Тема проекта: "Школьная форма для девочек"
Автор: Усачёва Людмила Анатольевна, учитель швейного дела, высшая квалификационная категория. Стаж работы 27 лет.
Место работы: ОГКОУ Шарьинская школа-интернат.
Аннотация проекта
Проект предназначен для учащихся 7 класса. Дисциплина "Швейное дело". В процессе работы над проектом ученики узнают историю школьной формы, виды юбок, жилетов, блузок, последовательность изготовления изделий. В процессе работы над проектом получат новые навыки в проектировании, конструировании, моделировании юбки, жилета, юбки; узнают о технологии швейного производства поясного, плечевого изделия, а также выяснят степень востребованности знаний по культуре швейного исскуства в современном быту; научатся выполнять ряд швейных операций и изготовят школьную форму.
Описание проблемы
Одежда для школы! Вопрос очень острый
Как для учащихся, так и для взрослых!
В чем можно ходить и ходить в чём нельзя
Для всех это нынче проблема, друзья!
Дети должны с детства приобщаться к тому, что форма – это нечто большее, чем просто одежда. Это средство коммуникации. От того, как ты выглядишь, зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
«Встречают по одежке, провожают по уму» - это старая русская пословица, которая стала уже стереотипом и перебороть его вряд ли удаться. Ведь куда бы мы не пришли, везде нас оценивают, причем сначала судят внешний вид. В дословном переводе с латинского слово «костюм» означает «образ жизни». Ведь, наверное, нет лучше сферы человеческой деятельности, где наше положение и образ жизни проявлялись столь откровенно, как в нашей манере преподносить себя окружающим через свою одежду.
Школьная форма является неотъемлемой «частью» ученика и тем фактором, который влияет на взаимоотношения в классе, так как школьная форма несколько смягчает видимые признаки социального расслоения среди детей и подростков. Когда одни ученики одеты в костюмы из дорогих бутиков, а другие – в одежду из магазина Second Hand, а разница в доходах их семей оказывается весьма заметна. Впоследствии дети из малообеспеченных семей по этому поводу сильно комплексуют и переживают, «закрываются в себе». А это же несет в себе и неуспеваемость, и нарушенные отношения с одноклассниками, а, следовательно, и несплоченность школьного коллектива.
Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, и главное - она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет. Школьная форма – это одежда для работы, а школа – это место, куда они приходят учиться – равно работать.
Понятия
Школьная форма — обязательная повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
Жилет — верхняя одежда без рукавов
Юбка — предмет одежды, покрывающий нижнюю часть тела.
Блузка— женская легкая одежда из тонкой ткани в виде короткой приталенной рубашки. Блузка содержит рукава, воротник и манжеты. Часто застегивается на пуговицы, но бывают и туникообразные блузки. Нередки украшения в виде жабо, оборок, рюша, а также аппликации из бисера. Белая блузка — неотъемлемый элемент строгого делового стиля. Обычно блузки носят вместе с юбками.
Актуальность данного проекта:
Вопрос о единой школьной формы рано или поздно возникает в каждой школе. О необходимости введения школьной формы последнее время говорится даже на высшем уровне власти. Письмо МО РФ от 14.11.2000 г. № 22-06-1203 «О введении школьной формы для обучающихся».
Учащиеся нашей школы, страдая умственными и физическими недостатками, нарушением эмоционально-волевой сферы стараются одеться в школу в их понимании «Модно», хотя выражают в этом безвкусицу, не соответствующую внешнему виду школьницы.
Единая школьная форма дисциплинирует, настраивает на рабочий лад, прививает вкус к деловому стилю одежды, экономит родительские деньги, воспитывает чувство сопричастности и принадлежности к родной школе и гордость за неё. Коллектив ОГКОУ Шарьинской школы – интерната стремится к созданию такой образовательной среды в школе, которая позволит обеспечить успешность каждого ребенка в процессе самореализации в системе социальных отношений вне зависимости от его физиологических особенностей, учебных возможностей и склонностей.
Изучив мнение учащихся, педагогов и родителей в предварительном исследовании (см. приложение 1, 2,3,4), нашли приемлемое решение, в изготовлении своими руками современной, удобной, школьной формы на уроках швейного дела. Данную тему проекта считаю актуальной.
Содержание проекта
Для того, чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству особую значимость имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе овладеть организацией практической деятельности по всей проектно-технологической цепочке от идеи до ее реализации в модели. Главная особенность этого подхода- активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом, передать учащемуся инициативу в своей познавательной деятельности.
В процессе создания проекта, учащиеся познакомятся с историей возникновения школьной формы, с мнениями психологов, врачей.
Научатся строить чертежи, разрабатывать выкройки изделия, их видоизменять посредством моделирования, в соответствии с выбранной моделью. Составлять план пошива и выполнять технологию обработки изделия в соответствии с техническими условиями. Смогут рассчитать себестоимость изделия, проанализировав затраты купленного изделия из магазина и сшитого своими руками. Научатся представлять изделие, защищать. Это очень важно в дальнейшем для их социализации.
Проект направлен на развитие эстетических качеств, манеру правильно одеваться, проведение связи изучаемого материала с современной жизнью учащихся, их семей, а также на развитие навыков самостоятельно составлять план пошива.
Учащиеся смогут реализовать свои творческие возможности при разработке проекта школьной формы (см.приложение10), закрепить знания, умения и навыки по изготовлению изделия от стадии разработки, выбора материала, технологии изготовления.
Цель проекта:
Спроектировать и выполнить модель школьной формы для девочек с учётом мнения учащихся, родителей и педагогов.
Задачи:
o Вовлечь родителей в воспитательный процесс через совместную деятельность с ребенком по созданию проекта;
o Показать практическую направленность комбинаторных способов составления школьной формы;
o Предложить варианты формы, с помощью которых ученица никогда не потеряет своей индивидуальности и будет иметь деловой стиль;
o Разработать на одной базисной основе модели школьной формы для девочек
o Изготовить школьную форму на уроках швейного дела.
Достижение поставленной цели проекта планируется в форме устного сбора информации, использования интернет ресурсов, изучения деталей кроя, моделирования, пошива и отделки изделия, оформления проекта. Результат и оценка проекта определяется после защиты проектов (см.приложение 6) и проведения школьного мероприятия» Модный школьный приговор» (см. приложение 11).
Методы проекта: наблюдение, фотофиксация (использование фотографий); поисковый анализ (поиск материала и работа с ним); обобщение (обобщен обработанный материал, сделаны выводы и предложены варианты школьного дресс-кода), практический.
Практическая значимость проекта: учащиеся сошьют на уроках швейного дела школьную форму при минимальных финансовых затратах и в соответствии с особенностями своей фигуры.
Основные целевые группы, на которые направлен проект
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются дети, родители и педагоги. Объединив усилия в решении обозначенной проблемы, они смогут удовлетворить свои запросы:
- дети получат стильную, модную, удобную одежду;
-родители приобретут для своих детей отвечающую современным санитарно-гигиеническим требованиям школьную одежду по разумной цене;
- педагоги успешно решат задачи формирования позитивного имиджа образовательного учреждения, укрепления дисциплины и ориентации на успешный образовательный процесс.
Направляющие вопросы
Основополагающий вопрос
Школьная форма: хорошо это или плохо? Что об этом думают дети и взрослые, педагоги?
Проблемные вопросы
- Как одежда влияет на здоровье человека?
- Влияет ли одежда на настроение человека?
- Носят ли школьную форму в других странах?
- Как правильно выбрать одежду для школы и как за ней ухаживать?
Коррекционная направленность проектной деятельности:
Моя цель, как учителя трудового обучения в коррекционной школе 8 вида – это формирование умений, необходимых для успешной социально – трудовой адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Для комплексного решения задач тех¬нологического обучения активно ис¬пользую коррекционные формы и методы, в том числе выполнение учебных технологиче¬ских проектов. При последова¬тельном выполнении предлагаемых за¬даний по принципу «от простого к слож¬ному», «от конкретного к абстрактно¬му», обязательно достигается желаемый результат. Метод проектов направлен на активизацию умственной деятельности учащихся, формирование у них общей и трудовой культуры и культуры речевого поведения, что способствует в целом успешной социализации выпускников. Метод позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания, применяя их на практике.
В проектной деятельности использовала разработки уроков, направленные на исправление дефектов мышления и повышения интеллектуального уровня. (приложение 8 ).
( приложение 9). Чтобы повысить мотивацию учащихся, интерес к проектной деятельности, на уроках использовала дидактический материал, облегчающий познавательную и мыслительную деятельность: презентации: «История школьной формы», инструкционно-технологические карты по изготовлению юбки, жилета, блузки, индивидуальные инструкционно- технологические карты, карточки с заданием, тесты, перфокарты, новые слова по темам.
Механизм осуществления проекта
Проект реализован в рамках Программы Министерства Образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида под редакцией В.Р.Воронковой, уроков трудового обучения (швейного дела) и разделов: «Юбка», «Обработка блузки», «Моделирование и конструирование одежды».
Пример продукта проектной деятельности учащихся
Публикация учителя для родителей
( Презентация История школьной формы)
Мнения специалистов о школьной форме
Деловой стиль в одежде презентация
Положение о введении формы
Экскурсия в магазин
Конечный продукт брошюра «Как мы создавали проект юбки»
Сроки выполнения проекта: декабрь 2013 г. – март 2014 г.
В проектной деятельности участвуют учащиеся 7 класса.
Декабрь: Вводные занятия. Обсуждение с учащимися вопросов по теме проекта. Обсуждение целей и планов проекта. Выполнение заданий по теме проекта. План проекта (см приложение 5).
Учащиеся проводят исследования. Уточнение критериев оценивания ученических работ. Консультирование с учителем. Выполнение творческих заданий по теме проекта.
Январь: Выполнение творческих заданий по теме проекта: «Юбка»
Выполнение творческих заданий по теме проекта: «Жилет
Выполнение творческих заданий по теме проекта: «Блузка».
Февраль: Оформление проектов.
Март: Защита проектов
Механизм оценки результатов проекта
Оценка педагогической эффективности проектной деятельности — это определение того, насколько достигнутые в ее ходе результаты отвечают предполагавшимся дидактическим целям, методическим задачам, то есть соответствуют ли новые приращения планировавшимся компетентностям, знаниям, умениям и навыкам учащихся. Разработаны критерии оценки проекта учащихся (см. приложение 6). Итак, максимальное количество технических баллов, равное 100% и оцениваемое отметкой «5» 14 баллов.
Перспективы дальнейшего развития проекта
В результате реализации проекта «Школьная форма» будет решена проблема обеспечения обучающихся ОГКОУ Шарьинской школы- интерната модной, удобной, практичной, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям одеждой для учебных занятий. Единая цветовая гамма моделей будет способствовать поддержанию осознанной дисциплины, настраивать на рабочий ритм школьной жизни. Все это будет работать на дальнейшее развитие позитивного имиджа школы, повышение ее значимости в глазах родительской общественности.
Рефлексия
- Оправдались ли ваши ожидания от проекта?
- Реально ли практически сшить школьную форму для младших классов?
В каждом из вас скрыта неповторимая творческая индивидуальность. Творческие способности развиваются только в творческом труде. Радуйтесь своему творчеству, чтобы ваша жизнь была успешной и счастливой во всех отношениях.
Вывод:
1.Реализуется в форме добровольного участия детей в проекте, в его планировании, в создании школьной формы и в их оценивании:
Все дети – добровольные участники проекта. Всего участвовали в проекте 5 человек. После практического занятия и представления стартовой презентации они с большим азартом принялись за дело. Первое, что они сделали – взялись за детальное планирование. Были составлены планы:
1. План пошива юбки.
2. План пошива жилета.
3. План пошива белой блузки.
После того как были составлены планы у ребят возник вопрос, а как оформить продукты, которые они создадут? Пришли к мысли о том, что самим не справиться, нужно обратиться за помощью к учителю и родителям. Так написали творческие проекты:
Проект: «Юбка составляющая комплект школьной формы»;
«Жилет»;
« Белая блузка- парадная форма одежды в школе».
Были также разработаны критерии по формирующему и итоговому оцениванию
2. Направлен на развитие самостоятельности и на самореализацию личности:
Сами нашли:
- проблему;
- пути её решения;
- составили планы действий;
- договорились об экскурсии;
- сделали фотографии;
- подобрали материал;
- выполнили практическую часть работы (сшили изделия);
- договорились с родителями о помощи;
- оформили с использованием ИКТ промежуточные и конечные продукты;
- оценили свою деятельность и деятельность своих товарищей.
3.Деятельность отвечает личным интересам и потребностям учащихся:
Всё, что было сделано детьми – отвечало их личным интересам и потребностям. Ничто не было навязано учителем или другими взрослыми.
4.Деятельность учащихся – урочная + внеклассная (либо урочная + внеурочная:
Длительность проекта 4 месяца, 14 недель
60 часов учебной работы: на уроках швейного дела(были рассмотрены темы школьной формы, работа на компьютере).
обсуждение, разработка идей проекта, экскурсии, выполнение практической части (пошив изделий), оценивание, проведение рекламы готового продукта.
30 часов написание проектов по темам
«Юбка составляющая комплект школьной формы»;
«Жилет»;
« Белая блузка- парадная форма одежды в школе».
6 часов самостоятельной работы: подборка материала, работа с литературой, с системой Интернет.
5. Тема, содержание, деятельность, средства и продукты соответствуют возрасту учащихся:
Тема проекта «Школьная форма для девочек» соответствует возрасту учащихся, т.к. его выполнение им под силу.
Содержание им понятно и интересно.
Деятельность выполнима.
Средства и продукты носят познавательный характер и соответствуют современной моде, поэтому не могут быть не интересны.
6.Название формулируется с позиции учащегося:
Эта идея полностью проведена через проект, потому что после стартовой презентации дети её сформулировали сами. Были предложены ещё такие варианты: Деловой стиль одежды? Какой быть школьной форме? Можем ли мы сами сшить себе школьную форму.
7. Учащиеся работают в группе и индивидуально:
В проекте дети работали и в группах и индивидуально. На стадии исследования и разработки работали группой. На этапе реализации проекта – индивидуальная форма работы. Объединялись в одну общую группу тогда, когда шли обсуждения, касающиеся всех участников проекта, когда нужно было принять общее решение.
8.Учащиеся строят свои знания для проекта совместно с учителем, родителями:
Всё, что узнали дети в ходе проекта, они узнали от учителя, родителей, но и самостоятельно добывали информацию. (Комплект школьной формы, цвет, ткани). Самым трудным, оказалось, выполнить моделирование в одежде. В процессе пошива изделия проявили большую самостоятельность, опираясь на приобретённые знания, умения и навыки на уроках швейного дела.
В течение всего проекта было очень интересно работать с детьми. Они открылись и проявились с такой стороны, с которой я их ещё не знала. Мои ученики – дети с ограниченными возможностями, не всё у них могло получиться сразу. Приходилось давать консультации, помогать. Больше всего приходилось помогать в тех моментах выполнения проекта, которые касались ИКТ. Играть на компьютере умеют все, а вот работать нет, поэтому приходилось учить, наставлять, помогать. Помогали также родители.
9.Деятельность учащихся осуществлялась при скрытой координации учителем:
Вся работа в проекте была так скоординирована учителем, что дети, не осознавая этого, научились: исследовать окружающую действительность, приобретать проектную культуру, осознавать себя частью группы, задумываться о смыслах своей деятельности.
10.Учащиеся должны хорошо понимать, что ожидается от проекта, до начала работы:
До начала работы учащиеся хорошо понимали, что им придётся создать самим школьную форму, а также рассказать об этом всем: другим ребятам, родителям, ученикам из других классов, как они это делали и поделиться своими знаниями, умениями, полученными в ходе проекта. Понимали, что сделать они это должны с использованием ИКТ.
11.В описании проекта учителем на первый план выдвигается деятельность учащихся:
Требование к учителю разработать ученический проект является основным.
В нашем проекте «Школьная форма для девочек» имеет место проектная деятельность учителя и проектная деятельность учащихся.
В процессе работы над проектом учащиеся освоили новые знания, умения и усовершенствовали уже имеющиеся. По окончании проекта ученицы решили проблему, в чём ходить в школу. Цель проекта достигнута. Спроектировали и выполнили такую модель, которая им нравиться, при этом придерживались мнения педагогов и родителей.
Школьная форма создаёт ряд преимуществ:
Строгий стиль одежды создает в школе деловую атмосферу, необходимую для занятий.
• Форма дисциплинирует человека.
• Единая школьная форма позволяет избежать соревнования между детьми в одежде.
• Ученик в школьной форме думает об учебе, а не об одежде.
• Нет проблемы "В чем пойти в школу", у детей возникает позитивный настрой, спокойное состояние активизирует желание учиться.
• Школьная форма помогает ребенку почувствовать себя учеником и членом определенного коллектива, дает возможность ощутить свою причастность именно к этой школе.
• Если одежда придется ребенку по вкусу, он будет испытывать гордость за свой внешний вид.
• Школьная форма экономит деньги родителей.
В заключении хочется закончить словами:
« Дети должны с детства приобщаться к тому,
что костюм – это нечто большее, чем просто одежда.
Это средство коммуникации.
От того, как ты выглядишь,
зависит, как с тобой будут общаться окружающие.
Возможно, для повышения собственной самооценки
школьный «dress code» может оказать огромную услугу,
ведь он позволяет одеваться стильно, хотя и строго»
Вячеслав Зайцев
Список использованной литературы
1.Белоус, А.В. Увлекательное домоводство [Текст]: / А.В. Белоус. – Смомск: Русич, 2001.- 200с.
2.Мозговая, Г.Г. Швейное дело. 7-8 классы / Г.Г. Мозговая, Г.Б. Картушина. – М.: Прсвещение, 1990.
3.Хуравская, В.М. Десять творческих проектов для учащихся 6-9 классов / В.М. Хуравская, В.Д. Симоненко. – Брянск: НИЦ «Октид», 1977
4.Перова Е. Н. Уроки по курсу “ Технология ” 5 – 9 класс [Текст]: / Е. Н. Перова. – М.: Специальная литература – 208 с, 2006.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Проектная деятельность в 4 классе
Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование