Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лекция-концерт для старших классов по творчеству Бетховена

Сценарий лекции-концерта по творчеству Л.В. Бетховена для учащихся 9-10 класса

Автор: Голещихина Марина Александровна. Преподаватель по классу баян, МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа»
Описание работы: МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа» активно сотрудничает с общеобразовательными школами Тасеевского района. В рамках этого сотрудничества для учащихся старших классов общеобразовательных школ по предмету МХК проходят совместные занятия на базе МБОУ ДОД «Тасеевская детская музыкальная школа». На данных мероприятиях ребята получают возможность познакомиться с творчеством великих композиторов, и в живом исполнении услышать шедевры мировой музыкальной культуры, а помогают им в этом педагоги и учащиеся Тасеевской детской музыкальной школы. Предлагаю вашему вниманию сценарий лекции-концерта, посвященный творчеству Л.В. Бетховена.

Назначение: Предлагаемый сценарий адресован преподавателям детских музыкальных школ, школ искусств, кружков при дворцах культуры и различных клубах.
Данный материал рассчитан на учащихся 9-10классов.
Цель: Закрепление знаний старшеклассников о жизни и творчестве Л. В. Бетховена
Задачи:
•Познакомить с творчеством Л. В. Бетховена;
•Обогатить духовный мир учащихся посредством произведений Л. В . Бетховена;
•Развивать у детей познавательный интерес к музыке;
•Воспитывать любовь к музыке, как к искусству, обладающего наибольшей силой эмоционального воздействия на человека.
Необходимое оборудование для проведения:
•Музыкальные инструменты: баян, фортепиано.

Используемая литература:
При разработке сценария были использованы учебные пособия по музыкальной литературе:
1.М. Шорникова, Музыкальная литература, 3 год обучения,
2. Словарь юного музыканта,
3. Альшванг А., «Людвиг Ван Бетховен»

Программа лекции-концерта

Ведущий: «Нет ничего прекраснее, чем приносить людям счастье и радость», эти слова, произнесенные некогда Л. Бетховеном, могли бы с полным правом считаться девизом его жизни и творчества. Вот уже на протяжении нескольких столетий его музыка не только дарит человечеству счастье и радость, но учит и завоевывать их. Она воспевает радость победы, дает силу и энергию слабым, мужество и стойкость потерявшим веру, призывает к борьбе со злом, к сплочению и содружеству всех людей земного шара.
Бетховен ясно осознавал не только большую воспитательную роль, но и этическую силу настоящего искусства. В его письмах неоднократно проводятся мысли о том, что «создание истинного искусства ведет к моральному прогрессу», и что «лучшими узами связи между самыми отдаленными друг от друга народами всегда было и будет развитие искусства и наук».
Наследие композитора, охватывающее все области музыки, обширно. Он - автор оперы «Фиделио», балета «Творения Прометея», ряда ораторий и кантат. Им создано большое число инструментальных сочинений. Лишь для фортепиано он написал 32 сонаты, пять концертов, несколько циклов вариаций и т. д. Столь же велико число сочинений для скрипки, виолончели, для голоca (более девяноста песен). Неоценим вклад Бетховена в область симфонической музыки, которая была для него особенно притягательной и любимой. «Я знаю, что моя подлинная стихия - это симфония. Когда я слышу что-либо внутренним слухом, это всегда большой оркестр»,- писал композитор. Его девять симфоний, музыка к трагедии В. Гёте «ЭГМОНТ», увертюры «Кориолан», «Леонора» № 1, №2, №3 (к разным постановкам оперы «Фиделио») и другие оркестровые сочинения относятся к числу уникальных художественных произведений мирово¬го значения.
Почти все творчество Бетховена подчинено одной идее - воплощению героической борьбы, ведущей через все трудности и страдания из мрака к свету. Образ Прометея, тираноборческая тема и главный образ Леоноры - женщины¬ рыцаря в опере «Фиделио», героическая тематика третьей, Пятой, Седьмой и Девятой симфоний, высокий патриотизм Кориолана, Эгмонта, которые идут на подвиг во имя родины, драматизм Патетической сонаты, Аппассионаты ¬не могут оставить слушателя равнодушным. Они вовлекают его в действие, заставляют по-иному взглянуть на мир, на происходящие события.
Мировоззрение композитора сформировалось под влиянием общественно¬политических событий эпохи Просвещения - движения «Бури и натиска» в Германии, национально-освободитель¬ной борьбы австрийского и немецкого народов против захватнической политики Наполеона 1, Великой французской буржуазной революции (1789-1794), сыгравших большую роль в становлении его личности, его художественных вкусов и интересов. Этот гениальный музыкант, современник революции, родился в эпоху, как нельзя лучше соответствовавшую складу его титанической натуре. С редкой творческой силой Бетховен воспел величественность, и напряженность своего времени, его бурный драматизм, радости и скорби гигантских народных масс. До наших дней искусство Бетховена остается не превзойденным как художественное выражение чувств гражданского героизма.
Однако мир музыки Б. ошеломляюще разнообразен. В его искусстве есть и др. фундаментальные стороны, без которых восприятие его будет односторонним. В его музыке заложено глубокое интеллектуальное начало. Психология нового человека раскрыто не только в конфликтно – трагедийном плане, но и через сферу высокой вдохновенной мысли. Его герой обладал неукротимой смелостью и страстностью, наделён и богатым развитым интеллектом. Он не только борец, но и мыслитель. Наряду с действием ему свойственна склонность к сосредоточенному размышлению. Ни один советский композитор до Б. не достиг подобной философской глубины, и масштабности мысли. Через призму возвышенности и глубокого интеллекта преломляется в музыке Б. жизнь во всем ее разнообразии - бурные страсти и мечтательность драматическая патетика и лирическая исповедь, картины природы и суеты быта.
Завершая эпоху музыкального классицизма, Бетховен одновременно открыл дорогу грядущему веку – романтизму.
Бетховен, его творческое наследие оказало огромное влияние на последующее поколение композиторов.

Сегодня Вашему вниманию мы представим наиболее известные произведения Л.В. Бетховена.
1.Страстный патриот своего отечества, Бетховен сочувственно относился к освободительному движению народов других стран. В 1809 году специально для чешских повстанцев он написал «Военный марш», освободительной борьбе в Греции и Венгрии посвятил музыку к пьесам А. Коцебу «Афинские развалины» и «Король Стефан»
В исполнении Роот Тани и Ларисы Митрофановны прозвучит марш из музыки к пьесе А. Коцебу «Афинские развалины»


2. Осенью 1801 года жизнь еще улыбается Бетховену: он признается, что любит «милую, чудесную девушку» и любим ею. Эта девушка из аристократической семьи, но все-таки Бетховен даже не помышляет о браке. Он надеется на то, что будет концертировать, добьется денег, славы, независимости – и тогда брак станет возможным. Особа, вызвавшая столь пылкие чувства Бетховена, - его семнадцатилетняя ученица, графиня Джульетта Гвиччарди, была на редкость неподходящей кандидатурой в его супруги. Приехавшая в столицу из провинциального города, эта барышня обладала хорошими музыкальными способностями, была кокетливой, бойкой, но пустой и легкомысленной девушкой. Бетховен был близок с ее кузинами и кузеном, молодыми венгерскими графами Брунсвик. Джульетту привлекала его популярность, и даже его странности. Сам же Бетховен был неравнодушен к женской красоте и никогда не отказывался давать уроки молодым красивым девушкам. Не отказался он и на этот раз. Денег за занятия с Джульеттой он не брал. В качестве компенсации Джульетта дарила ему собственноручно вышитые шарфы. Лето 1801 г. Бетховен провел в Венгрии в имении Брунсвиков. Это время, проведенное с Джульеттой, было счастливейшим для Бетховена.
Однако вскоре появился соперник - молодой граф Р. Галленберг, возомнивший себя великим композитором. Искренно поверив, что «талант» Галленберга не на¬ходит признания из-за интриг, Джульетта не на шутку увлеклась графом. Она отдавала предпочтение Галлен¬бергу не только как претенденту на ее руку, но и как музыканту! В 1802 г. в отношениях между Бетховеном и Джульеттой произошло охлаждение, в следующем году она вышла замуж за Галленберга и уехала в Италию.
В имении Брунсвиков сохранилась беседка, в которой, по преданию, была написана «Лунная» соната, изданная в 1802 г., с посвящением Джульетте. Как правило, исследователи творчества Бетховена связывают «Лунную» сонату с любовью композитора. Но содержа¬ние сонаты настолько выходит за пределы личного переживания, что приходится признать: любовное чувство могло быть лишь поводом к написанию этого выдающегося произведения. «Лунная» предвосхитила позднейшее творчество лучших композиторов-романтиков.
Первая часть сонаты лирико-психологического настроения, передаёт душевные сердечные переживания, мрачные думы, проникнута возвышенно-молитвенным настроением, углубленностью и сдержанностью чувства, созерцательностью, мечтательностью. Фрагмент Лунной сонаты исполнит Модылевская Настя.


3.Начало 1800 годов. Бетховен находится в зените славы. Бетховен полон творческих сил и замыслов: «Каждый день приближает меня к цели, которую я смутно вижу, не умея определить её». И как вопль израненной души звучит признание: «… Когда бы не эта болезнь! О, будь я избавлен от нее, я хотел бы обнять весь мир!» Неожиданно в самый важный, кульминационный период расцвета творческих сил Бетховен лишается основного, самого важного для музыканта – слуха. Ослабление его он почувствовал ещё в 26-летнем возрасте. С годами болезнь прогрессирует. Композитор переживает страшную трагедию, но находит в себе мужество продолжать работу. «Я схвачу судьбу за глотку, - писал он. – Совсем согнуть меня ей не удастся». С этого времени не только творчество, но и жизнь композитора можно расценивать как подвиг – борьба с судьбой.
В этот период была написана пятая симфония, наиболее популярная из всех симфоний. Её называют наиболее совершенной, лучшей из всех. Все четыре части симфонии объединены одной и той же грозной повелительной темой, которая звучит в начале произведения как эпиграф. Сам композитор сказал о ней: «Так судьба стучится в дверь». Фрагмент первой части симфонии мы сейчас услышим в исполнении Борисенко Лизы.

4.Патетическая соната написана в 1798 году. Заглавие «Большая Патетическая соната» принадлежит самому композитору. Патетическая от греческого «пафос» означает с приподнятым, возвышенным настроением. Так звучит первая часть сонаты. Вторая часть звучит медленно, певуче. Это размышление о чём-то серьёзном и значительном, быть может, воспоминание о только что пережитом или думы о будущем. На фоне мерного сопровождения звучит благородная и величественная мелодия. Фрагмент I части и II часть Патетической сонаты исполнит Лариса Митрофановна Рудмина.

5.Бетховен не раз влюблялся в молодых легкомысленных девушек-аристократок, и эти увлечения доставляли ему много страданий. У него было много друзей среди женщин. Однако его личная жизнь так и не сложилась. Любовная лирика – ещё одна тема в творчестве Бетховена. В ней выражены и страдания, душевные переживания, мечтательность, любовь. Давайте послушаем одно из таких произведений «К Элизе», а исполнит нам его Подельцова Юля.


6.Соната №17 III часть – исполняет Лариса Митрофановна Рудмина.
7.Ода – от греческого оde – песнь. В Древней Греции так называлась торжественная лирическая хоровая песня. Позднее Ода – поэтическое или музыкально-поэтическое произведение торжественного характера. Наиболее известна «Ода к радости» Шиллера, звучащая в финале Девятой симфонии Бетховена. А исполнит «Оду к радости» Таня Роот.

8.Богатырева Лена исполнит сонатину. Сонатина – маленькая соната. Соната – музыкальное произведение, написанное для одного или двух инструментов, состоящая из трех частей, первая и финал - быстрые части, а вторая часть медленная.
9.Контраданс – - сельский танец. К. по происхождению английский народный танец, в котором танцующие, сменяя группами одна другую, повторяют те же движения. Таким образом, К. может образовывать цепь различных танцев, следующих один за другим. В исполнении Ларисы Митрофановны прозвучит Контрданс.


10. Экосез –с фр. – шотландский танец. Первоначально – шотландский народный танец в трехдольном размере, исполняющийся под аккомпанемент волынки. Позднее превратился в бальный. В России появился в начале 18 века под названием англез, только в 19 веке стал называться экосез и распространился во многих странах в двудольном варианте. Экосезы. Исполняет Лариса Митрофановна.

11. И в заключении прозвучит немецкий танец.
Ведущий: Бетховен – одно из самых величайших явлений мировой культуры. Его творчество занимает место в одном ряду с искусством таких титанов художественной мысли как Толстой, Шекспир. По философской глубине, демократической направленности, смелости новаторства Бетховен не имеет себе равных в музыкальном искусстве Европы прошлых веков.
Роль и значение музыки композитора в нашей стране четко сформулировал академик Б.В. Асафьев: «Творчество Бетховена – зерно, из которого растет динамическое содержание нашей культуры. В нем импульс к неустанной суровой работе и борьбе». Его искусство остается созвучным и современной эпохе.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий устного журнала для 7-9 классов Сценарий правовой игры для школьников 14-15 лет «Молодежь и выборы» Устный журнал в 9 классе. Конспект Ролевая интерактивная игра "Социальные сети: за и против", 9 класс

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для 7, 8, 9 классов. Тема: Этикет

Внеклассное мероприятие для 8, 9 классов. Экономическая игра для школьников

Деловая игра для школьников

Внеклассное мероприятие 8, 9 класс по теме искусство

Внеклассное мероприятие в 8, 9 классе по географии

Участник №19 профессионального конкурса для педагогов Лучшая методическая разработка по теме «Мозаика детского творчества и досуга» с 1 мая по 25 августа 2015 года
Конспект открытого урока по специальности баян для учащихся 1-2 классов ДМШ | Классный час в музыкальной школе. Правила поведения в музыкальной школе
Опубликовано: 3479 дней назад (14 июня 2015)
Просмотров: 7122
+3
Голосов: 3
Светлана Михайловна Соломонова # 15 июня 2015 в 18:36 0
Уважаемая Марина Александровна. Хорошая работа, она действительно заслуживает внимания коллег, хорошо подобранный материал, интересный, доступен пониманию детей. На таких мероприятиях ребята получают возможность познакомиться с творчеством великих композиторов, и в живом исполнении услышать шедевры мировой музыкальной культуры.Удачи Вам!
Марина Николаевна Лысенко # 31 июля 2015 в 00:06 0
Уважаемая Марина Александровна! Интересная лекция-концерт. Много нужной и познавательной информации. Чтобы понимать музыку, нужно иметь представление и о композиторе, и об исторической эпохе, владеть музыкальным словарём. Творческих Вам успехов. Мой голос.
Елена Валериевна Овсянкина # 15 апреля 2016 в 17:43 0
Спасибо за интересный и очень полезный материал, с вашего разрешения беру в закладки, в работе пригодится. Спасибо!
Ирина Борисовна Трофимова # 6 ноября 2020 в 00:23 0
Спасибо за вашу работу!