Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Обобщение опыта учителя ИЗО. Развитие речи и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

Развитие речи и творческих способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства
Автор:Судакова Людмила Анатольевна, учитель изобразительного искусства, труда.
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат №4»
Описание: Данный материал предназначен для учителей начальных классов, учителей изобразительного искусства.
Цель: Обобщение опыта учителя изобразительного искусства.

Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребёнка.

В процессе изобразительной деятельности у ребёнка совершенствуется наблюдательность, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в школьном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.

К числу основных умений, которые формируются у младших школьников в процессе изобразительной деятельности, отнесём: развитие психических процессов: мышления, памяти, восприятия, воображения; речи: лексического и грамматического строя, связности; мелкой моторики; навыков планирования, организации деятельности и контроля за ней.

Уроки изобразительного искусства тесно связаны с уроками развития речи, ознакомлением с окружающей жизнью и окружающей природой. Это два взаимосвязанных компонента обучения, один из которых является в одно и тоже самое время началом и продолжением другого. Речевое однообразие, бедность языковых средств может свидетельствовать не только о слабой словесной подготовленности, но также о неумение наблюдать природу, людей, об эмоциональной «глухоте». В тоже самое время наблюдаются обратные тенденции. Задача педагога – соединить в сознании, в чувствах детей живой мир и мир слов.

Уроки по созданию рисунков делятся на несколько этапов.
1. Этап до рисования. Необходим для формирования у детей интереса и настроя на выполнение своего рисунка.
Для этого в начале урока, в зависимости от темы урока и педагогических задач, учащимся прочитывается сказка, стихотворение, загадывается загадка, используются игровые моменты, применяется наглядный материал.
2. Процесс творческой работы. На этом этапе учащиеся создают свои рисунки.
3. Этап после рисования. На этом этапе нужно рассмотреть созданные детьми рисунки, и выразить те чувства и мысли, которые возникли в процессе рассматривания его творческой работы. Это позволит развивать чувственно – эмоциональную сферу юного художника и обогатить его речь словами, обозначающие чувства и настроения человека: восторг, восхищение, изумление, радость.
На всех этих этапах необходимо быть рядом с учащимися, помогать им и направлять их деятельность.

Особое внимание следует уделять развитию речи детей по таким направлениям:
- развитие лексического строя речи (обогащение, активизация, закрепление и уточнение словаря);
- формирование грамматического строя речи (умение пользоваться разными частями речи в соответствии с их признаками, умение строить простые и сложные предложения, распространять их);
- развитие связной речи (умение составлять рассказ по предметной и сюжетной картинке).
С этой целью детям предлагаются вопросы, заставляющие их рассуждать, подбирать нужные слова и конструкции, выстраивать и давать полный ответ. Вопросы выстраивают в зависимости от уровня речевого развития ребёнка. Отвечать на вопросы можно как в начале урока, так и в процессе выполнения рисунка. В конечном итоге необходимо прийти к тому, чтобы ребёнок научился, сначала с помощью педагога, а затем и самостоятельно составлять связный рассказ по созданному рисунку.

Ценным фактором для развития речи младших школьников имеют беседы по картинам.
Картина оказывает большое влияние на общее развитие детей, в частности на развитие интереса, любознательности.

Картина помогает учащимся сосредоточиться на определённой теме, расширяет их представления, обогащает высказывание.

Немаловажное значение имеют занятия по картинам и для обогащения детьми своего лексикона новыми словами и понятиями.

Наряду с этим при работе с картиной дети приобретают навыки по построению предложений, приучаются практически осмысливать структуру предложения.

Наблюдая за работой учащихся, можно разделить их (условно) на три группы:
- в первую группу (слабую) включают школьников, имеющих слабую подготовку к изобразительной деятельности. В их работах можно обнаружить грубые ошибки. К этой группе относятся также дети с неразвитым художественным вкусом и творческим воображением.
- во вторую группу (среднюю) входят учащиеся, у которых работы не имеют грубых ошибок, но невыразительны. Задачи, поставленные учителем, выполняются не всегда. К этой группе относятся также дети со слабо развитым художественным вкусом, творческим воображением.
- третью группу (сильную) составляют дети, имеющие способности, а также некоторые умения и навыки в изобразительной деятельности. Работы детей этой группы интересны композиционно и живописно. Задачи, поставленные учителем, выполняются. Дети любят рисовать на свободные темы, проявляют богатую фантазию.

Необходимо работать над тем, чтобы дети из слабой группы перешли в среднюю, а из средней в сильную. Надо организовывать работу так, чтобы все учащиеся, в особенности слабые, проявили большое желание и стремление учиться и не отставать от лучших учеников. Этому способствуют различные упражнения, работа в парах, группах. Также необходимо создавать благоприятные условия для развития учеников с наиболее выдающимися способностями.

Для развития художественного творчества младших школьников в структуру уроков
изобразительного искусства вводятся отдельные игровые моменты и художественно - дидактические игры, используются элементы соревнования.

Введение игровых ситуаций увлекает ребёнка, создаёт благоприятный эмоциональный тонус, стимулирует проявление творческих способностей. Игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание учащихся к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию.

Можно применять такие разнообразные игры как разрезные картинки, лото, интеллектуальные игры с целью развития наблюдательности и зрительной памяти, чувства пропорций, цвета и формы, для освоения учащимися композиционных закономерностей, изучения способов передачи движения в рисунке, для обработки технических навыков.

Основной же формой работы с младшими школьниками по развитию их художественных способностей должна стать творческая работа с разными художественными материалами, с использованием большого количества изобразительных приёмов.

Детям для выполнения заданий предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, чёрная гуашь, цветная или тонированная бумага различных размеров. В каждом конкретном случае выбор художественного материала обусловлен конкретной задачей.

Важно помнить о смене видов изобразительной деятельности в течение года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа), именно чередование этих видов позволяет избежать потери интереса к изобразительной деятельности, сохраняет эффект новизны и в то же время даёт возможность систематически работать над овладением художественными материалами и техниками.

Желательно организовать выставку творческих работ. Это позволит учащимся продемонстрировать свои достижения, самоутвердиться в глазах сверстников.

Рекомендуем посмотреть:

Турнир «Веселые краски» для детей 5-7 классов. Сценарий Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки для учащихся 5-6 класса Урок рисования для младших школьников по теме: Зима в лесу Сценарий внеклассного мероприятия по МХК в 5 классе

Похожие статьи:

Конспект урока по изобразительному искусству, 8 класс. Дизайн и архитектура в жизни человека

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 - 6 классах

Разработка интегрированного урока по изобразительному искусству и художественному труду

Техника японской живописи суми-ё

Аппликация. Портрет человека

Оригинальные сердечки из ткани своими руками. Мастер-класс с пошаговыми фото | Веточка калины из бусин своими руками пошагово с фото
Опубликовано: 598 дней назад (29 января 2020)
Просмотров: 608
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!