Праздник для младших школьников «Мы за чаем не скучаем!» (Внеклассное мероприятие)
Автор: Маньшина Людмила Алексеевна, учитель начальных классов МКОУ «Нижнемамонская СОШ №1» Верхнемамонского района Воронежской области.
Описание: внеклассное мероприятие о чае, включающее викторину и способствующее сплочению детского коллектива. Материал предназначен для проведения праздника чая в начальных классах и будет интересен педагогам, воспитателям, работникам детских оздоровительных лагерей.
Цель: знакомство с историей чая, правилами чаепития.
Задачи:
- познакомить детей с историей чая, с правилами его заваривания, с правилами культурного чаепития; с историей самовара;
- развивать познавательный интерес детей, расширять кругозор, развивать творческие способности детей, память, смекалку, внимание;
- воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.
Оборудование:
на столах скатерти, чашки с блюдцами, самовар; дети в русских национальных костюмах; класс "превращается" в чайную.
Ребята приносят из дома выпечку, заранее заваривается чай.
(На сцену выбегают два шута.)
Шут 1: А вот и мы оба - Фома и Ерёма!
Шут 2: Низко поклонились -
Шут 1: Колпаки свалились!
Шут 2: Колпак надеваем,
Шут 1: Слова начинаем!
Шут 2: Мы пришли к вам оба - Фома да Ерёма -
Шут 1: Людей посмотреть,
Шут 2: Себя показать
Вместе: Да всё о чае рассказать.
(Выходят хозяйка с хозяином)
Хозяйка: Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать - так на пороге встречать.
Хозяин: Просим вас садиться. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Гость: Места-то, хватило, а вот вам, хозяйка с хозяином, не хватило.
Хозяин: В тесноте, да не в обиде.
Хозяйка: Мы гостей встречаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяин: Первым делом угощаем
Все: Чаем, чаем, чаем!
Хозяйка: Приглашаем к самовару
Все: С чаем, чаем, чаем!
Хозяин: Пейте чай, друзья, по-русски
Все: Вкусно-вкусно!
Хозяин: У каждого народа много обычаев. Но среди них есть те, которые любят все: и взрослые, и дети. И среди них на первом месте - чаепитие.
Хозяйка: А откуда и когда к нам пришёл чай?
1 ученик: Однажды, 5 тысяч лет назад, китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть воду для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее.
2 ученик: Чай — питательное слово. Оно появилось там, где русские люди торговали с китайцами северных провинций, они чай называют «ча-е», отсюда и наше слово «чай».
3 ученик: С древних времён чай признаётся не только вкусным, но и целебным напитком.
4 ученик:
Я хочу открыть секрет
И полезный дать совет:
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться.
5 ученик:
Чай всех снадобий полезней
Помогает от болезней,
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает
6 ученик:
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любит недуг,
Чай здоровью - лучший друг!
7 ученик: Именно эти качества прославили чай как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников.
8 ученик: Животные, которые ели листья чая, были быстрее и выносливее своих сородичей.
9 ученик: Самое удивительное, что чай собирают только женщины. Считается, что аромат женских рук, не портит запах чая. Для китайского императора чай собирали только девушки, в возрасте до 16 лет.
Шут 1: Поиграйте на гармошке!
Шут 2: Постучите-ка на ложках!
Шут 1: Поиграйте от души,
Шут 2: Чтобы ноги в пляс пошли!
(Танец с платками исполняют девочки)
1 ученик: В чае присутствуют чуть ли не все витамины. В Бразилии, где любят кофе, футболисты перед матчем все-таки пьют чай - он полезнее.
2 ученик: Пить чай нужно только свежезаваренный. Восточная мудрость гласит: «Свежий чай подобен бальзаму. Чай, простоявший ночь, подобен змее»
3 ученик: На Руси издавна любили чай и умели его вкусно заваривать. А для этого использовали особо душистые, целебные травы: душицу, зверобой, цветы липы, иван-чая, листья смородины, земляники, малины.
4 ученик: Почти 300 лет тому назад, русский царь получил подарок от монгольского хана. Это были напитки с непонятной надписью «бах-ча», что переводилось как «чай для заварки»
5 ученик: Понравился царю вкусный напиток. И с тех пор стали возить его купцы из заморских стран в Россию. Первое чаепитие в России состоялось в 1638 году
Ведущий: Дорогой был чай в те времена, не каждый мог его купить. Поэтому и появилось выражение «чайком баловаться». Многие бедняки даже не знали, как заваривать чай. И вот какая история произошла с одним крестьянином.
(Ученики разыгрывают сценку «Раз прислал мне барин чаю»)
Раз прислал мне барин чаю и велел его сварить.
А я отроду не знаю, как же этот чай варить!
Взял тогда налил водички, кинул чай я весь в горшок,
Да приправил перцем, луком и петрушки корешок.
Гости с барином плевались, сам он даже озверел
И, отправив на конюшню, меня выпороть велел.
Долго думал, удивлялся: чем же мог не угодить?
А потом-то догадался - чай забыл я посолить!
Хозяин: Отгадайте загадку:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
И всем чай пить велит. (Самовар)
Правильно, это самовар. На Руси пили чай из самовара. Самовары появились в 1679 году. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров самоварщиков. И каждый хотел, чтобы его самовар был самый лучший, самый красивый. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами.
Ведущий: Я думаю, что каждый из вас видел самовар. А вот вряд ли кто из вас бывал в музее самоваров. Первый музей был создан далеко от родины самовара - в Минске, столице Белоруссии. Его коллекция насчитывает более 1000 самоваров. Не так давно открыт музей самоваров в Туле.
2 ученик: Самовар видели все, а вот видимо не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливали заварной чайник.
Хозяйка: Прошло много лет. В наши дни самовар заменил электрический чайник, но традиция собираться всей семьёй за чаепитием осталась.
Девочка: Кум - куманёк, где ты живёшь?
Что, куманёк, ко мне в гости не идёшь?
Мальчик: (с самоваром)
Я иду, иду, иду,
Самовар в руках несу!
Эй, чай, чай, чай!
Уж ты, кумушка, встречай!
(ставит самовар на стол)
Девочка: Напекли мы для гостей много разных сладостей
Вместе: Тары-бары - растабары выпьем чай из самовара
(произносят по очереди)
- с сухарями,
- с кренделями,
- с бубликами вкусными,
- с сушками, ватрушками!
Вместе: Тары-бары — растабары посидим у самовара!
Чаю сладкого попьём - и частушки вам споём!
(Девочки исполняют частушки)
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки,
Так споем же под чаёк
«Чайные» частушки!
В пляске не жалей ботинки
Предлагай-ка чай друзьям.
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар блестит, кипя,
И чаёк в нём пенится,
Погляди-ка на себя —
Ну и отраженьице!
Самовар пыхтит искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Подавай мне чашку чая,
Ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю
Наливай горячий чай!
Ведущий: А сейчас мы проверим, как вы запомнили интересные сведения о чае и проведём «чайную» викторину. Победителей ждут призы!
Викторина:
1. Где и когда зародился обычай пить чай?
2. Когда чай впервые появился в России?
3. Почему чай прославился как идеальный напиток для путешественников, моряков, охотников?
4. Почему чай собирали только женщины?
5. Какой город считают родиной самовара?
6. Как правильно нужно заваривать чай?
7. Чем раньше заваривали воду для питья, когда чай еще не был широко известен?
Конкурсы.
Ведущий: А теперь - веселые конкурсы!
1. Кто быстрее?
Мы приглашаем 2 человека и предлагаем на скорость с помощью чайной ложки выпить чай.
2. У кого лучше память?
Мы приготовили для зрителей ещё одно задание. Нужно вспомнить название и автора произведения.
(Ответивший правильно получает приз)
А на белой табуреточке,
Да на вышитой салфеточке
Самовар стоит.
Словно жар горит,
И пыхтит,
И на бабу поглядывает.
(К. И. Чуковский «Федорино горе»)
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла муха на базар
И купила самовар.
(К.И. Чуковский «Муха - цокотуха»)
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю.
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
(К. И. Чуковский «Мойдодыр»)
3. Доскажи словечко (коллективная игра)
Я захотел устроить бал,
Я гостей к себе___
Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый ___
Ножи, тарелки, вилки тут,
Но что-то гости ___
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек ___
Потом подвинул стул и сел,
И весь пирог в минуту ___
Когда же гости подошли,
То даже крошек не ___
Хозяин: Частушки вы хорошо знаете и поёте, чай тоже хорошо пьёте, а загадки наши отгадаете?
Загадки
Четыре ноги, два уха,
Один нос да брюхо (Самовар)
Бел, как снег, в чести у всех,
В рот попал - там и пропал. (Сахар)
Под одной крышей четыре брата стоят (Стол)
Как начнёт говорить - разговаривать,
Надо чай поскорей заваривать. (Чайник)
Кольцо не простое, кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье, ну и объеденье. (Бублик)
Ведущий: А кто сможет вспомнить названия лекарственных трав, цветов или плодов, которые мы добавляем в чай, чтобы быстрее выздороветь?
Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка)
И в лесу, и в квасу, и в таблетке, и в конфетке. (Мята)
Весной растет, летом цветет, осенью осыпается, зимой отсыпается.
А цветок - как медок, лечит от гриппа, кашля и хрипа. (Липа)
Есть и украшение, есть и устрашение;
Гляди да любуйся, а руками не суйся! (Шиповник)
Цветом желт и ароматен,
В чай кладут и чай приятен.
Только очень кислый он,
Называется... (лимон)
Хозяин: По русской традиции чай - лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мёд, печенье, булочки, пряники.
Хозяйка: Самовар шумит, баранки на скатерти-самобранке,
И конфеты, и печенье, и душистое варенье.
Хозяин: Всех гостей мы угощаем ароматным крепким чаем.
Тех, кто чай с охотой пьет, стол давно накрытый ждет!
(Дети исполняют песенку-переделку о чае на мотив «Голубой вагон». Песня найдена в Интернете, автор не указан)
Если вы пришли сегодня в гости к нам.
Будем рады чаем угостить.
Вы поспели к нашим пышным пирогам.
Вкус их всех вас может удивить.
Припев: Скатертью, скатертью
Стол скорей накрывай
И наливай-ка всем ароматный чай. - (2 раза)
Знаем лучше доктора серьёзного —
Лечит чай и скуку и тоску.
Приглашаем взрослых мы и ребятню
Выпить ароматного чайку.
Припев.
Шут 1: Для всех вас, взрослые и детишки:
Калачи, ватрушки, пышки,
Наливайте, не стесняйтесь,
Сладким чаем забавляйтесь!
Шут 2: Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному пряники печатные,
Пейте чай и торт берите,
Все вместе: Чаще в гости заходите!
Ведущий: Всех гостей приглашаем в нашу чайную!
(Чаепитие. Во время чаепития проводятся игры по желанию детей)
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий праздника в начальной школе "О спорт, ты - мир"
Семейный праздник в коррекционной школе. Сценарий
Семейный фольклорный праздник для младших школьников. Сценарий
Праздник цветов в начальной школе. Сценарий
Похожие статьи:
Конспект классного часа в начальной школе. Моя семья
Праздник прощания с учебным годом. Сценарий
Юмористические сценки для детей начальной школы
День лицея. Сценарий для начальной школы
Внеклассное мероприятие в начальной школе. Народные промыслы России