Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Арт терапия в работе с детьми с ОВЗ

Арттерапиевтический метод применяемый психологами на занятиях с детьми ограниченных возможностей здоровья
разработал: методист Царькова Марина Витальевна ГКУСО МО "Реабилитационного центра для детей с ограниченными возможностями "Коломна" г. Коломна
Цель арт-терапии в психологии - лечение и коррекция искусством, изучение и овладение методиками для снятия внутреннего напряжения, агрессии, тревожности, стрессов и восстановление жизненного ресурса.
Одним из центральных звеньев в системе коррекции личности детей с ограниченными возможностями является работа по развитию эмоционально-волевой и познавательной сферы. Практическая работа с ребёнком на занятиях предполагает решение задач адаптации и социализации его на основе использования различных по направленности и содержанию методов развития и воспитания. Учитывая структуру дефекта, возрастные, индивидуально-личностные и психологические особенности детей с ограниченными возможностями побудила нас к поиску путей повышения эффективности коррекционной работы, чтобы максимальным образом стимулировать развитие каждого ребенка в соответствии с его возможностями, сглаживать негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей.

На данный момент существует множество нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом. Но эффективность нововведений зависит от знания методики, систематичности и рациональности ее использования.

Использование традиционных и нетрадиционных методик, техник и приемов работы с детьми с нарушением интеллекта помогает справиться с проблемами в развитии (в учебе, поведении), повышает работоспособность, улучшает память, оказывает помощь в профилактической и коррекционно-развивающей деятельности.
В развитии детей используем различные виды искусства в лечебно-профилактических и коррекционных целях - это арт-терапия. Арт-терапевтическое лечение является одной из форм психотерапии. Существует множество различных методик, помогающих диагностировать эмоциональное состояние ребенка и уровень его психического развития, а также вылечить с помощью волшебной силы искусства некоторые заболевания.
Важнейшей техникой арт терапевтического воздействия здесь является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой посредством аффективного взаимодействия.
Лечение искусством относятся к самым естественным формам коррекции психологических и эмоциональных состояний. Во время выполнения упражнений по арт-терапии мы получаем важное послание от собственного подсознания, оно контактирует с нашим сознанием, и этот диалог позволяет нам увидеть то многое и важное, что скрыто внутри нас. Арт-терапия уникальна тем, что она лечит уже по факту творения, по факту того, что вы что-то создаете и делаете. Чтобы с души упал камень и стало легче, совсем не обязательно понимать все принципы и механизмы работы конкретного метода. Арт-терапия - самостоятельное избавление от стресса.
На занятиях по развитию психомоторики и сенсорных в него входят занятия: изотерапия, музыкотерапия, психогимнастика, сказкотерапия и анималотерапия (оказания психологической помощи через взаимодействие с животными и их символами (образами, рисунками, игрушками).
Работа психолога по арттерапивтическому методу.
Арт-терапия апеллирует к символической функции изобразительного искусства, поскольку она является одним из факторов психотерапевтического процесса, помогая пациенту осмыслить и интегрировать материал бессознательного, а арт-терапевту - судить о динамике этого процесса и происходящих в психике пациента изменениях. "Социальные игры" или "игры с правилами" - наиболее значим при осуществлении групповых форм арт-терапевтической работы
Психологи отделения психолого-педагогической помощи, использующие методики арт-терапии, помогают обнаружить скрытые способности ребенка, избавляют его от различных страхов и внутренних конфликтов. Принципы работы таких врачей являются очень щадящими, поэтому не оказывают никакого негативного влияния на психику маленького пациента. Арт-терапевт в игровой форме вступает в диалог с малышом, постепенно завоевывает его доверие и узнает от ребенка все, что его беспокоит, после чего решает, что делать в сложившейся ситуации.
Арт терапевтическая методика дает возможность безболезненного доступа к глубинному психологическому материалу, помогают обходить цензуру сознания, вызывают массу удовольствия, стимулируют проработку бессознательных переживаний, обеспечивая дополнительную защищенность и снижая сопротивление изменениям.
Через работу с символическим материалом в искусстве развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные или слаборазвитые системы восприятия. Арттерапия ресурсна, так как находится вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах.
Арт терапия может использоваться как в виде основного метода, так и в качестве одного из вспомогательных методов.
Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.
Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.
Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие "аффекта от мучительного к приносящему наслаждение" (Л. С. Выготский, 1987).
Существует две формы арттерапии:
пассивная;
активная.
При пассивной форме клиент "потребляет" художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения.

При активной форме арттерапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.
Занятия по арттерапии могут быть структурированными и неструктурированными.
При структурированных занятиях тема жестко задается и материал предлагается психологом. Как правило, по окончании занятий обсуждаются тема, манера исполнения и т.д.
При неструктурированных занятиях клиенты самостоятельно выбирают тему для освещения, материал, инструменты.

ПРИМЕНЯЕМЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В АРТ-ТЕРАПИИ
Одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка.
Все дети любят играть с песком, а психолог, наблюдая за ними, может анализировать состояние ребенка и даже лечить такие заболевания, как задержка психического развития и легкие формы аутизма. Также песочная терапия помогает детям, пережившим какие-либо стрессы: болезнь близких, переезд на новое место жительство, переход в другой детский коллектив и так далее. При работе с песком и водой ребенок проявляет свой внутренний мир и даже может корректировать определенные стороны своей личности. Такая работа также отлично развивает мелкую моторику и учит ребенка концентрироваться.
Для занятий ребенку предлагается небольшая песочница, емкость с водой и множество различных игрушек, чтобы малыш мог как можно точнее во время игры показать свой персональный мир. Арт-терапевт наблюдает за действиями ребенка, комментирует их и задает вопросы, что помогает ему постепенно учиться контролировать свои действия, называть свои чувства и формировать связь между внутренними ощущениями и внешним поведением.

Работа по методу арт терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивные результаты:
1. Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.
2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями.
3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арттерапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.
4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.
5. Оказывает дополнительное влияние на осознание ребенком своих чувств, переживаний и эмоциональных состояний, создает предпосылки для регуляции эмоциональных состояний и реакций.
6. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной "Я-концепции" и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

Об эффективности арт -терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арттерапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Рекомендуем посмотреть:

Арт - терапия в детском саду. Рисование манкой Мастер-класс по рисованию. Картина «Павлин» Арт-терапевтические упражнения для младших школьников Арт-терапия в работе с детьми

Похожие статьи:

Что означает Арт - терапия

Воспитание любви к чтению методами Арт-терапии

Студия арт-терапии «Беби – АРТ»

Арт-терапия в коррекции комплексов и страхов

Арт-терапия для детей

Использование компьютерных игр для развития детей 5-7 лет | Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Опубликовано: 3522 дня назад (16 марта 2015)
Просмотров: 22091
+7
Голосов: 7
Наталья Владимировна Табунщикова # 16 марта 2015 в 14:34 +1
Добрый день Марина! я прочитала вашу замечательную статью, особенно мне понравилось про то, что одним из направлений арт-терапии является сценическое искусство. Участие малыша в театральной постановке помогает ему погрузиться в мир собственных переживаний, учит его выражать свои чувства не только словами, но и жестами, мимикой, движениями. Малыш, примеряя на себя различные образы, обретает индивидуальность и учится понимать переживания других людей, а арт-терапевт во время сеансов мягко проводит психологическую коррекцию поведения ребенка. Я работаю психологом в ДОУ первый год, и мне хочется узнать про арт-терапию побольше.А Самое главное, могу ли я ее использовать в своей работе, не отучившись на арт-терапевта?
Марина Витальевна Царькова # 16 марта 2015 в 23:01 0
Спасибо за комментарий!!! арт-терапевтом является каждый из нас, применяя всего лишь часть арт терапевтического метода, то ли это сказкатерапия, музыкотерапия,изотерапия и тд. это все лишь малая часть арт терапии.
Татьяна Николаевна Кушнарёва # 16 марта 2015 в 17:05 +1
Марина Витальевна, познакомилась со статьёй с большим интересом.
Арт-терапии является междисциплинарным подходом, соединяющим в себе различные области знания – психологию, педагогику, медицину и т.д. Есть преимущества, которые делают ее высококонкурентноспособной. Важно, что для занятий арт-терапией не требуется специальной подготовки. Взаимодействие с детьми при помощи арт-терапии проходит очень плодотворно и интересно. НОД строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. К сожалению, я не увидела в статье фотоматериала, где бы вы нам продемонстрировали опыт своей работы. Несколько рекомендаций-советов по оформлению публикации:
- необходимо цель прописывать кратко, а также прописать задачи;
- добавить в начале описание материала(2-3 предложения), для кого вы предлагаете свой материал;
- слово - разработал заменить на Автор.
Желаю вам успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Ольга Николаевна Гоголинская # 16 марта 2015 в 19:58 +1
Работа неплохая, особенно при работе с детьми с ОВЗ--идет сочетание нескольких методик. Что возможно здесь, ребенок , погружаясь в образы сам переживает, чувствует это состояние изнутри. Молодец. Голос.
Оксана Михайловна Жидикина # 16 марта 2015 в 23:29 +1
Здравствуйте, Марина Витальевна. Полезный материал представлен Вами для педагогов, родителей, психологов. Я получила консультацию у специалиста. Спасибо Вам за труд! Желаю успехов и творчества. Голос!
Светлана Анатольевна Реуцой # 17 марта 2015 в 02:02 +1
Марина Витальевна! Спасибо Вам за Вашу работу! Очень полезная и актуальная информация, которая поможет в работе многих специалистов. Я в своей практике тоже применяю арт-терапевтические приёмы. А в занятиях с особенными детьми это бывает очень необходимо, т.к. порой только таким образом ребёнок может проявить себя, помочь нам понять его переживания и состояние.Успехов Вам! ГОЛОС!
Вера Александровна Орехова # 17 марта 2015 в 07:01 +1
Марина Витальевна, спасибо за приглашение. С интересом познакомилась с предложенным материалом. Очень полезная и познавательная информация, которой воспользуются многие педагоги. Спасибо, что делитесь своим опытом.
Примите мой голос +1.
Желаю удачи!!!
Алла Ивановна Ефимова # 17 марта 2015 в 12:11 +1
Добрый день, Марина Витальевна!Спасибо за приглашение, очень нужный и полезный материал Вы нам предоставили.С большим удовольствием ознакомилась. Вам желаю удачи и примите голос.
Наталья Суслова # 17 марта 2015 в 15:36 +1
Марина Витальевна, спасибо за приглашение! С интересом познакомилась в Вашим конспектом - интересно, последовательно. Спасибо за предоставленный материал! Всего Вам доброго, творческих успехов! Голос!