О русских мастерах – строителях Белграда для школьников
Русские мастера – строители Белграда (часть 1, с презентацией)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия Назначение: материал назначен коллегам – учителям истории, технологии и искусства, любознательным учителям и ученикам, которых интересуют исторические связи русского и сербского народов Цель: представление деятельности русских («белых») архитекторов, тех, которые «построили Белград», столицу Сербии Задачи: ознакомить коллег с жизнью и деятельностью архитекторов; представить их вклад в создание и развитие сербского (русского, европейского) строительства; расширять понятия об исторической взаимосвязи двух народов; развивать интерес к совместным историческим деятелям славян. Описание: уважаемые коллеги, хочется представить вам великих инженеров - архитекторов, которые работали в Сербии с 20-х годов ХХ века.
После Октябрьской революции многие русские не могли или не хотели остаться в стране под «красной» властью. Для многих из них королевство Югославия (особенно Сербия) стала новой родиной.
Русская эмиграция подарила Сербии сотни врачей, художников, учителей (…), и архитекторов, с блестящим образованием и безупречным вкусом. В Белграде до сих пор стоят здания, построенные по проектам русских архитекторов. Сначала они работали помощниками сербских инженеров, но очень быстро заслужили уважение коллег, так как обладали лучшими знаниями, особенно в стройке монументальных зданий, декорации фасад, в творческой работе нового времени, которая опирается на классические основы. Обладали знаниями стройки тех зданий, которые необходимы для функционирования нарастающей и быстро развивающейся столицы, но также строили здания для русской эмиграции: церкви, школы, памятники… Русские проектировали храмы, банки, дворцы, посольства, архивы, театры, промышленные и военные комплексы, мемориальные военные кладбища, студенческие общежития, больницы, поликлиники, школы и университеты, почтамты, доходные жилые дома, особняки и загородные виллы. Это тысячи проектов в Белграде! Создали и Союз русских инженеров (по некоторым данным, из 1787 русских гражданских инженеров в Югославии, более половины жили в Сербии).
Благодаря поддержке короля Александра 1 Карагеоргиевича, некоторые из них работали в государственных институциях. Они обучали сербских коллег работать по-новому, приближая им европейские архитектурные стандарты.
Самые выдающиеся архитекторы первой половины ХХ века, те, которые «построили» Белград: Василий Михайлович Андросов, Василий Фёдорович Баумгартен, Роман Николаевич Верховской, Георгий Павлович Ковалевский, Николай Петрович Краснов, Виктор Викторович Лукомский, Андрей Васильевич Папков, Валерий Владимирович Сташевский, Алексей Алексеевич Васильев.
Есть выражение «Русский Белград» и «Русские достопримечательности Белграда» (для туристов, посетителей Белграда).
Некоторые из этих инженеров были членами группы К.Р.У.Г. – «Общество русских художников в Югославии». Название является аббревиатурой из слов кисть, резец, уголь, готовальня. В сентябре 1928 г. общество устроило небольшую выставку под названием «Югославия в изображении русских художников». В том же году была открыта художественная школа, которая сначала располагалась в здании Академии наук, а в 1933 переехала в Русский Дом имени императора-мученика Николая II.
Пётр Дмитриевич Анагности
Вместе с семьей П. Д. А. в 1919 г. эмигрировал через Константинополь в Белград. В 1926 г. он окончил первую Русско-сербскую гимназию (которая тогда находилась в сегодняшнем здании Педагогического музея), затем поступил на архитектурное отделение технического факультета Белградского университета.
Вместе с профессором Александром Дероко в 1936 проектировал общежитие для студентов Православного Богословского факультета. В 1937 получил разрешение на самостоятельную работу. Является автором многочисленных проектов жилых зданий не только в Белграде, а и в Нови-Саде, Соко-Банье, Вранье, Крушевце, Битоли (напр. участвовал в строительстве санатория на Озрене, почты в Скопле. В 1940 вместе с А. Дероко разработал проект Владычиного конака в Нише, который реализован только после войны).
В Белграде, между прочим, участвовал в строительстве здания Ветеринарного факультета Белградского университета (1940), Сберегательной кассы (1937—1938) и Юридического факультета, также в постройке Народного университета Илие М. Коларца. Работал инженером на предприятии Савчича-Славковича.
В годы Второй мировой войны, он попал в плен. Тайком делал документы для бегства солагерников. Его перебрасывали из лагеря в лагерь. После освобождения канадцами, Анагности вернулся (1945 г.) в Белград. Вскоре получил звание профессора на Строительном и Машинном факультетах Белградского университета; является автором многочисленных учебников (становится деканом архитектурного факультета). Вместе с А. Дероко и З. Петровичем участвовал в реставрации (1964 г.) здания Народного музея в Белграде, потом Воеводинского музея в Нови-Саде (1970 г.). В 1979 г. вышел на пенсию, в 1985 г. был награждён Орденом Труда с красным знаменем.
Алексей Алексеевич Васильев
Окончил кадетский корпус в Хабаровске. Успел поучаствовать в Гражданской войне, потом короткое время учился в Морской академии во Владивостоке. В 1920 г. эмигрировал в Королевство СХС. Учился в художественной школе, на архитектурном отделении технического факультета Белградского университета. Сотрудничал с архитектором Г. И. Самойловым.
В 1936–1941 гг. работал в белградском Военном музее. Он выполнял огромную работу: обязанность архитектора, художника и фотографа; занимался копированием сербских униформ и знамён; исполнял акварели с изображениями сербских солдат и офицеров. В коллекции Военного музея хранятся 22 его работы. Лучшая работа Васильева – Военный музей, стоящий и сегодня на крепости Калемегдан в центре города. Он спроектирован в манере средневековых замков, чтобы не нарушать исторический контекст крепости.
С 1941 г. Васильев работал в Музее Белграда.
Между прочим, Васильев был участником групповых выставок русских художников в Белграде. Он проектировал многочисленные жилые дома на улице Светозара Марковича в Белграде. Получил престижную премию за лучший фасад и – исчез.
Роман Николаевич Верховской
Роман Николаевич Верховской родился в Вильно в 1881 году и происходил из древнего костромского дворянского рода. Окончил Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге со званием архитектора-художника. В 1912 г., был командирован в Испанию, где занимался исследованием стилей ренессанса и мавританского. После возвращения (в 1913 г.), он назначается архитектором Канцелярии его величества Николая II.
В Первой мировой Р. Н. Верховской воевал с 1914 по 1917 год, а во время гражданской войны был в белой армии с самого начала до 1920 года.
В 1920 г. Верховской эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев. Работал в дворцовом ведомстве, в министерстве строительства и держал своё ателье. Жил в Земуне. Неоднократно участвовал в коллективных выставках. Он прославился как скульптор-монументалист.
Первым и удачным началом деятельности Верховского была разработка фасада здания Л. Авакумович в самом сердце Белграда (ул. Кнез Михайлова). Затем: монументальная скульптура на здании Национального Парламента Сербии, детали для украшения королевского дворца на Дединье, фонтан «Геркулес» в Топчидерском парке, перед старым Королевским дворцом (с надписью «За жизнь и свободу славянских народов»), статуя у входа в Дом офицеров. (Удивляет число улиц, на которых строились здания Верховского – 85 улиц в центре Белграда!)
Есть у Верховского и два величественных мемориала, расположенных на Новом кладбище. Первый посвящён «Защитникам Белграда» (1931 г.). Памятник воздвигнут над братской могилой нескольких тысяч воинов и представляет собой югославского воина. Под памятником расположена усыпальница останков русских и сербских 5 000 воинов. За этот памятник, самый большой на Балканах в то время (его высота достигала 18 метров), Верховской был награждён орденом Св. Савы III степени. Другой памятник – памятник Русской славы (1935 г.) – возвышается на русском участке кладбища, вблизи Иверской часовни. Монумент выполнен в форме снаряда с фигурой Архангела Михаила на вершине. На памятнике высечены российский герб и несколько надписей. Одна из них (на русском языке) гласит: «Вечная память императору Николаю II и 2 000 000 русских воинов Великой войны». Другая на сербском языке: «Храбро павшим братьям русским на Солунском фронте 1914 – 1918».
После жизни в Югославии, он переехал в США. Всего в США под его руководством и по его проектам сооружено 25 православных храмов (и роспись 6 из них). Умер в госпитале на Лонг-Айленде. Р. Н. Верховской широко известен за границей, среди сообществ иностранных архитекторов, как один из выдающихся русских архитекторов ХХ века, но, как и другие его коллеги, почти неизвестен в России…
Георгий Павлович Ковалевский
Русские зодчие не только строили и украшали Белград отдельными постройками, а развивали все части города. Русский архитектор Георгий Павлович Ковалевский руководил развитием всего градостроения Белграда в межвоенный период. В Югославии Ковалевский работал в министерстве строительных работ. Ему принадлежит разработка генерального плана Белграда. Он получил Гран-при за этот проект развития Белграда на Парижской декоративной выставке в 1925 г.
По его проектам построено студенческое общежитие имени короля Александра I (совместно с В. В. Лукомским), которое является образцом архитектуры Белграда в период между двумя войнами. Здание общежития известно под названием «Иво Лола Рибар», а студентами оно прозвано просто «Лола». Талантом Ковалевского было умение подчеркнуть историческое значение места. Этот талант лучше всего проявляется в его архитектурой обработке столичной террасы крепости Калемегдан.
«Русский белградец» Ковалевский – создатель ряда проектов по развитию провинциальных городов Югославии (напр. авторство крытого рынка в городе Крагуевац). Около десяти городов строились и развивались по его планам.
Является автором труда «Большой город и города-сады» (садово-парковая архитектура). Ему принадлежит множество проектов парков для частных лиц.
Андрей Васильевич Папков
Андрей Васильевич Папков в России успел пройти 8 семестров в университете. Затем эмигрировал в Югославию и поступил на архитектурное отделение технического факультета Белградского университета. Входил в группу русских художников, строителей, инженеров (…) К.Р.У.Г. Работал в архитектурном ателье модного Драгише Брашована. Более двадцати лет он работал в Белграде. Его особенностью был талант художника, который особенно проявился в строительстве народного университета «Коларац».
Участвовал в десятках конкурсов. Из его работ можно выделить комплекс уличных и дворовых зданий для известного промышленника Милутина Месаровича (на улицах Пролетарских бригад и Ресавска), затем здание для Плавшича (ул. Светозара Марковича, 1937 г.), дом для господина Янковича (ул. Змай Йовина, 1940 г.). После окончания войны построили виллу в привилегированном районе Дединья на углу улиц Шекспировой и Ружичевой (сейчас резиденция финского посла).
Самое важное здание, связанное с именем Папкова – здание отеля «Балкан» в 1938–1939 гг. на центральной площади Белграда. Громадный фасад отеля выполнен в стиле русской академической архитектуры.
В Белграде Папков прожил и работал около 20 лет, потом уехал в Латинскую Америку.
Валерий Владимирович Сташевский
Он окончил в 1908 г. Николаевскую Военно-инженерную академию и в 1911 г. архитектурное отделение Института гражданских инженеров. Прибыл в Королевство сербов, хорватов и словенцев в начале 1920-х годов и сразу начал работать в Министерстве строительных работ, под крышей которого уже трудились Андросов, Лукомский, Баумгартен, Краснов и другие русские архитекторы. В 1921 по его проектам были построены три жилых дома, а самостоятельно стал работать пару лет спустя. В 1927 г. зарегистрировал собственную фирму, открыл мастерскую по производству бетонных конструкций. В то время построил здание монастырской школы в монастыре Раковица в древне-сербской традиции (из крупных каменных блоков).
Валерий Сташевский был одним из самых продуктивных русских зодчих (специализировался на частных, а не государственных заказах). В Историческом архиве Белграда находится свыше тысячи его проектов.
С начала 1930-х годов до 1944 г. Сташевский спроектировал сто тридцать пять домов для белградцев. В Историческом архиве Белграда хранятся проекты примерно 230 вилл для посёлка "Вождовац", где жили в основном чиновники. Среди его работ – Иверская часовня на Новом кладбище в Белграде, Дом русских военных инвалидов (1929 г.) на Вождовце, школа на Чукарице (1931 г.), здание клуба любителей весельного спорта «Београд» на Аде Циганлии (1935 г.), клуб чиновников Народного банка на Топчидере (1938 г.). Он руководил работой на строительстве Нового здания университета (Кральев трг, 7).
Но самые удивительные проекты Сташевского – это Иверская часовня на Новом кладбище Белграда (1930 г.) и Церковь Святой Троицы. Первая удивляет тем, что это совершенно одинаковая, (воссозданная только по воспоминаниям!) одноименная часовня, как та в Москве, снесённая в 1929 году большевиками. У Сташевского не было никаких чертежей и фотографий.
Церковь Святой Троицы примечательна тем, что строилась целиком на пожертвования русских и сербов. Это одноэтажная небольшая церквушка, в традиционном русско-византийском стиле с выбеленными стенами и синими маковками куполов. Она находится рядом с величественным по размерам Собором Святого Марка и не видна из-за него. И конечно, здесь похоронен Главнокомандующий русской армией – Пётр Николаевич Врангель.
На удивление, эту церковь не тронули ни большевики в 1945 г., ни последующий коммунистический режим Тито. Её тронул американский снаряд, вернее бомба, которая поразила церковь прямым попаданием в ночь бомбардировок Белграда 1999 г.
Спасибо за внимание!
Ждите продолжения во второй части!
Презентация на тему: Русские мастера – строители Белграда
Мира, здравствуйте! Я так давно не заходила к Вам на страничку... А зря Вы открыли для меня новую страницу истории наших соотечественников за рубежом; материал познавательный, информативный, наглядный! СПАСИБО!