Конспект родительского собрания для родителей детей начальных классов
Сценарий родительского собрания «Дети и телевидение» (для родителей учащихся 1-5 классов).
Автор: Бибикова Марина Витальевна, педагог-психолог.
Место работы: МБОУ "Красносельская СШ" Арзамасский район с. Красное
Цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Задачи: 1) повысить педагогическую культуру родителей;
2) обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с телевизором;
3) показать влияние телевизионных просмотров на психику ребенка.
Оформление, оборудование и инвентарь:
1. Оформлена выставка детских рисунков «Мой любимый герой телепередач».
2. Пригласительные на родительское собрание (в виде телевизора).
3. Анкета для детей на тему «Телевизор в моей жизни»
4. Памятки для родителей.
5. Спокойная музыка, магнитофон.
Подготовительный этап:
1. Расставить столы и стулья так, чтобы получился открытым центр группы и родители могли видеть друг друга.
2. Подготовить выставку литературы для родителей.
3. Подготовить памятки для родителей.
4. Обработать детские анкеты.
5. Подготовить статистику по данной теме.
6. Разработать сценарий собрания.
Ход собрания:
Звучит спокойная, приятная музыка.
I. Вступительное слово педагога
- Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас. Сегодня мы поговорим с Вами на тему «Дети и телевидение».
-Телевизор в жизни - это хорошо или плохо? Телевизор в жизни ребенка - это хорошо или плохо? Сколько и что должны смотреть дети? Когда потребляют все телепередачи подряд, полезное ли это занятие? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить. Но сначала закончите высказывание: «Телевизор дпя меня — это...» (Обмен мнениями.)
II. Анализ анкетирования детей
Педагог знакомит родителей с результатами опроса детей.
-А теперь давайте сравним эти результаты с данными статистики.
III. Анализ статистики
Педагог приводит следующие данные:
- две трети детей от 6 до 12 лет смотрят телевизор ежедневно;
- время ежедневного просмотра телепередач ребенком в среднем составляет более двух часов;
- 50% детей смотрят телепередачи подряд;
- 38% детей от 6 до 12 лет на первое место поставили телевизор при определении рейтинга использования свободного времени, исключив при этом занятия спортом, прогулки на свежем воздухе и общение с семьей.
IV. Сообщение педагога
Какие опасности таит в себе просмотр телевизионных передач?
1. Переутомление детей, усталость.
2. Дети плохо спят, становятся неуравновешенными, беспокойными, хуже занимаются.
3. Под воздействием сцен агрессии, жестокости и насилия ребенок может сам стать жестоким и агрессивным. Но, к сожалению, детей почти невозможно оградить от таких сцен.
4. У ребенка может возникнуть самая настоящая зависимость, страсть к телевидению, которая называется телевидеоманией. Телевизор становится ребенку другом.
5. Коммуникативные способности детей значительно ухудшаются. Они не способны слушать родителей и нормально говорить сами. Безусловен тот факт, что телевидение не учит нормальному языку.
6. К сожалению, дети больше смотрят развлекательные, а не развивающие программы, так как это яркие, интересные и легкие для просмотра программы.
7. Если в квартире постоянно работает телевизор, то дети находятся в зашумленной среде. Это плохо влияет на здоровье детей и взрослых: дискомфорт, утомление, усталость. Всем иногда надо побыть в тишине, покое.
- Нет ничего плохого в том, что наши дети смотрят телевизор. Конечно, можно найти куда более интересные развлечения, но кто сказал, что в жизни всегда нужно делать только самое приятное? Вполне понятно, что мы беспокоимся, когда наши дети часами прикованы к экрану телевизора и это мешает им заниматься другими нормальными делами. Они делаются враждебными и вынуждают нас спорить с ними и даже угрожать им. Отчего это происходит? Что нужно предпринять?
- Предупредить вредные последствия гораздо легче, чем лечить.(Перечисляются последствия просмотра телевизора.)
1.Ничто так не привлекает наше внимание, как что-либо движущееся. В самом деле, даже если передача не нравится, нам все равно трудно выключить телевизор. Само по себе движение на экрана удерживает наше внимание.
2. Телевидение доступно. Достаточно нажать кнопку, чтобы получить любое зрелище.
3. Телевизионные сказки доставляют детям большое удовольствие. Кроме того, сериалы, которые повторяются изо дня в день заставляют их регулярно смотреть, чтобы узнать, чем же закончится та или иная история.
V. Дискуссия по теме собрания
Давайте подумаем, а в какой мере мы сами еще более усиливаем заманчивость телеэкрана и создаем привычку постоянно смотреть телевизор? Мы это делаем:
- Когда покупаем новый телевизор.
- Когда сами часто смотрим телепередачи. А дети нам подражают.
- Когда мы ленимся и радуемся: пока дети у телеэкрана сидят они спокойны и нет нужды заниматься ими.
- Когда используем телевидение как награду.
Лучший способ отказаться часами смотреть телевизор - самим оставаться самым привлекательным объектом в доме. Существуем множество игр, сказок, забав, которыми можно занять детей. Имейте в виду, ребенок, который отталкивает нас, стремясь посмотреть передачу, будет пренебрегать нами и в других случаях. Что же делать?
1. Не упрекать детей и не угрожать им.
2. Проводить с детьми больше времени, чаще играя с ними.
3. Найти и предложить детям новые занятия.
4. Наконец, еще один совет: начинать игру нужно именно в то время, когда дети хотели бы посидеть у экрана. Если общаться с нами детям будет интереснее, чем с телеэкраном, они станут меньше просиживать перед телевизором. У нас же появится меньше забот, а у них - скуки.
Что же делать, если ребенок уже и заболел телеманией? (Обмен мнениями.)
-Заменить телевизор собой.
-Поиграть в театр.
-Рисовать мультфильмы.
-Подбирать ему репертуар для просмотра.
VI. Выступление педагога-психолога.
Телевизор появляется в жизни современного ребёнка достаточно рано, чего нельзя игнорировать. Прежде всего, ребёнка необходимо подготовить к просмотру телевидения, обучив осознанному и расчленённому восприятию видеопотока. Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, - то есть происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое. А опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.
Знаменитый кукольник С. Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь: нельзя детям до 7 лет показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Детская душа, как губка, впитывает все происходящее вокруг нее. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибается и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.
Поэтому следует обратить внимание на то, чего в мультфильмах и фильмах следует избегать: сцен насилия и агрессии, вымышленных и нереальных персонажей (персонажи должны быть реалистичны и доступны восприятию маленького ребёнка), быстрого чередования информации, резких движений, непонятного сюжета, плохой прорисовки фигур и фона, плохого музыкального оформления.
В младшем школьном возрасте телевизор можно смотреть по 20 минут 2 раза в день. Среди мультфильмов можно назвать: «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино», «Ёжик в тумане», «Алиса в стране чудес», «Щелкунчик», «Сказка о золотом петушке», «12 месяцев», «Снегурочка», «Доктор Айболит» и другие. Они имеют усложненные сюжеты, большее количество персонажей (не только «добрых» и «злых», часто содержат скрытую интригу или противоречие. Особенностью восприятия ребёнком любой информации является необходимость в её частом повторении. Вот почему дети выбирают свой любимый мультфильм, который просят включить из раза в раз, ходят на одни и те же спектакли. Так они усваивают знания об окружающей действительности, упрощая и классифицируя её. Кроме того, что мультики хорошего качества учат детей тому, что такое «хорошо» и «плохо», они еще дают ребенку возможность фантазировать и развивать свои навыки в рисовании, так как дети очень любят рисовать героев мультиков.
У родителей часто возникает вопрос: «Можно ли давать ребенку смотреть «жестокие» мультфильмы – про роботов, черепашек-ниндзя и т.д.? Они обычно их обожаю, но так ли это хорошо?»
Нельзя игнорировать появление современных «модных» семейных мультфильмов, которые пользуются всё большей популярностью как среди взрослых, так и среди детей («Шрек», «Ледниковый период», «Русалочка», «В поисках Немо» и другие). Герои многих подобных мультфильмов обладают ярко выраженными, красочными и привлекательными внешностью и чертами поведения, а сама анимация отличается высоким качеством. Такие мультфильмы завораживают детей, создают у них идеалы поведения и взаимодействия. Но они подходят для детей более старшего возраста, которые уже освоили основные предметные и социальные отношения, имеют средства для восприятия «взрослого» чувства юмора. Родителям следует избирательно относиться к таким мультфильмам, предварительно ознакомившись с ними.
Телевидение никогда не должно замещать другие виды детского досуга (спортивные занятия, развивающие группы, прогулки, подвижные и спокойные игры) и общения со взрослыми и сверстниками. Но грамотный подход родителей может сделать телевидение ещё одним дополнительным средством зрительной стимуляции, которое обогатит развивающую среду ребёнка, поможет в различении вымысла и реальности, в усвоении им различных ролей.
После того, как вы посмотрели какую-то передачу или фильм, попросите ребенка объяснить, что было «хорошим», а что «плохим», вы можете во время просмотра делать замечания, насколько реальна та или иная часть сюжета. Таким образом, вы приучаете ребенка критически относиться к увиденному и услышанному.
VII. Подведение итогов.
В заключение собрания педагог предлагает родителям обсудить рекомендации, которые помогут им в воспитании детей.
Памятка для родителей
1. Старайтесь не превращать телевизор в неизменного участника семейных ритуалов: обедов и ужинов, разговоров перед сном.
2. Будьте избирательны при выборе телевизионных программ, не смотрите все подряд.
3. Обсуждайте любимые телепередачи после просмотра.
4. Помните, что влияние телевидения на психику детей отличается от влияния на психику взрослых. Детьми легко управлять. Особенно пагубно влияют на детскую психику сцены насилия на телеэкране. Их необходимо исключить из просмотра детьми.
- Дорогие родители, именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребёнок. Мы, педагоги, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации. Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение. Старайтесь быть примером для своих детей.
VIII. Решение родительского собрания
После подведения итогов родительского собрания родителям предлагается задание.
-Обратить внимание, сколько времени проводит ваш ребенок у телевизора. Какие телепередачи смотрит?
-Задает ли вопросы после просмотра?
-В какой передаче хотел бы принять участие?
Приложение №1
Анкета для детей «Телевизор в моей жизни»
1. Смотришь ли ты в свободное время телевизор?
2. Какие телепередачи тебя больше всего интересуют?
3. Сколько времени в день ты проводишь у телевизора?
4. Ты смотришь телевизор один или с семьей?
5. Рекомендуют ли тебе родители, какие телепередачи смотреть?
6. Обсуждаете ли вы с родителями просмотренные передачи?
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание во 2 классе
Родительское собрание в начальной школе
Родительское собрание в начальной школе «Семья – сердце общества и родина ребенка»
Родительское собрание совместно с учениками «Мама, папа, я – читающая семья!», 1 класс
Похожие статьи:
Конспект родительского собрания в 4 классе «Чтобы жить достойно»
Конспект родительского собрания в 1 классе
Как интересно провести родительское собрание в начальной школе
Мастер-класс для родителей 1 класса. Игровая деятельность
Родительское собрание в 1 классе. Воспитаем вместе