельной полосе.
Дети работают в группах.
ХI. Проектирование
Составление списка правил в группах. Выступление одной из групп с поэтапным сравнением и добавлением материала других групп. Озвучивание списка созданных правил:
– Найди в оцениваемом предмете положительное. Скажи о нем в первую очередь.
– Называя отрицательное, используй доказательства.
– При назывании недостатков предмета укажи, как можно их исправить, обнадежь.
– Используй вежливые слова, тон, мимику, жесты.
– Не льсти.
ХII. Рефлексия деятельности
У. Что мы должны были получить в результате работы? Для чего понадобилась вежливая отрицательная оценка? Что мы должны сделать на следующем занятии?
Укажите самых активных участников вашей группы, которые заслуживают оценку «5» за выведение наших правил на отметочном листе.
ХIII. Домашнее задание
У. Дома поупражняйтесь в определении вежливой и невежливой оценки в речи героев упражнений 142, 144, 146.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе на тему Доброта
Классный час в начальной школе "Зачем нужен друг?"
Классный час в начальной школе "Дал слово - держи его"
Конспект классного часа на тему Семья в начальной школе
Похожие статьи:
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности