Открытый урок с презентацией. Окружающий мир, 3 класс. Охрана растений. Школа России
Конспект урока по ОМ для 3 класса по программе Школа России.
Тема: Охрана растений
Цели урока:
1. Обобщать знания о значении растений в жизни животных и человека.
2. Рассматривать основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;
3. Развивать умения устной речи, кругозора, творческой фантазии, наблюдательности;
4. Показывать важность охраны растений; воспитывать бережное отношение к природе.
Ход урока:
l. Организационный момент. ll. Актуализация знаний.
Учитель: - Ребята, урок я хочу начать с золотого правила экологической этики: « Поступай по отношению к природе так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе.» lll. Проверка домашнего задания по теме: “Размножение и развитие растений”.
Во время опроса 4 ученика работают по карточкам с индивидуальными заданиями. Карточка 1.
- Как расселяются растения? Напиши после названия каждого растения, как распространяются у него семена:
Клён …
Одуванчик …
Сосна …
Репейник …
Ель …
(Ответ: Клён – ветром; одуванчик – ветром; сосна – ветром, птицами (дятел), зверьми (белка); репейник – животными, человеком). Карточка 2.
- Обозначь цифрами последовательность стадий развития растений:
Семя
Взрослое растение с плодами и семенами
Проросток с развивающимся корешком
Взрослое растение с цветками
Проросток с развивающимся стеблем и листочками
(Ответ: 1. Семя; 2. Проросток с развивающимся корешком; 3. Проросток с развивающимся стеблем и листочками; 4. Взрослое растение с цветками;
5. Взрослое растение с плодами и семенами).
Учитель: - О чём говорили на прошлом уроке?
- Откройте тетради , я проверю как вы выполнили таблицу распространения плодов.
- Как распространяются плоды и семена растений?
- Что вы можете добавить по этому вопросу?
( их могут разносить ветер – клён , ясень, липа, одуванчик ; вода –орехи кокосовой пальмы, животные - репейник, череда, белки и сойки – орехи и жёлуди, или человек)
Растения – недотроги. ( рассказ ученика). Слайд № 2.
В Крыму и на Кавказе на сухих склонах и морских побережьях можно встретить сорное растение, плоды которого напоминают красивый зелёный огурец. Это – бешеный огурец. Плоды этого заморского огурца и вправду похожи на маленькие огурчики. После созревания семян в его плодах скапливается слизь, которая вместе с семенами с силой выбрасывается из плодов и прилипает к животному или человеку, прикоснувшемуся к созревшему плоду. И у нас, в средней полосе России, тоже есть такие растения, которые таким же образом расселяются . Например недотрога , фасоль, душистый горошек , жёлтая акация. Слайд № 3.
Учитель:- Семена растений обычно хранят в пакетиках. Почему семена при этом не прорастают?
- А как развиваются растения?
- Так какие условия нужны для прорастания семян? ( почва, вода, тепло, воздух)
- Расскажите, как растение развивается из семени?
(моделирование – лепка рассказывает и показывает ученик). lV. Введение в тему урока.
Послушайте экологическую сказку и ответьте на вопрос « Можно ли Петю назвать « добрым мальчиком?»
- На большой и красивой поляне каждую весну расцветало множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Петя забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей . Ребятам стало очень завидно, что у Пети был такой красивый букет. Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Петя был “добрым” мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную поляну. Что он там увидел! Вместо небесно-чистейших цветов осталась только вытоптанная листва подснежников. Вмиг глаза лося погрустнели, и он заплакал … Обсуждение сказки.
- Итак, можно ли Петю назвать « добрым мальчиком»?
- Почему лось заплакал?
Учитель: - Да ребята, сорванные на поляне цветы превращаются в ненужный сор.
- Послушайте стихотворение о подснежниках. Слайд № 4.
Вот букет: он брошен вместе с сором.
Умирают, сжавшись, лепестки …
Это мы срываем без разбора
Беззащитные тугие стебельки.
Для чего мы рвали их? Не знаю!
Быстро вянет нежный первоцвет,
Пусто, скучно стало на поляне:
Вестников весны там больше нет!
Очень просто погубить живое,
Ведь подснежники не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!” V. Мотивация учебной деятельности.
Учитель: - Как вы думаете с какой целью мы слушали сказку и стихотворение?
- О чём мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об охране растений.)
- Сформулируйте тему нашего урока.( открыть доску )
- Прочитайте тему урока.
Тема сегодняшнего урока “Охрана растений”.
- Какие задачи мы будем сегодня ставить на уроке?
- Зачем? ……. нужно охранять растения?
- Почему? ……… многие растения в природе стали редкими?
- Для чего? …….. нужно знать правила охраны растений?
Учитель: - Вот и постараемся ответить на эти вопросы сегодня на уроке. Vl. Значение растений для животных и человека. ( Слайды № 5 и 7.)
- Какое значение имеют растения для животных, человека? Vll. Работа по учебнику.
Учитель: -Откроем учебник на стр.82 в учебнике и ответим на первый вопрос. Vlll. Викторина “Узнай растение”. (готовит ученик)
Учитель : - Даша проведёт викторину.
- Ответив на вопросы викторины, вы скажете, что общего в словах отгадках.?
Ученик читает описание растения ( отгадка на доске )
1) Гирлянды белых, маленьких колокольчиков висят весной между остроконечными листьями. А летом на месте цветов – красная ягода. Но не бери её в рот – она ядовита.( ландыш – картинка )
2) Вся поляна покрыта голубыми цветами. Все чуть склонили головки, и кажется: вот-вот пробежит ветерок – над поляной послышится серебряный перезвон. (колокольчик - картинка.)
3) Один из самых ранних цветков в нашем лесу. Часто называют его подснежником, ведь появляется он, когда кое – где ещё лежит снег, когда ветрено , холодно. И как будто дрожит цветок на ветру.
( ветреница - картинка)
Учитель: - Итак, что общего в словах отгадках ?
Ученик: - Все они занесены в Красную книгу России. (Слайды № 8.)
Ученик читает стихотворение.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Учитель: - Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную книгу.
( Показать на выставке) lX . Знакомство с Красной книгой. ( Слайд № 9.)
Учитель:- Как в нашем районе охраняют редкие и исчезающие виды животных и растений?
В нашей области есть заповедник « Брянский лес» , где обитают зубры и редкие растения.
Учитель: - Ребята подготовили сообщения , взяв их из разных источников.
- Прослушаем сообщения ребят.
Я подготовила рассказ о венерином башмачке, взяв сведения из Интернета.
(Слайд № 10.)
Я расскажу о прекрасном цветке из книги« Великан на поляне» , « Как одолели одолень – траву» ( Слайд № 11.)
- А я нашла сведения о кубышке в книге « Зелёные страницы.»
( Слайд № 12.)
Кубышка растёт в воде, как и кувшинка. То её близкий родственник. Своё название растение получило из – за плода, который похож на кубышку. Цветёт растение с конца мая по август. Кубышка – лекарственное растение. Поэтому его обрывают не только из- за цветков, но из – за лечебных свойств. Но как и кувшинка, это растение не приспособлено для того, чтобы стоять в вазах.
Учитель: - Кувшинка и кубышка – это какие растения?
-Рисунок с. 104 – 105 ( рисунок на доске.) X. Работа в парах.
Учитель: -По атласу –определителю стр.71 и 73 рассмотрите рисунки и прочитайте о таких растениях.)
Xl. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. Xll . Лекарственные растения. (Слайды № 13 и 14)
Учитель: - Кроме водных растений есть ещё лекарственные.
- Какие растения называются лекарственными?
(Растения, при помощи которых человек лечит какое-либо заболевание.)
Учитель: - Рассмотрите их в учебнике на с. 83 и выполните задания в рабочей тетради стр.48 №4. Учитель: - Прочитайте на с. 83 ( второй абзац) правило заготовки лекарственных растений. УЧЕНИК ЧИТАЕТ ВСЛУХ.
- Послушайте о растениях, которые часто встречаются в природе.
1 . Эта трава часто встречается по обочинам дорог. Никто не обращает на нее внимания, любой пешеход топчет ее и не задумывается, что ступает по ценному лекарственному растению. Оно обладает замечательной способностью останавливать кровотечение. Название свое трава получила давным-давно за то, что ее треугольные стручочки с семенами напоминают дорожный мешок или торбу.
- Что это за растение? (Пастушья сумка.) ( Слайд № 15.)
2. Этот цветок, любящий простор и тепло, часто вырастает на лесных вырубках. Цветок – прекрасный медонос: дни напролёт вьются над ним пчёлы. Люди собирают съедобные корни и молодые побеги цветка, а из листьев готовят вкусный и ароматный напиток.
-Что это за цветок? ( Кипрей, или Иван – чай.) (Слайд № 16.)
Учитель: - Многие лечебные растения используются при производстве косметики: зубных паст, кремов, шампуней. (Слайд № 17.) Xlll. Правила охраны растений.
Учитель: - В природе существуют ряд правил охраны растений .
- Назовите их.(картинки на доске)
- А какие правила знаете вы?
-Чтобы не забыть правила друзей, я дарю вам на память памятки, используем их вместо закладок. Памятка охраны растений.
- Если вы оказались в лесу или на лугу, старайтесь не вытаптывать траву. Ведь хрупкие стебельки трав под ногами человек ломаются, почва уплотняется. В ней становится мало воды и воздуха, необходимых растениям. Нужно стараться ходить только по тропинкам.
- Не рвите полевые цветы и не собирайте их в букеты. Букеты можно составлять только из садовых цветов.
- Не ломайте ветки деревьев и кустарников. Дерево или куст может заболеть и погибнуть.
- Не ловите насекомых-опылителей и насекомых-хищников. Ведь они опыляют растения и уничтожают тлей и других вредителей.
- Помните! Растения - живые существа! Они все бескорыстно отдают людям, но они беззащитны и нуждаются в нашей помощи.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они еще долго могли бы радовать нас!
XlV. Тест по теме « Охрана растений.» XV. Пословицы о растениях. ( Слайд № 18.) XVl. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель:- А теперь давай те проверим все ли задачи нами выполнены?
- Зачем…….нужно охранять растения?
- Почему………многие растения в природе стали редкими?
- Для чего……..нужно знать правила охраны растений?
- Ребята, какой бы вы сделали вывод по уроку?
(Каждый человек должен бережно относиться к растениям. Следует знать и соблюдать экологические правила.)
- Сегодня я узнал ( ла )….. ( Слайд № 19.)
- Меня удивило ….
- Я понял ( ла )…… XVll . Домашнее задание.
стр. 82-85; оформить книжку – малышку «Береги растения!» , рабочая тетрадь, стр. 47-49. XVlll. Оценки за урок.
Учитель: - Замечательный писатель М. М. Пришвин, всей душой любивший природу, сказал:“Охранять природу – значит охранять Родину”.