Урок русского языка в 6 классе
Автор: Павлычева Марина Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа №23 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Дзержинск
Аннотация: разработка урока русского языка для 6 класса на тему «Корень с чередованием -бер-/-бир-». Данный материал может быть полезен учителям и учащимся общеобразовательных школ.
Методы обучения: побуждающий, подводящий к диалогу, словесный.
Цели урока:
- формировать условия для поисковой деятельности обучающихся при изучении новой темы и развивать их аналитических способностей ;
- дать представление о корнях с чередованием Е-И и сформировать орфографические навыки в различении слов с корнями с чередованием и умения графического обозначения изучаемой орфограммы;
- воспитывать коммуникативные умения учащихся.
Оборудование: компьютер, проектор, сигнальные карточки, орфографический и толковый словарь.
Ход урока:
1. Орг. момент. Приветствие.
2. Проверка домашнего задания.
3. Подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний.
Слово учителя: сегодня мы с вами продолжим изучение русского языка, овладение орфографической грамотностью. На слайде написаны предложения, прочитайте их вслух.
Слово учителя: Ребята, имела ли я право объединять данные предложения в одну группу? Аргументируйте свой ответ (учащиеся определяют, что это пословицы, они объединены одной темой - темой отношения к учению).
Слово учителя: запишите в тетрадь. Ребята, какую работу вы будете проделывать, записывая эти предложения? (учащиеся самостоятельно формулируют свою задачу, при этом один ученик работает со словарем, проверяет написание слов с пропущенными орфограммами).
С книгой пов..дёшься – ума наб..рёшься.
Хлеб п…тает тело, а книга разум.
Д…ржи в п…рядке книжки и т…традки!
Р..стение тянется к свету, а человек к знаниям.
Слово учителя: не возникли ли проблемы при написании слова? Давайте послушаем мнение «эксперта», который работал со словарем. Как же пишется слово «наб..рёшься»? (с буквой Е).
Слово учителя: какие правила мы можем применить, чтобы проверить безударную гласную в корне? Вспомните алгоритм.
а) выделить корень;
б) определить его лексическое значение;
в) вспомнить, не является ли данный корень корнем с чередованием;
г) подобрать подходящее правило.
Слово учителя: какие правила вы применяли, когда определяли написание слов в данных пословицах? (правописание проверяемой безударной гласной в корне, правописание непроверяемой гласной в корне, правописание корня с чередованием).
Слово учителя: какое правило мы можем применить, чтобы определить, какую букву нужно писать в слове «наберёшься»? (учащиеся делают предположения, что это корень с чередованием или корень с непроверяемой гласной).
Слово учителя: давайте попробуем подтвердить вашу гипотезу. Что нам для этого нужно сделать? (подобрать слова с синонимичным корнем и посмотреть, будет ли изменяться данный корень).
Учащиеся подбирают слова, например, «наб..раются, выб..рают, отб…рает, отб..рёт, заб…рём».
Слово учителя: ребята, давайте запишем слова в тетрадь, правильность написания слов проверим по словарям. Если слово с буквой И в корне, напишем его в первом столбике, с И – во второй. Найдите закономерность в написании слов с данным корнем.
Ученики: у глаголов совершенного вида в данном корне буква Е, у глаголов несовершенного вида – И.
Слово учителя: ваше наблюдение верно. Какая же тема нашего урока? (правописание букв Е и И в корнях с чередованием).
4. Усвоение новых знаний и навыков.
Слово учителя: А теперь, ребята, прочитайте вслух предложение на слайде, спишите, вставив пропущенную букву, подчеркните ошибкоопасные места в слове «бюллетень».
Изб…ратель порвал бюллетень.
Слово учителя: Какую букву вы написали в слове «изб..ратель»? Почему закономерность, которую вы вывели ранее, неприменима к данному слову? (потому что это слово не является глаголом).
Впишите это слово в первый или второй столбик в зависимости от его правильного написания, для этого обратитесь к словарю.
Слово учителя: какую закономерность теперь мы можем выявить? (перед суффиксом –А- пишем букву И, если суффикса –А- нет, пишем Е).
Слово учителя: обратитесь к правилу в учебнике и проверьте, правильный ли вывод мы сделали (в учебнике учащиеся выясняют, что кроме данного корня есть и другие со схожим правилом).
Слово учителя: прочитайте про себя слова на слайде, спишите, вставьте пропущенные буквы.
т.реть – нат..рать
отб..рёт – отб..рать
уп..реться – уп..раться
зад..рёт – зад..рать
ум..реть – ум..рать
ст..лить – выст..лать
выж..г – выж..гать
бл..стеть – забл..стает
Слово учителя: как вы рассуждали, вставляя пропущенные буквы? (ученики проговаривают правило). Проверьте правильность написания данных слов со словами на слайде.
Слово учителя: Давайте выработаем алгоритм наших действий. Работаем в группах с раздаточным материалом. Задание «Закончи предложение».
Ученики зачитывают алгоритм, шаги его появляются на слайде.
1. Выделяю в слове (корень).
2. Ставлю (знак ударения).
3. Нахожу (безударную гласную в корне)
4. Вспоминаю (корни с чередованием Е-И)
5. Проверяю, (есть ли суффикс А после корня).
6. Если (есть суффикс А, пишу И), если (нет – Е)
Слово учителя: Как графически будем выделять орфограмму?
Ученик выходит к доске, записывает слово «запирать», объясняет графическое выделение
5. Закрепление новых знаний, умений и навыков.
Слово учителя: на слайде написаны слова с пропущенной орфограммой. Ученики 1-го варианта, выпишите слова с буквой Е в корне, ученики 2-го варианта, выпишите слова с буквой И в корне.
бл…стящий, отм..реть, отт..реть, подст…лить, б…решься, уп…реться, соб…рут, расст…литься, уп…раться, расст…лать, выд…рать, соб…рать, бл…стательный, зап…рать, обж…гание, подп…рать, разб…рать, расст…лать, прот…рать, заб…рают, проб…рается, вып…рает, вым…рающий, душеразд…рающий, уст…лать, отт…рать.
Слово учителя: Ребята, запишем на доске три слова: умирать, замереть, умиротворённый. Найдите лишнее слово, аргументируйте свой выбор, используя алгоритм рассуждения.
а) выделить корень;
б) определить его лексическое значение;
в) вспомнить, не является ли данный корень корнем с чередованием;
г) подобрать подходящее правило.
Слово учителя: В каком же значении корень –мер-/-мир- является корнем с чередованием? (в значении «отмирания, увядания, прекращения развития, движения»).
Слово учителя: Каким правилом мы будем руководствоваться при написании гласной в корне слова «миролюбивый»? (это безударная проверяемая гласная в корне).
Слово учителя: Ребята, на доске опять написаны 3 слова, найдите третье лишнее, пользуясь алгоритмом.
берег, уберечься, соберёт.
Слово учителя: Верно, в данном случае лишнее слово – «соберёт», это единственный корень с чередованием в данном ряду.
Слово учителя: Возьмите сигнальные карточки. Я буду называть слова, а вы должны правильно определить, какую букву следует писать и поднять карточку с нужной буквой.
Стелет, запирать, умереть, поджигать, отдерёт, блистать, блестящий, выжигать, расстелить, расстилать, пробираешься, проберёшься.
Слово учителя: У вас на партах лежат карточки с текстом. Прочитайте его. Определите тип речи и стиль речи, главную мысль текста. Озаглавьте текст.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезд и сидел, беспомощно растопырив крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный искаженный прыгнул раза два в направлении зубастой пасти.
Он ринулся спасать он заслонил собою свое детище... Но все его маленькое тело трепетало от ужаса голосок одичал и охрип он замирал он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака И все-таки он не мог усидеть на своей высокой безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился попятился... Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
(по И.С. Тургеневу).
Слово учителя: Выпишите из текста слова с чередующимися гласными в корне, графически обозначьте орфограмму. Расставьте в тексте недостающие знаки препинания, объясните графически свой выбор.
6. Рефлексия. Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Подведём итог. С какой орфограммой мы сегодня познакомились? (с правописанием Е-И в корнях с чередованием).
- Перечислите корни, в которых происходит это чередование.
- От чего же зависит правописание букв Е-И в этих корнях? (от суффикса А. Если после корня есть суффикс А, в корне пишем И, если нет, Е).
- Какую цель мы ставили перед собой? (научиться правильно писать буквы Е-И в корнях с чередованием).
- Мы её достигли? (да).
7. Домашнее задание:
1 группа – упр. 501.
2 группа - подобрать пословицы и поговорки, в которых есть слова с чередующимися гласными в корне.
3 группа – пройти тест в дневнике.ру «Корни с чередованием».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школе VIII вида
Конспект урока русского языка в 6 классе коррекционной школы VIII вида по теме "Падежные окончания и
Дидактическая игра в 6 классе по русскому языку
Конспект урока-игры по русскому языку в 6 классе. Правописание местоимений
Похожие статьи:
Конспект урока по русскому языку 6 класс
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Конспект урока обучающего выборочного изложения в 6 классе
Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: Неологизмы