«Русские мастера – строители Белграда» (часть 2, с презентацией)
Первая часть здесь «Русские мастера – строители Белграда» (часть 1, с презентацией) Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия Назначение: материал назначен коллегам – учителям истории, технологии и искусства, любознательным учителям, ученикам и их родителям, которых интересуют исторические связи русского и сербского народов Цель: представление деятельности русский архитекторов в Сербии в тридцатые и сороковые годы ХХ века Задачи: ознакомить коллег с жизнью и деятельностью архитекторов; представить их вклад в создание и развитие сербского (русского, европейского) строительства; расширять понятия об исторической взаимосвязи двух народов; развивать интерес к совместным историческим деятелям славян. Описание: уважаемые коллеги, хочется представить вам великих инженеров - архитекторов, которые работали в Сербии с 20ых годов ХХ века.
В начале ХХ века русская наука развивалась быстрее сербской. Это потому, что Сербия долго жила под турецкой оккупацией, прошла Великую войну и ещё балканские войны, потеряла на фронтах не только много воинов, но и много врачей и других образованных людей, которые могли бы восстановить землю после войны.
На Балканский полуостров (вначале 20ых) из России приехало около 140 000 русских, из них большая часть осела в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (Королевство СХС). Около 30 000 русских поселились в самом Белграде, что составляло примерно 10% его населения. Такое количество русских эмигрантов оставило большой след в истории и архитектуре столицы, но и всей Сербии.
Среди русской эмиграции было много интеллигенции: врачей, инженеров, учителей, музыкантов, художников, архитекторов... По некоторым данным, в Сербию прибыли 435 русских врачей, которые сразу начали работать, потому что в Сербии почти не было врачей. Самый великий из 16 профессоров был Александр Игнятовский, который стал одним из основателей Медицинского факультета в Белграде.
Белград для многих художников, скульпторов, архитекторов стал домом и творческой мастерской. Те, которые получили образование в России, реализовали себя, строя в стиле русского академизма и в сербско-византийском архитектурном стиле. Те, которые стали специалистами в Сербии, строили здания в духе современной сербской архитектуры. Николай Петрович Краснов
Краснов родился в1864 году в Коломенском уезде. Московское училище живописи, ваяния и зодчества при Московском художественном обществе открыло ему дверь уже в 1876 году. Девять лет спустя он стал главным архитектором Ялты. Там занимался строительством и реставрацией дворцовых сооружений – работал на создании летнего дворца Николая II в Ливадии (Ливадийский дворец). В 1911 г. ему было пожаловано звание «Архитектора Высочайшего Двора» и был назначен преподавателем рисования детей императора Николая II. Признан почётным академиком Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». Одновременно, Краснов утверждается в чине надворного советника.
Краснов, как и многие другие, кто не принял советскую власть, был вынужден покинуть Россию в апреле 1919 года. Вместе с семьёй он жил три года на Мальте, рисовал картины и продавал их английским военным (обеспечивая таким образом свою семью).
В Югославию Краснов прибыл в 1922 году. Для русского академика архитектуры Сербия стала второй родиной. Более того, он продолжил заниматься своей профессией, которую он любил (так повезло и его коллегам, В. Лукомскому и В. Андросову).
Краснов возглавлял группу монументального строительства в министерстве строительства. Известно, что ему принадлежит реконструкция церкви Ружицы в центре Белграда (в парке Калемегдан), которой он придал романтичный «средневековый» облик.
Он участвовал и в строительстве Национального Парламента Сербии, строительство которого, благодаря ему, было завершено за два года.
Самые важные заказы Краснов получил из Королевского дворца: дизайн интерьера семейной мемориальной церкви династии Карагеоргиевичей на Опленце и виллы Старого королевского дворца в белградском Дединье. На обоих зданиях он выполнил ряд искусных произведений в соответствии с национальным архитектурным стилем.
Ему принадлежат и эскизы декоративного оформления Моста Александра I в Белграде (сегодня это Бранков мост). Проектировал и жилые дома в центре города, на улицах Теразие, Князя Михаила, Змая Йовановича, на улице Князя Милоша. Сделал тоже фасад здания на улице Вука Караджича (сегодня Музей прикладного искусства Сербии).
Из правительственных заказов в Белграде можно упомянуть сегодняшнее здание Правительства Сербии и здание Министерства иностранных дел Сербии (между улицами Неманьиной, Князя Милоша, Бирчаниновой и Новой). Построенные лицом к лицу (1926 – 1928 гг.), они должны были символизировать мощь нового югославского государства.
Краснов является и автором проекта здания Госархива Сербии, которое стоит и сегодня. В 1927 г. работал над проектом театра «Манеж», а в следующем же году, по его проекту было построено новое здание, фасад которого был украшен скульптурным декором. Сегодня это частично здание Югославского драматического театра.
Николай Краснов работал не только в Сербии: он спроектировал сербское военное кладбище Зейтинлик в Салониках, и сербское военное кладбище на островке Видо; работал и в Черногории – на горе Ловчен.
Он умер 8 декабря 1939 года в Белграде и похоронен в русской части Белградского Нового кладбища, рядом с женой Анной Михайловной. На могиле находится большой каменный крест с надписью: «Николай Петрович Краснов, академик архитектуры 1864 – 1939». Василий Михайлович Андросов
Андросов брал манеру декорации старых памятников моравской школы и переносил её на новые, оригинальные работы. Андросов построил свыше 80 церквей по всей Сербии, а спроектировал ещё столько же в сербско-византийском стиле. Приведём несколько городов, в которых он строил: Белград, Лесковац, Ужичка Пожега, Джаковица, Крива Паланка.
Проект церкви Александра Невского в Белграде первоначально разработала первая женщина – архитектор в Сербии – Елизавета Начич, а конечный вид (сегодняшний) сделал именно Андросов. В своих зданиях Андросов возобновил сербский национальный стиль в строительстве церквей, придавая им оригинальность композиции.
Андросов разработал фасад Главного почтамта, одного из монументальных зданий в центре столицы. Конкурс на постройку здания общеюгославского характера, был объявлен 15 июня 1930 г. Властям требовалось здание в имперском стиле, подчёркивающее силу молодого Королевства. Целесообразность монументализма нового здания была обусловлена и стремлением сохранить стилевое единство вокруг Скупщины. Закладной камень положен 17 августа 1935 г., а с 1938 г. центр столицы украшает творение русского архитектора. Григорий Иванович Самойлов
Самойлов учился в художественной школе в Таганроге. Но в 1921 г. ему пришлось эмигрировать – через Крым и Константинополь – в Белград. В 1925 г. окончил Донской кадетский корпус имени Александра III в г. Билеча, затем и архитектурное отделение Технического факультета Белградского университета. Продолжил заниматься театральной сценографией, приобрёл опыт храмовой росписи. В 1930 г. защитил дипломный проект на тему «Югославский пантеон». В 1931 г. одержал победу в конкурсе на лучший проект здания Пенсионного фонда чиновников и служителей Национального банка (угол Теразии и улицы Короля Александра). Верхние этажи были предназначены для канцелярий, нижний этаж для магазинов, кафе, ресторана с театральным залом на 600 мест, кинотеатра на 1200 мест. Самойлов был первым, который создавал в Белграде климатизированные объекты.
Самойлов работал в ателье сербского архитектора Александра-Саши Джорджевича, с которым разрабатывал проект Белого дворца на Дединье (окончен в 1937 г.). С 1933 г. получил право самостоятельной архитектурной практики. Он спроектировал здание Министерства народного просвещения в Белграде, а его мастерство получило признание и в сфере частного жилья. Обладал блестящими знаниями исторических стилей, талантом сочетания композиции, пропорций, умением выбора оптимального пространственного решения. В Белграде строил особняки в сербско-византийском стиле, в духе английского и французского неоренессанса. Он был удостоен премии Белграда за лучшее проектное решение для дома Раденковича на Пушкинской улице. Нельзя не упомянуть церковь Св. Архангела Гавриила на улице Хумска, где Самойлов проявил настоящее мастерство строения, сделав церковь самой акустической.
После освобождения Белграда в 1944 г. до 1974 г. Самойлов преподавал на архитектурном факультете Белградского университета основы рисунка и живописи. В этот период его талант проявился в работе над проектом Академии наук (САНУ в 1949 – 1951 гг.), и Югославского банка внешней торговли. Самойлову принадлежит авторство интерьеров ряда гостиниц по всей Сербии, в том числе реконструкции отелей «Москва» и «Эксцельсиор» в Белграде, затем проект здания Технического факультета Белградского университета (улица Королевы Марии), построенного в начале 1960-х гг. Василий (Вильгельм) Фёдорович Баумгартен
В 1897 г. окончил Александровский кадетский корпус, затем Николаевское инженерное училище, в 1905 г. и Николаевскую инженерную академию в Санкт-Петербурге. Во время Первой мировой войны был начальником инженерной части штаба 3ападной армии. Был награждён несколькими орденами. Участник Белого движения. В 1919 г. был начальником инженерных снабжений Добровольческой армии. С частями Русской армии прибыл в Константинополь, а в 1920-е эмигрировал в Королевство СХС (Югославию). Служил архитектором в Военно-морском министерстве, Государственном ипотечном банке.
Самым значимым в творческом наследии архитектора является Русский Дом имени императора Николая II, построенный в стиле неоклассицизма (русского ампира) в 1931–1933 гг. Он является первым центром русской культуры и науки вне России. В нём находились: домовая церковь, Русско-сербская мужская и женская гимназии, начальная школа, публичная библиотека с 60 000 книг – вторая по количеству книг русской эмиграции, научный институт, общедоступный театр с залом на 750 мест, музыкальное общество, общество «Русский сокол», музей, посвящённый императору Николаю II, музей русской конницы и другие организации. Посещаемость Дома превышала 2 000 человек в день. Центр построен на средства короля А. Карагеоргиевича и королевы Марии, князя Павла и княгини Ольги, патриарха Варнавы, академика Александра Белича и других сербов, но и на пожертвования русских эмигрантов. Кроме этого величественного здания, Баумгартен был известным как автор проекта здания Генерального штаба (ул. Князя Милоша), строившегося в 1924–1928 гг.
После войны Баумгартен жил в Аргентине. Похоронен на Британском кладбище в Буэнос-Айресе. Виктор Викторович Лукомский
В 1920 г. Лукомский переехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, где легко получил работу в министерстве строительства, в архитектурном отделении. Уже в 1921 г. на конкурсе по проектированию одного из министерских зданий он занял третье место и получил 10 тысяч динаров. Он активно занимался проектированием и строительством комплекса королевских вилл на Дединье (1925 – 1934 гг.), выстроенных в сербском стиле с элементами русской дворцовой архитектуры. Лукомский участвовал (вместе с Ж. Николичем, его начальником) и в проектировании (в стиле средневекового церковного сербского зодчества) церкви Св. Андрея, семейного покровителя династии Карагеоргиевичей. В 30-е годы Лукомский строил дома, десятки вилл для жителей Белграда на улицах в центре города (Бульвар короля Александра, Господар Евремова, Вука Караджича, Симина и другие).
Искусство сербско-византийского стиля пригодилось ему и при проектировании и строительстве отеля «Авала» (1928 – 1931 гг.) на одноименной горе рядом с Белградом. В тогдашней прессе писали, что «отель на Авале несёт на себе печать личности, рассматривающей архитектуру как искусство».
Лукомский помогал Георгию Ковалевскому в строительстве Студенческого дома в стиле русского академизма в парке имени Кирилла и Мефодия. В 1930-х годах он строил много храмов, некоторые из которых можно увидеть и сегодня в Белграде, например, «малую» церковь Св. Савы на Врачаре, построенную в «прочищенном византийском стиле». Эта церковь была воздвигнута за 57 дней в 1935 г. на месте старой часовни.
Здание Патриархии сербской православной церкви в Белграде тоже его проект из 1934 г. Это был самый важный проект для сербской православной церкви, патриархом которой в то время был Варнава Росич, выпускник Петербургской Духовной академии.
Почти невозможно оценить размеры вклада русских архитекторов в столицу Сербии, в то, как она сегодня выглядит. В кратком обзоре можно только попытаться перечислить часть работы самых значительных из тех мастеров, которые являются одним из символов России в Сербии. То, с чем они сталкивались на своём пути к новой жизни, потом в новой среде, на пути к восстановлению Сербии, их новой родины, какой была их повседневная жизнь и жизнь их семей, с какими чувствами думали о своей первой родине – России… Эти вопросы останутся без ответа. Творчеством «зодчих Белграда» в Сербии подробнее занимался профессор на кафедре славистики Филологического факультета Белградского университета, Бобан Чурич в книге «Из жизни русского Белграда».
Спасибо за внимание!
Презентация на тему: Русские мастера – строители Белграда. Часть 2