Интеллектуальные игры в обучении РКИ на основе ТРИЗ-педагогики
Интеллектуальные игры в обучении РКИ на основе ТРИЗ-педагогики
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия Назначение: работа назначается учителям РКИ и иностранных языков, может быть интересной педагогам, которые применяют ТРИЗ-методику, тоже креативным родителям. Цель: представление личного опыта работы с применением элементов технологии ТРИЗ в обучении РКИ. Задачи: развивать креативное мышление; строить дружеские отношения и умение работать в команде; тренировать внимание и быстроту мышления; развивать коммуникативные навыки; воспитывать взаимоуважение; создать приятную атмосферу и хорошее настроение. Описание: уважаемые коллеги, хочется поделиться с вами опытом обучения РКИ посредством игровых активностей, у которых и развлекательный, и познавательный характер. Из множества интересных тренингов для учеников, я подбираю, пере-/дорабатываю их, чтобы соответствовали возрасту, способностям классного коллектива, добавляю авторские вопросы и задания. Получается увлекательный набор игр, которые нравятся всем. Материалы: тексты / карточки с заданиями, интерактивные упражнения…
Многие приёмы мышления, которыми мы пользуемся, входят в систему ТРИЗ. Только надо знать об этом (в Сербии о ТРИЗ почти ничего не известно. Я сама только в этом году узнала). Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) Альтшуллера – наука о развитии систем и об эффективном мышлении в любой области творчества. ТРИЗ называют и прикладной диалектикой, иногда Общей Теорией Сильного Мышления или Общей Теорией Творчества. Главное отличие «тризовского» мышления от других видов мышления – управление процессом мышления, мышление по алгоритмам, по законам и правилам.
В конце 1980-х годов в России сформировалась ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление. Она дополняет и изменяет традиционные дисциплины, создаёт новые технологии обучения на основе ТРИЗ. Посредством ТРИЗ-педагогики, фактологические знания уходят из фокуса, целью становится интеллектуальная работа при решении нестандартных задач и повышение мотивации к обучению. Цели ТРИЗ-педагогики охватывают развитие мышления, воображения и творческих способностей. При изучении и использовании инструментов решения межпредметные связи становятся более понятными, используются учениками как инструмент для изучения и исследования.
В процессе использования ТРИЗ-технологии в учебной деятельности решается множество развивающих задач обучения, связанных с памятью, вниманием, логикой и интеллектом в целом; формируются творческие способности и воображение (беглость, гибкость, оригинальность креативного мышления), пространственное мышление; развивается речь, умение синтезировать, комбинировать; формируется системное и ассоциативно-образное мышление. С точки зрения образовательных задач происходит повышение уровня общей образованности учеников; формируются умение анализировать и решать изобретательские, практические и социальные задачи; целенаправленно развивается системно-диалектическое мышление.
Уроки иностранных языков, на которых используется ТРИЗ технология, носят ярко выраженный деятельностный характер: ученики проводят классификацию объектов, выбирают основания и критерии для сравнения языковых понятий, устанавливают причинно-следственные связи в языке. Они проявляют творчество, отличаются умом, сообразительностью и организованностью, используют больший словарный запас, способны логически, системно, широко и свободно мыслить. Повышается их трудоспособность, уверенность в собственных силах и ответственность. Кроме того, они проявляют положительное отношение к школе и к знаниям, значит, меняются их ценностные ориентации и их жизненные взгляды.
Учитель сам подбирает «тризовские» формы упражнения, задаёт их ученикам, но не должен давать им готовые решения, а стараться развивать системное диалектическое мышление, формировать навыки самостоятельного поиска информации и применения её.
Таким образом, воспитываются определённые качества личности учеников, которые будут способствовать формированию критического мышления, необходимого в обработке информации, которую ученик получает из окружения (стихийно или в результате обучения). Кроме критического, необходимо развивать и креативное мышление, к основным свойствам которого относятся: умение находить и выделять закономерности в объеме информации, формирование навык систематизации, взаимодействие, умение устанавливать разнообразные связи, умение видеть, формулировать и разрешать противоречия.
Учебный процесс должен обеспечить усвоение инструментов ТРИЗ как инструментов «для мышления»; должен также быть привлекательным для детей и согласован с потребностями развития ребёнка и его особенностями.
На уроке даются самые различные задания: для группы или индивидуальные, устные и письменные работы, и игровые задания, и «парные» игры. В таких обстоятельствах педагогу предоставляется возможность узнать о детях что-то интересное (что не узнал бы на других уроках); говорить с детьми о себе и о них, общаться с ними по-взрослому.
ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА – приём, в котором ученикам предлагаются неверные ответы на вопросы, они дают верный ответ. Примеры вопросов:
Как изменяются наречия – по падежам или по временам? (наречия совсем не изменяются);
Какой из предлогов – В или НА можно употребить с именительным падежом? (в именительном падеже нет предлогов)
Какой лимон – красный или голубой? (лимон – жёлтый);
Новак Джокович известный боксёр или плывун? (Н. Джокович – лучший теннисист мира);
Самая длинная река в Европе Дунай или Нил? (Самая длинная река в Европе – Волга);
Д. И. Менделеев был актёром или певцом? (Д. И. Менделеев был учёным-химиком).
АНАГРАММЫ. Сначала даём простые анаграммы, затем слова или целые предложения, написанные справа налево («в зеркале»), предложения с неправильным порядком слов и т.п.
Простые анаграммы: алкош (школа), бюак (юбка), могаркаш (гармошка)…
Предложение «в зеркале»: .ебеткьсилисонтоиноыботч,ыблетохыткак,катмядюлкьсисонтО.
Решение: Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы они относились к тебе.
Пример пословицы с неправильным порядком слов: они всегда вы что их есть видно не но хорошие как друзья всегда звёзды знаете.
Решение: Хорошие друзья, как звезды: их не всегда видно, но вы всегда знаете, что они есть.
ФАНТАЗИРОВАТЬ (составить рассказ / сказку) – даём несвязанные слова, ребята составляют короткие рассказы. Напр. ромашка + телефон + рыба; комар + сапоги + телевизор…
Пример сказки: однажды в мою комнату влетел комар. Он летал, летал, я никак не мог его поймать. Вдруг, он оказался на экране телевизора. Я ударил по экрану тряпкой и думал, что попал. Но, комар вдруг появился с другой стороны экрана – внутри телевизора. Он смеялся надо мной, показывая на свои ножки, на которых были мои сапоги. Он обул мои новые сапоги и пошёл сниматься в фильме. Я обрадовался: нет больше комара, ещё мои сапоги станут известными во всём мире.
ГОЛОВОЛОМКИ. Увлекательные упражнения на быстроту размышления, сообразительность, логику. Примеры:
В какой ситуации останутся сухими пять мальчиков и семь девочек под одним зонтом? (когда не идёт дождь);
Где впервые обнаружена картошка? (в земле);
В комнате 9 лампочек. Четыре из них погасли. Сколько лампочек осталось в комнате? (девять);
Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил четыре машины. Сколько машин ехало в деревню? (только грузовик);
Мельник вошёл в мельницу и увидел в каждом углу по две кошки. Сколько ног в мельнице? (32 ножки, так как восемь кошек в мельнице);
В семье пять голов и 14 ног. Сколько из них людей, а сколько собак? (3 человека – шесть ног; две собаки – 8 ног).
СОЗДАЙ ПАСПОРТ. Это приём, в котором надо (на пример) привести основные признаки части речи. В таких упражнениях ученикам в Сербии помогает знание родного языка. Пример: создай паспорт глагола, как части речи.
Что такое глагол? (часть речи). Что обозначает глагол? (действие). На какой вопрос отвечает? (что делать / сделать?). Начальная форма (инфинитив). Глагол изменяется по…? (временам: наст. / прош. / буд.). Глагол изменяется по…? (лицам и числам (родам) – первое, второе и третье л. единственного и множественного ч.; муж. / жен. / сред.род).
СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ. Ученикам даётся текст, в котором надо найти однокоренные слова и / или добавить к ним новые). Пример текста: Вчера ко мне на день рождения пришли все друзья. Мальчики дружно пели песни, очевидно, что дружат с детства. Наша дружба сильная и крепкая. Есть у нас и подруги, но они не пришли, это был вечер мальчиков. (добавить: подружить, друг, дружелюбно, (не)дружелюбный…).
«Я БЕРУ ТЕБЯ С СОБОЙ». Даётся какое-то слово, к которому надо добавить похожие по какому-то признаку слова. Ведущий говорит напр. глагол СЧИТАЕТ, другие ученики приводят глаголы в той же форме (настоящее время, третье лицо единственного числа): думает, делает, читает, играет… Если приводят правильные формы, ведущий говорит «я беру тебя с собой». Если кто-то ошибся и сказал «учит» или «любит» напр., он говорит «я не беру тебя с собой» …
ЛОВИ ОШИБКУ! Ученикам даётся текст с ошибками (неправильные буквы или слова, лишнее слово или буква и т.п.), ученики исправляют. Пример: Я очень люблю на Новый год. Дома украшаем за ёлку, приходит Дед-мороз, все дарят ко мне подарки. Это очень круто! Ещё в полночь мы пьём у шампанское, все в прекрасном настроении. Можно есть сколько угодно, можно не спать между всю ночь, можно смотреть в телевизор.
ПРОТИВОРЕЧИЯ. Это игры классификации (напр. с антонимами). Можно подготовить её в онлайн формате, тогда она принадлежит КИП – компьютерной интеллектуальной поддержке. Очень удобно для этого использовать игру «Классификация» на платформе learning.apps. Таким образом можно использовать и ТРИЗ-приём – игру «Расселение», в которой слова «расселяются» по заданным признакам.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ЯЩИК. Ученикам надо собрать / придумать / вспомнить слова, которые принадлежат какой-то группе слов). Можно задать придумать напр. слова с приставкой ПО- (пойти, подумать, пообедать, подарить…), или существительные на -ИЯ (Сербия, география, Россия, Испания, история, премия, Италия…), прилагательные на -ОЙ, существительные ж. рода на -Ь…
ОЖИВИ КАРТИНУ. Этот приём можно применить на любом уровне изучения языка. На начальном – в первом / втором году изучения РКИ, ученики составляют самые простые предложения на основании картинки. Пример: Мальчика зовут Иван. Он идёт в школу. Иван любит школу. Он несёт ранец. Иван надел майку и джинсы. На голове у него кепка, а на ногах кроссовки. Можно помочь вопросами: кто это? Как его зовут? Куда он идёт? Что надел мальчик, что обул?
СОЧИНЕНИЕ ЗАГАДОК – надо придумать / составить загадку по образцу «На что похоже? Чем отличается?» На пример:
На что похоже: 1) на ножик; 2) на два ножика;
Чем отличается: 1) не режет хлеб; 2) как два ножика, но в одной руке.
Можно использовать в саду, можно для причёски.
ЧЕМ ПОХОЖИ? Надо найти слова, которые похожи по какому-то признаку (напр. даётся текст с существительными, у которых только единственное или множественное число, глаголы первого или второго спряжения и др.). Ребята должны узнать их и сказать, по какому признаку их можно выделить.
Пример текста: Чтобы сохранить здоровье и дожить до глубокой старости, надо есть свежие фрукты и овощи, там много витаминов, железа и других полезных веществ. Конечно, надо пить много жидкости: воду, соки, молоко.
ЧТО НАПИСАНО, А ЧТО СЛЫШНО? Надо объяснить произношение подчёркнутых слов / гласных / согласных (или: выдели слова, которые произносим не так, как написаны). Пример: Я был грустным, а потом услышал, что завтра выходной! Сегодня все радуются, танцуют, все счастливы!
Кроме приведённых, используются ещё многие виды упражнений:
Мозговой штурм, Да-нетка, Метод маленьких человечков, Метод фокальных объектов, Метод ярких ассоциаций, Морфологический анализ, Сочинение загадок, Составление метафор, Маша-Растеряша (для маленьких), Хорошо – плохо (метод противоречий), Синквейн, Круги по воде и другие.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Презентация на тему: Интеллектуальные игры в обучении РКИ на основе ТРИЗ-педагогики (7/8 класс)
Здравствуйте, Мира! Вы представили замечательный опыт работы с применением элементов технологии ТРИЗ в обучении РКИ. Вы учите своих учеников сознательно использовать основные мыслительные операции: сравнивать и находить закономерности, классифицировать, использовать алгоритм, строить умозаключения, рассуждать и делать выводы. Мне Ваша разработка очень понравилась! С уважением и голосом 3, И.В.
Здравствуйте, Ирина Владимировна! Я очень рада Вашему вниманию! Очень приятен Ваш интерес к моей работе! Творческих Вам успехов и всего наилучшего! Спасибо!