Конспект основной образовательной деятельности по
познавательному развитию в компенсирующей (подготовительной к школе) группе.
Автор: Андреева Марина Николаевна, воспитатель МБДОУ №50 ст.Некрасовская Усть – Лабинский район.
Тема: «В гости к бабушке на блины оладушки»
Назначение материала: для воспитателей ДОУ, учителей начальных классов.
Цель:
- Знакомство детей с бытом русского народа, с его песенным и игровым наследием;
-закрепление умение чисто, правильно передавать мелодию, использовать различные виды интонирования, эмоционально откликаться на содержание песен;
-Знакомство детей с русским народным инструментом – калатушкой.
-Формирование русский менталитет на основе ознакомления с русским народным фольклором.
- Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.
-Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.
Оборудование:
Самовар, коромысло с ведрами, сундучок с музыкальными инструментами, игрушки домашних животных, полотенца, скатерть, вышивка.
Ход ООД:
Оформлено под старинную избу в русском стиле. Дети вместе с воспитателем входят, останавливаются не далеко от дома.
Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости (да). Тогда я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Федоре. А живет она вон в том домике, только что-то она загрустила. Звучит вступление к песне, выходит бабушка, «прибирает" в доме, садится возле окна.
Воспитатель: Давайте ребята тихо посмотрим, о чем поет бабушка Федора (звучит песня "ты не дуй, ветерочек")
Воспитатель: Вам понравилась песня? Определите ее характер? Какие чувства, настроения она передает?
Дети: Песня грустная, печальная, тоскливая, жалобная.
Воспитатель: О чем поется в песне? (об осени, о явлениях природы, которые бывают в это время года: дождь, ветер.)
-К какому разделу можно отнести эту народную песню
(эта песня относится к календарным песням)
-А еще ее можно отнести к лирическим песням, потому что в ней отражаются чувства настроение исполнителя.
-Наступила осень. А с чем издавна у русских людей был связан октябрь?
Правильно, заканчивалась пора сбора урожая, и крестьяне позволяли себе отдохнуть после нескольких месяцев тяжелого труда. Они собирались у кого-нибудь в избе и устраивали посиделки, на которых звучали любимые песни, дразнилки, прибаутки, организовывались игры, а хороводы заменялись просто играми (песнями), участники сидели на лавках. И, конечно же, все вспоминали о теплом времени года и отражали это в своих песнях. Вот такую песню исполнила нам бабушка Федора.
Все мы почувствовали, что у нее грустное настроение. Давайте мы попробуем ее развеселить. Я думаю, она будет рада нашему приходу.
ДЕТИ ПОДХОДЯТ К ДОМИКУ, СТУЧАТСЯ, ВЫХОДИТ БАБУШКА.
-Ладушки мои пришли. Здравствуйте, мои дорогие. Много у меня
внуков и для каждого доброе слово найдется. (Обращается к ребенку, гладит его по голове)
Наша Оленька в дому,
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду.
Катенька, Катюшенька
Хлопотунья, Душенька.
В лесу лыка нарвала
Себе лапоточки сплела
ДЕТИ ВХОДЯТ В ИЗБУ, РАССАЖИВАЮТСЯ НА ЛАВКИ.
А знаете, почему Русь называют деревянной? Давным – давно на Руси люди строили свои жилища из бревен. Такие дома называются избами. И все – то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда. Наша изба встречает нас красивыми деревянными резными воротами (приглашает детей в избу).
Наша изба равно тепла,
Домом жить – не лукошко шить.
Домом жить – не развеся уши ходить.
Домом жить – обо всем тужить.
Сколько народных умельцев было на Руси! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой комод, отделанный витыми деревянными планками. Какая русская изба без скрипа половиц! Без разноцветных самотканых половиков, которые ткали на деревянном ткацком станке.
А о каком предмете я вам сейчас загадаю загадку?
Для кудрей и хохолков,
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком,
Лягут волосы рядком.
Дети отвечают.
Бабушка: Правильно, расческа. А в старину этот предмет называли гребнем. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? Дети отвечают.
Бабушка: А вот здесь собраны старинные предметы, необходимые для работы в поле. Русские люди придумали и про них загадки.
1.Двенадцать деревянных коней 2. Блестит, сверкает,
Одним поводом веду. По полю гуляет,
(грабли) Всю траву срезает.
(коса)
3. Кто берет сено тремя зубами? (вилы)
Ребенок: Разойдись, народ, во сторонушки,
Приглашаем поиграть в хороводушки!
Проводится игра-хоровод «Мак».
Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет: «Ой, на горе мак, под горой так!»
Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова: «Маки, маки, маковочки, золотые головочки!»
Все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед – назад. На слова: «Станьте вы так, как на горе мак»
Все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают: «Огородник, огородник, поливал ли мак?»
Огородник отвечает: «Поливал».
На припев: «Маки, маки, маковочки, золоте головочки!»
Все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова: «Станьте вы так. Как на горе мак». Все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты – имитируют цветок мака. На припев: «Маки, маки, маковоки, золотые головочки!» Все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают: «Огородник, огородник, поспел ли мак?» Огородник отвечает: «Поспел!» Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова: «Станьте так!» - показывают, какая спелая головка у мака. Движения выполняются в соответствии с текстом.
Ребенок: Наша бабушка добрая. Кого приласкает, кого пожалеет, а мне она так говорит:
Ах ты моя девочка!
Золотая белочка,
Сладкая конфетка,
Сиреневая веточка!
Мальчик: А я запомнил, как мне бабушка напевала:
Ой ты, мой внучочек!
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек!
Девочка: А когда меня бабушка купает, то так напевает:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитяти худоба,
На густой лес, на большую воду,
На чистую колоду.
Бабушка: А хотите знать, кто живет на моем дворе?
Дети: Да!
Бабушка: А вы сами угадайте, мои загадки разгадайте.
Дети переходят на хозяйственный двор, где живут животные.
Лежит, молчит, Мохнатенькая, усатенькая,
Подойдешь, заворчит. Лапки мягоньки, а коготки востры.
Кто к хозяину идет, (кошка)
Она знать дает.
(собака)
Хвост крючком, рыльце пятачком, Бородой трясет, лыко дерет,
Пуговицы в два ряда, А лаптей не плетет.
Ниже плеч голова. (козел)
(свинья)
Бабушка: Ой, детушки – малолетушки, заходите в дом, а то, кажется, тучи заходят. Наверное дождю быть!
Дети заходят в дом.
Воспитатель: На улице холодно и сыро, а в доме у бабушки тепло и светло, везде чистота и уют. Посмотрите, ребята, какие красивые полотенца и скатерть. Вышивала бабушка своими руками. А вот какой красивый расписной сундучок. Интересно, что в нем лежит?
Бабушка: С удовольствием покажу и расскажу. Здесь я храню музыкальные инструменты (достает, показывает). Здесь и ложки расписные и бубенцы, и трещотка, и колотушка.
Воспитатель: Мы все инструменты знаем, а вот это видим в первый раз (показывает на колотушку). Расскажите нам пожалуйста, как на ней играть?
Бабушка: Держать колотушку надо за ручку. Под верхней стенкой на шнуре закрепляется деревянный шарик, который при колебании ударяется по боковым стенкам и получается вот такой звук (показывает, передает инструмент детям, которые по очереди пробуют играть). Молодцы! Все у вас получилось!
Бабушка: Ой, совсем про самовар забыла. Ах! В тереме расписном я живу,
К себе в избу всех гостей приглашу!
Я иду, иду, иду, самовар в руках несу.
Самовар в руках несу, прибауточки пою!
Подходит к печи, обращаясь к ней, произносит:
Ой, ты, печка – сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
Достает из печи пироги и блины. Накрывает на стол, напевает:
Эх, чай, чай, чай….
Уж, ты, кумушка встречай,
Прибауткой привечай!
Приглашает всех к столу.
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла,
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потешьте – пирогов моих поешьте!
Не красна изба углами, а красна пирогами!
Хозяйка разливает чай, при этом произносит:
Чай пить – не дрова рубить!
Дети рассаживаются вокруг самовара, исполняют песню «Блины».
Воспитатель: Не красна изба углами, а красна пирогами! Спасибо тебе, бабушка, за угощение, за веселье. Мы узнали здесь много интересного и нового.
Бабушка: Подходите, подходите,
Угощения берите.
Чаем запивайте,
Меня добрым словом вспоминайте!
Дети благодарят бабушку за гостеприимство.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе Путешествие по стране Математика
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»
День героев Отечества. Беседа с детьми подготовительной группы
Конспект НОД в подготовительной группе по теме Профессии
Похожие статьи:
Сценарий детской олимпиады по ПДД в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада с родителями
Конспект занятия «Моё имя» в подготовительной группе
Занятие «Мой дом - моя крепость». Подготовительная группа. Конспект