Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Классный час в 3 классе ко Дню Победы. Дети войны

Конспект классного часа для начальной школы "У войны не детское лицо"
Подготовительная работа: создание книжки – раскладушки «Пионеры – герои».
Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.
Задачи:
• Воспитывать у подрастающего поколения чувства патриотизма и уважения к памяти защитников Отечества.
• Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
• Развивать лучшие качества человека: патриотизм, гражданственность, гордость за свою Родину, стремление к миру.
Ход мероприятия
«Никто не забыт и ничто не забыто» -
Горящая надпись на глыбе гранита.
Поблекшими листьями ветер играет
И снегом холодным венки засыпает.
Но, словно огонь, у подножья – гвоздика.
Никто не забыт и ничто не забыто.

Учитель:
Сегодня мы посвящаем наш классный час детям войны. Тем детям, которым пришлось пережить весь ужас того страшного времени. Сегодня среди нас живут пожилые люди, которым в годы войны было 8-12 лет.
Война – самое трагическое событие в жизни людей. Она несёт с собой боль и утрату, жестокость и разрушение, страдание многих людей и в первую очередь детей.
В тот далёкий летний день 22 июня 1941 года люди занимались обычными для себя делами. Никто и не подозревал, что многое в их жизни перечеркнёт одно страшное слово – война. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как Вы. Каникулы. Лето. Тепло. Вы собираетесь с родителями на природу... И вдруг – война….
Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!
Звукозапись объявления о начале войны.
Клип «Вставай страна огромная...»
Вы смотрели в глаза тех детей,
Знает кто о войне не из книжек:
Потерявших отцов, матерей,
С умным взглядом невзрослых детишек?..
Их, прошедших все годы войны,
Не пугают небесные грозы,
Но боятся они тишины –
В ней таится немая угроза.
Клип «Дети войны».
Учитель:
Великая Отечественная война – это страшное воспоминание детской тоски, одиночества, отсутствие материнской и отцовской ласки.
Глаза девчонки семилетней,
Как два померкших огонька.
На детском личике заметней
Большая, тяжкая тоска.
Она молчит, о чем ни спросишь,
Пошутишь с ней, – молчит в ответ.
Как будто ей не семь, не восемь,
А много, много горьких лет.
Учитель:
Школьники работали вместе с учителями на покосе, пололи и копали картофель, стояли у станков, а самые младшие собирали на полях колоски, чтобы не потерять ни одного зёрнышка – ведь хлеб был нужен на фронте их отцам и братьям.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
Дети войны, как же вы голодали…
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали…Война…
«Мальчик из села Поповки» С. Я. Маршак
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребёнок -
Последний гражданин села.

Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы -
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.

Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.

При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.

Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.
Учитель:
Многие дети сражались наравне со взрослыми – были связными, разведчиками, радистами в партизанских отрядах.
Мальчики
Уходили мальчики – на плечах шинели,
Уходили мальчики – храбро песни пели,
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики, где – не знали сами…

Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте,
Не продали мальчики совести и чести…

Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
В черный дым сражений, на броне покатой
Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом,
Шпрее – в сорок пятом,
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
Учитель:
Около 2 тысяч московских школьников пришли на промышленные предприятия, чтобы заменить ушедших на фронт взрослых. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских. Ребята изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы.
СЛАЙД.
Главный лозунг того времени был: «Всё для фронта. Всё для победы!».
Война прошлась по детским судьбам грозно,
Всем было трудно, трудно для страны,
Но детство изувечено серьёзно:
Страдали тяжко дети от войны.

Нужны были и смелость и отвага,
Чтоб жить под оккупацией врага,
Всегда страдать от голода и страха,
Прошла где неприятеля нога.

В тылу страны нелёгким было детство,
Одежды не хватало и еды,
Страдали от войны все повсеместно,
Хватило детям горя и беды.
Учитель:
Особенно трудно СЛАЙД пришлось детям блокадного Ленинграда. Война отучила их плакать. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших родных.
В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?
Нам в сорок третьем
Выдали медали,
И только в сорок пятом —
Паспорта.
И в этом нет беды…
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг станет страшно оттого,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда…
Учитель:
В Ленинграде на Пискаревском кладбище, есть огромные братские могилы, в которых похоронены сотни тысяч ленинградцев.
В музее этого кладбища есть дневник маленькой девочки Тани Савичевой. В этом дневнике она записывала даты и время, когда умирали ее родственники:
1 ребёнок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
«Женя умерла 28 декабря в 12:30 часов утра 1941 г».
2 ребенок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 г».
3 ребенок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
« Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г».
4 ребенок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
« Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 г».
5 ребенок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
« Дядя Леша – 10 мая в 4 часа дня 1942 г».
6 ребенок: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
« Мама – 13 мая в 7.30 утра 1942 г».
Учитель: (слайд с листком из дневника Тани Савичевой)
«Савичевы умерли. Умерли все.
Осталась одна Таня…»
Таню успели эвакуировать,но она прожила недолго и умерла от истощения.
Многие дети остались на, захваченных землях, и среди них находилось немало отважных героев, которые боролись с врагом с оружием в руках.
Дети воевали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности. Сейчас они нам известны как Пионеры герои.
Клип о «Пионера – героях».
Учитель:
Пионеров – героев было очень много, но сегодня мы поговорим о детях, которым было присвоено звание Герой Советского Союза.
Вспомним всех поимённо
Горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым,
Это надо – живым!
Зина Портнова. (слайд с портретом Зины Портновой)
Зина Портнова родилась в Ленинграде. После седьмого класса летом
1941 года она приехала на каникулы к бабушке в белорусскую деревню Зуя. Там её и застала война. Белоруссию заняли фашисты. С первых дней мальчишки и девчонки начали решительно действовать. Они создали тайную организацию «Юные мстители».
Ребята вели борьбу с фашистами. Ими была взорвана водокачка, что задержало отправку на фронт десять фашистских эшелонов. Отвлекая противника, «Мстители» разрушали мосты и шоссе, взорвали местную электростанцию, сожгли завод. Добывая сведения о действиях немцев, они сразу же передавали их партизанам. Зине Портновой поручали всё более сложные задания. По одному из них девочке удалось устроиться на работу в немецкую столовую. Работая в этой столовой, она отравила пищу для немецких солдат. Более 100 фашистов пострадали от её обеда. Немцы стали обвинять Зину. Чтобы доказать, что она не виновата, девочка попробовала отравленный суп и лишь чудом осталась жива.
Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием,смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы Портнову не опознал предатель. Её долго пытали.
На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной, пытками девочками не хватило сил. Её схватили. Больше месяца зверски пытали. Немцы хотели, что бы она предала своих товарищей. Но дав клятву верности Родине, Зина сдержала ее.
Утром 13 января 1944 года на расстрел вывели седую и слепую девушку. Она шла, спотыкаясь босыми ногами, по снегу. Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Валя Котик. (слайд с портретом Вали Котика)
Валя Котик родился 11 февраля 1930 года в семье крестьянина.
С 1937 жил в городе Шепетовка на Украине. Когда началась война, он только еще перешел в шестой класс. С первых дней оккупации Шепетовки Валя начал бороться против фашистов.
Однажды вместе с товарищами он бросил гранату в машину, в которой ехал начальник жандармерии. Гитлеровский палач был убит.
В 1942 году Валя установил постоянную связь с подпольной организацией и по ее заданию собирал оружие, распространял листовки.
Летом 1943 года он становится членом партизанского отряда. А уже зимой 1943 года бою за свобождение города Изяслава мальчика смертельно ранило.
Он умер на руках взрослых товарищей - партизан. Валика похоронили в селе Хоровец.
Марат Казей. (слайд с портретом Марта Казея)
Марат Казей родился 10 октября 1929 года в Беларусии.
Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой и сестрой, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. За связь с партизанами была схвачена его мама, и вскоре Марат узнал, что ее повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске... Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. В мае 1944 года при выполнении очередного разведывательного задания был окружен гитлеровцами. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.
8 мая 1944 год Марат погиб в бою. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Леня Голиков. (слайд с портретом Лёни Голикова)
В Псковской области, в деревне Лукино, жил мальчик Леня Голиков. Учился в школе, помогал по хозяйству родителям, дружил с ребятами. Но неожиданно началась Великая Отечественная война, и все то, о чем он так мечтал в мирной жизни, вдруг оборвалось. Когда началась война, ему было всего 15 лет.
Когда фашисты захватили его деревню, вместе со взрослыми Леня ушел в партизанский отряд, чтобы бороться против них. Немало боевых дел было у юного партизана Лени Голикова. Но одно было особенным.
В августе 1942 года Леня находился в засаде недалеко от дороги. Вдруг он увидел, что по дороге едет роскошная немецкая машина. Он знал, что на таких машинах перевозят очень важных фашистов, и решил во что бы то ни стало остановить этот автомобиль. Сначала посмотрел, нет ли охраны, подпустил поближе машину, а затем бросил в нее гранату.Граната разорвалась рядом с автомобилем, и тут же из нее выскочили два здоровенных фрица и побежали к Лёне. Но он не испугался и начал стрелять по ним из автомата. Одного он сразу убил, а второй начал убегать в лес, но Лёнина пуля догнала и его. Один из фашистов оказался генералом. При нем нашли важные документы и сразу же отправили их в Москву. Вскоре из Главного штаба партизанского движения поступило указание представить всех участников дерзкой операции к званию Героя Советского Союза. А участник-то был всего один... Юный Леня Голиков
За этот подвиг Лёня Голиков был представлен к высшей правительственной награде - медали «Золотая звезда» и званию Героя Советского Союза. Но получить награду герой не успел.
В декабре 1942 года партизанский отряд Голикова был окружен немцами. После жестоких боев отряду удалось прорвать окружение и уйти в другой район. Январской ночью 1943 года к деревне Острая Лука вышли 27 обессиленных бойцов и заняли три крайние избы. Под утро сон партизан прервал грохот пулемета – в деревне нашелся предатель, который сообщил немцам, кто ночью пришел в село. Пришлось, отбиваясь, уходить к лесу…
В том бою погиб весь штаб партизанской бригады. Среди павших был и Леня Голиков. Звание Героя он получил посмертно. (рассказы сопровождаются слайдами о пионерах – героях)
Нас босыми по снегу водили
На допрос и пытку из тюрьмы...
Все равно враги не победили!
В этой битве
Победили
МЫ!
Учитель: Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету……
«Минута молчания» (звук Метронома)
Учитель:
Сегодня, мы вспоминали детей – участников Великой Отечественной
войны, детей, кто носил гордое звание пионера. Многие из них отдали свою жизнь за победу, за свободу нашей Родины, и пока люди помнят о их героических подвигах, эти дети продолжают жить.
Все ярче звезды, небо голубей,
Но отчего – то вдруг сжимает сердце,
Когда мы вспоминаем всех детей,
Которых та война лишила детства.
Их защитить от смерти не смогли
Ни сила, ни любовь, ни состраданье.
Они остались в огненной дали,
Чтоб мы сегодня их не забывали.

Войны я не видел, но знаю,
Как трудно народу пришлось,
И голод, и холод, и ужас -
Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете,
Пусть дети не знают войны,
Пусть яркое солнышко светит!
Мы дружной семьёй быть должны!
Дети все вместе исполняют песню «Парад победы».

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы, 3-4 класс. Никто не забыт, ничто не забыто Классный час в начальной школе ко Дню Великой Победы Письмо ветерану Великой Отечественной войны от школьника 4 класса Сценарий праздника 9 мая для школьников «Подвигу народа жить в веках»

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие в начальной школе к 9 мая. Зоя Космодемьянская

Утренник к 9 мая – День Победы, 3 класс

Внеклассное мероприятие в начальной школе ко Дню Победы. Инсценировка по рассказу Алексеева «Дедушка»

Эстафета к 9 мая для младших школьников

Сценарий познавательной игровой программы к 9 мая – День Победы в начальной школе

Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Опубликовано: 3361 день назад (9 сентября 2015)
Просмотров: 4286
0
Голосов: 0
Ирина Васильевна Кобякова # 8 ноября 2015 в 17:10 0
Сценарий понравился,но мне показалось много стихотворений и мало участия детей в этом мероприятии.Спасибо!
Мария Александровна Цыркова # 9 ноября 2015 в 08:49 0
Все стихи читают дети. Надо отредактировать сценарий. Спасибо.