Фольклорный досуг для детей среднего дошкольного возраста «В гостях у Сказочницы - Настасьи. Сказ про то, как Весну украли!» (с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола»)
Автор: Мельникова Валентина Николаевна, воспитатель, город Москва, ГБОУ Школа № 1238 с углубленным изучением английского языка, дошкольное отделение.
Описание: Развлечение рекомендуется проводить в музыкальном зале. Данный материал будет полезен музыкальным руководителям, воспитателям, педагогам дополнительного образования, родителям, с целью приобщения детей и взрослых к традиционной русской культуре, а также в организации совместных театральных постановок с детьми среднего дошкольного возраста.
Историческая справка: 15 февраля, православные отмечают Сретение Господне - один из 12 главных церковных праздников. Слово «Сретение» на старославянском языке означает «встреча», а второе значение этого слова — «радость»! Наши предки говорили, что в этот день встречается зима с весной, и уже после 15 февраля зима теряет свои полномочия! Сретение Господне не является переходящим праздником и всегда приходится на 15 февраля.
Цель: приобщение детей среднего дошкольного возраста к истокам русской православной культуры посредством народного фольклора, формирование любви к русским народным праздникам.
Задачи:
• Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни; любовь к родному краю;
• Продолжать знакомить детей с русским народным праздником – «Сретение Господне», его символами, традициями;
• Обогащать словарь детей новыми словами, словосочетаниями, образными выражениями через стихи, заклички, развивать интонационную выразительность речи;
• Развивать интерес к русскими народными играми: учить в них играть, развивать быстроту, ловкость, внимание;
• Активизировать речевое развитие детей через двигательную и театрализованную деятельность.
Предварительная работа: Беседы с детьми о весне. Рассматривание иллюстраций и картинок. Разучивание стихов о весне, изучение поговорок, загадок и примет, разучивание русских народных игр.
Словарная работа:
• Торба - жесткий рюкзак или заплечная сумка без каких-либо отделений, раньше из бересты; имеет низ овальной формы.
• Надокучить кому чем; докучать, докучить; надоедать, наводить скуку, приводить докукой в нетерпенье; приставать, навязываться, неотступно просить. (Что надокучит, то и научит. Одна беда не надокучит, а надокучит, так проучит).
• Позноблять - познобить растенья в теплице, допустить их вымерзнуть или дать морозу повредить их. (Кучер познобил пальцы. Мороз познобил груши или морозом познобило их, побило. Надо познобить прусаков, одолели!), выморозить.
Действующие лица:
• Ведущая досуга, Сказочница-Настасья, в народном костюме (воспитатель);
• «Зима» - воспитатель;
• «Медведь» - воспитатель;
• Дети в русских народных костюмах;
• Девочка Машенька – ребенок подготовительной группы;
• «Солнце» – воспитатель;
• «Весна» – воспитатель.
Ход развлечения:
(Музыкальный зал оформлен в русском народном стиле.
У окна сидит девочка Маша. Дети входят в зал, рассаживаются)
Сказочница Настасья:
- Проходите, ребятишки,
девчонки и мальчишки!
Здесь у нас волшебный сказ,
Не могли начать без вас!
Про девчонку маленькую,
Славную, удаленькую!
Давным-давно, в стародавние времена жила-была в одном селе девочка, и звали ее Машенька. И такая эта Машенька была хорошая, да пригожая! Мастерица, каких свет не видывал! Сидела она под оконцем с березовым веретенцем, пряла белый ленок и приговаривала:
Девочка Машенька:
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью.
С радостью, радостью,
С великою милостью:
Уроди лен высокий,
Рожь, овес хороший!
Сказочница Настасья:-
Ждет Маша Весну теплую, добрую, а той не видно и не слышно. Зима не уходит, морозы на людей напускает; надокучила всем, студеная, руки, ноги познобила, холод - стужу напустила.
Девочка Машенька:
- Что же делать? Беда, беда!
Надо идти Весну искать.
В дорогу торбочку собрать!
Положу туда, кусок пирога,
Да бутыль молока!
(«Девочка Машенька» выходит на середину зала, подзывает к себе ребят).
Сказочница Настасья: -
Настенька на улицу вышла, стала друзей созывать – собирать себе в помощь! Пошли детишки в поле, далее, взобрались на пригорочек, Солнце кликать:
Девочка Машенька и друзья:
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Чтобы год от года
Давала нам погода:
Теплое летечко,
Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.
- Здравствуй, Солнышко Красное, видело ли ты Весну Красавицу?
Солнце: - Здравствуйте, дети! Видело я старую Зиму, как она, лютая, от Весны убегала, а из огромного мешка стужу, снег и холод на землю трясла.
Девочка Машенька: - Солнце, дорогое, где это было, в какой стороне, покажи нам с ребятами?
Солнце: - Я покажу вам дорогу, но с условием!
Поиграйте со мной, повеселитесь!
Своей игрой мы медведя разбудим!
А он поможет вам Весну найти!
Подскажет, как это сделать!!!
(Народная примета: Красного цвета солнце на восходе - к большому ветру).
(«Солнце» и дети играют в русскую хороводную игру «Ходит Ваня…»)Русская хороводная игра «Ходит Ваня…»
Цель: обучение детей стоять в кругу, подпевание песни, воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Правила игры: Один ребенок находится в кругу и выбирает себе дружка на слова: «Нашел Ваня, нашел Ваня для себя дружочка!» Стоя в кругу, они танцую, а остальные дети хлопают в ладоши. Затем воспитатель меняет ведущего, игра продолжается.
Ход игры: Дети и воспитатель становятся в круг Воспитатель, и дети ходят по кругу и приговаривают слова:
Ходит Ваня, ходит Ваня,
Посреди кружочка
Ищет Ваня, ищет Ваня,
Для себя дружочка
Нашел Ваня. Нашел Ваня
Для себя дружочка!
Солнце: - Спасибо, вам ребята, за игру! Идите вперед, как увидите перед собой лес, там и ищите Весну. И зовите ее в свои края. А для того, чтобы с пути не сбиться, вот вам мой
Лучик волшебный!
Сказочница Настасья: - Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается… Это присказка, сказка впереди… Пошли детишки по ровненькой дорожке, а путь Лучик освещает! Шли, они шли, и до сказочного леса дошли! А там их Медведь уже поджидает…
Медведь:
- Это вы шумели на всю округу?
Разбудили меня! Безобразники!
Жарко мне в берлоге спать,
Хочу я лапы поразмять.
Под бока течет вода,
Весна идет, пора вставать.
Р-р-р-р-р-р-р-р-р-р!
(Медведь громко рычит…)
Девочка Машенька:
- Ой, напугал ты, Миша, деток!
Не рычи, и не кричи!
Дети: - Напугал! Напугал!
(говорят дети с испугом, закрывают руками глаза)
Медведь:
- Да, не хотел я! Это у меня голос такой!
Пою я мотивно, говорят, слушать противно…
Девочка Машенька:
- Ну ладно, коль так! Больше не реви! Не пугай нас!
Скажи нам, Медведь - батюшка, где Весна потерялась!?
Медведь: - Мне сорока на хвосте принесла вчера печальную весть!
Весна не потерялась, ее украли! Зима лютая летела, в мешке стужу несла,
холод на землю трясла, и Весну заковала в ледяные оковы!
Спит она крепко в потаенном месте!
Девочка Машенька и дети: - А ты, знаешь, где это потаенное место?
Медведь: - Знаю! А играть вы умеете? Позабавьте меня!
Мне надо после спячки поразмяться!
(Медведь вместе с детьми играет в подвижную игру «Медведь и пчелы»)Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Цель: Обучение быстрому бегу от «пчел», развивать ловкость, быстроту.
Правила игры: Улей (две гимнастические лавки) находится по одной стороне зала. На противоположной стороне – «луг». В стороне – «медвежья берлога». Одновременно в игре участвует не более 12—15 человек. Играющие делятся на 2 неравные группы. Большинство из них «пчелы», которые живут в «улье». «Медведи» - в берлоге.
Ход игры: По условному сигналу воспитателя «пчелы» вылетают из «улья», летят на «луг» за медом и жужжат. Как только улетают «пчелы», «медведи» выбегают из «берлоги» и забираются в «улей» и лакомятся медом. Как только воспитатель подаст сигнал - пчелы летят к ульям, а медведи убегают в берлогу. Не успевших спрятаться «медведей», пчелы жалят
(дотрагиваются рукой). Потом игра возобновляется. Ужаленные медведи не участвуют в очередной игре.
Медведь: - Славно мы повеселились, всю округу разбудили!
Слышите, птицы запели-зачирикали! Вон, вспорхнули, полетели в соседний лесок. Я укажу вам дорогу!
Идите по этой дорожке, никуда не сворачивайте, и будете на месте!
Для того чтобы вы не заблудились в лесу, я вам дам в помощь мою подружку,
«Божью угодницу», маленькую Пчелку, она укажет вам дорогу!
Пчелка вперед лети, детки, за ней – торопитесь!
(Народная загадка: «В тесной избушке ткут холсты старушки» - пчелы).
Сказочница Настасья:
Ты пчелочка ярая,
Ты вылети из-за моря,
Ты вынеси ключики,
Ключи золотые,
Отомкни летечко,
Замкни зимушку!Но это присказка, а сказка впереди… Долго ли, коротко ли… Дошли детки до соседнего леса! А там птички летают-порхают, пытаются согреться!
Девочка Машенька и дети: - Здравствуйте, Птички-невелички,
помогите нам отыскать Весну Красную! Все живое страдает без тепла!
Чтобы природа расцвела, Весна нам всем нужна!
Птички-невелички: - Хорошо, поможем вам, если вы с нами поиграете!
(«Птички» с детьми играют в хороводную игру «Со вьюном я хожу»)Русская хороводная игра «Со вьюном я хожу»
Цель: умение ходить «восьмеркой», быстро бегать, одновременно подпевая стих.
Правила: Дети становятся в круг, лицом в центр. Один ребенок – ведущий, в руках – «вьюнок», им может быть атласная лента или сплетенная косой веревочка с пришитыми к ней бумажными плотными листочками.
Ход игры: Под пение первого куплета ведущий идет «восьмеркой» (обходя каждого ребенка) и на последнее слово куплета кланяется тому, перед кем останавливается:
С вьюном я хожу,
С зеленым я хожу.
Я не знаю, куда
Вьюн положить
С началом 2-го куплета за ведущим идет тот ребенок, кому поклонился ведущий,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн,
Положи ты вьюн
На правое плечо.
На третий куплет движения повторяются,
А со правого,
А со правого,
А со правого
На левое положи.
К концу песни, со «вьюном» ходят четверо. Затем «вьюн» кладут в центр круга. Под веселую плясовую четверо детей танцуют, выполняя любые танцевальные движения. С окончанием музыки дети стараются взять «вьюн». Самый ловкий ребенок становится ведущим, и игра повторяется.
Птички-невелички: - Спасибо, вам, детки! Добрые вы, не дали нам замерзнуть, согрелись мы в игре! Вот вам
Перышко волшебное, оно полетит, а вы за ним идите! Да смотрите в оба, куда опустится - там и Весна под снегом скрыта!
(Народная примета: Жаворонок запел - пора выходить на пашню).
Дети: Спасибо, вам, птички-невелички!
Сказочница Настасья:
Доры, доры, у - Федоры,
Птички красили заборы
Перышками, хвостиками,
И просились в гости:
«Чив-чив, квости,
Пусти, Федора, в гости!»Да это, шутка-прибаутка, а сказка впереди! И отправились наши ребятишки дальше… Перышко волшебное летит по ветру, они с него глаз не спускают! Вдруг перышко остановилось, и плавно опустилось на большой сугроб!
Девочка Машенька: - Ребята, посмотрите, перышко прилетело,
показало нам место, где скованная стужей и снегом, спит Весна!
Надо нам ее разбудить! Как же это сделать?
Дети: - Давайте все вместе позовет ее, споем и станцуем!
(Дети встают в хоровод и поют)
Весенний хоровод
Автор: Светлана Насауленко
1. Согревайте скорей землю солнышка лучи,
Прилетайте скорей, в свои гнездышки грачи.
А мы песенку споем, хоровод заведем.
(2 раза)
2. Расцветайте скорей все цветочки на лугах,
Поспевайте скорей, вкусны ягодки в лесах.
А мы песенку споем, хоровод заведем.
(2 раза)
Сказочница Настасья: - И случилось здесь чудо великое! Весна освободилась от ледяных оков! Радость и Любовь разлились по всему белому свету!
Весна: - Здравствуйте, ребятишки! Спасибо вам, что спасли меня от ледяных оков злой Зимы!
- Предлагаю вам повеселиться от души! Теперь на всей Матушке - Земле наступит лад да благодать, я вам обещаю!
(«Весна» с детьми играет в русскую народную игру «Жаворонок»).Русская народная игра «Жаворонок»
Цель: умение образовывать круг, быстро бегать, развивать ловкость, быстроту
Ход игры: по считалке выбирается «жаворонок». Он берет колокольчик, входит в круг, образованный другими игроками, и бегает в нем. Все игроки говорят или поют:
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел
Порезвился в тишине,
Спрятал голову в траве!
«Жаворонок»
(водящий ребенок) с колокольчиком двигается внутри круга. С концом песни останавливается, и кладет колокольчик на пол, между двумя детьми. Эти дети поворачиваются спинами друг к другу. Все говорят: «Тот, кто песенку найдет, будет счастлив целый год!». Эти двое обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый возьмет колокольчик, становится «жаворонком». Игра повторяется.
Весна: - А теперь наступило время для угощенья! Вот вам печенье – «Жаворонки»!
Сказочница Настасья: Воспарила Весна над землей, выпустила по лугам траву шелковую, раскидала росу жемчужную, слила мелкие ручейки в быстрые речки. Весна летит над Землей - сугробы тают, морозы убегают. А тут и Солнышко выглянуло, пригрело. Выбилась из сил старая Зима, не может с Весной бороться!
Побежала она далеко, за высокую гору, спряталась в ледяную пещеру. Там ее Весна и замкнула ключом!
Желаю всем творческих успехов!
Рекомендуем посмотреть:
Весеннее развлечение для детей средней группы. Сценарий: Встреча Весны
Интегрированное занятие для детей средней группы: Весна - красна
Конспект интегрированного занятия в средней группе на тему: Весна в лесу
Конспект непосрественной образовательной деятельности в средней группе на тему: Весна
Похожие статьи:
Игры весной для детей старшей группы в детском саду
Развлечение в средней группе «Путешествие в весенний лес»
Весенние праздники в детском саду. Сценарии. Средняя группа
Кукольное представление для детей дошкольников на весеннюю тему
Утренняя гимнастика в средней группе. Май