Игровые упражнения по РКИ для старшеклассников с решениями и презентацией
Языковая головоломка – игровые упражнения по РКИ для старших классов (с решениями и презентацией)
Автор: Симеунович Мира, учитель русского языка в ОШ «Кнез Сима Маркович», город Белград, Сербия. Предмет: русский язык как второй иностранный Назначение: разработка предназначена учителям начальных классов, для обобщения основных языковых знаний (их нестандартной проверки) или для организации досуга. Учителя РКИ или иностранных языков могут воспользоваться материалом как примером систематизации языковых знаний на элементарном уровне. Другим педагогам (предметникам) будет интересно посмотреть ещё один пример упражнений в игровой форме. Цель: повторение и обобщение языковых знаний посредством игры – викторины Задачи: повторить основные языковые (фонетические, морфологические, лексические и др.) знания; развивать логическое мышление, внимание и быстроту; воспитывать интерес и уважение к русскому языку, народу и его культуре; мотивировать положительное отношение к русскому языку как школьному предмету.
Описание: Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию небольшой набор упражнений, викторину-головоломку для старших классов (седьмого / восьмого). Набор подготовлен для учеников, изучающих русский язык как второй иностранный с пятого класса. Чаще всего, такие викторины мы организуем в рамках внеклассной деятельности, для желающих поиграть и проверить свои знания. Большинство вопросов требует устный ответ, но есть и игры-упражнения, в которых можно проверять и написание слов. В некоторых играх задания презентованы в форме энигматических задач, которые способствуют развитию логического мышления; задания требуют быстрых решений, или нахождения связи между русским и родным языком, но и связи с другими школьными предметами. Ученикам надо владеть управлением глаголов, предложно-падежными конструкциями, категориями рода и числа существительных и прилагательных… Прежде всего здесь проверяются лексические знания, также фонетические – чередование согласных по звонкости – глухости. Форма проведения может быть разной: можно давать карточки с заданиями, можно организовать групповую викторину или индивидуальную олимпиаду; можно провести настоящую викторину с присутствием жюри, которое отмечает баллы участников и называет победителей на конце урока. Подготовка и материал: учитель составляет задания, готовит презентацию, карточки с заданиями для учеников, знакомит учеников с языковыми темами и содержанием. На уроке используются компьютер, проектор, распечатанные задания. У членов жюри списки участников викторины (для написания баллов) и решения задач.
1. «РАСШИФРУЙ!»
Если взять каждую вторую букву и каждую вторую цифру, получится имя и фамилия великого писателя и какой-то год. Объясни то, что получилось. Надо следить за инструкцией и в результате получится Александр Пушкин и год рождения писателя – 1779.
2. «СОКРАЩАЛКА»
Какие слова скрываются в этих словах?
Заданы слова: погода, корова, теплота, молоко, дорога, квартира, угроза, дорогой. В них надо найти более короткие слова, например: год, вор, тело, около, город, трава, роза, огород.
3. «МОЯ ЛЮБИМАЯ БУКВА В»
Сколько раз в предложении слышен звук „В“? Вчера все друзья приехали на автомобиле встретиться с Виктором, автором новых игровых автоматов. Решение: звук В слышен в словах: Виктором, новых, игровых. В остальных словах (вчера, все, автомобиле, встретиться, автором, автоматов) звук В произноситься как Ф (чередование согласных).
4. «ПЕРЕВОДЧЕСКАЯ МОЗГОЛОМКА»
Найди в сербских словах русские слова.
Находим слова на русском языке в словах на сербском языке: СМОКВА (на русском инжир) – МОСКВА; ЗУБАР (на русском зубной врач) – АРБУЗ; РИКА (на русском рёв) – ИКРА; ФОКЕ (тюлени) – КОФЕ; АВОКАДО (то же) – ВОДКА; ДИВНА (женское имя) – ДИВАН; ВЕЧЕРА (на русском ужин) – ВЧЕРА / ВЕЧЕР; КРЕВЕТ (кровать) – ВЕТЕР; ПОЛЕТ (бодрость) – ТЕПЛО.
5. «ПИШЕМ ПИСАТЕЛЕЙ»
Найди фамилии четырёх величайших русских писателей.
В клетках скрыты фамилии знаменитых писателей: Толстой, Пушкин, Достоевский, Чехов.
6. «ЗООПАРК БЕЗ ЛОГИКИ»
Исправь!
Этот попугай не опасен, он умеет КУСАТЬСЯ. ......... ПЛАВАЮТ
Это собака, которая очень громко ПИШЕТ. ......... ЖИРАФА
Мой щенок машет своим маленьким СТОЛОМ. ......... ЗУБАМИ
Эта синица красивая, и очень хорошо РИСУЕТ. ......... ЛАПЫ
У маленькой кошки крепкие КРЫЛЬЯ. ......... ХВОСТИКОМ
Это волк с самыми сильными РОГАМИ. ......... ГОВОРИТЬ
Самая длинная шея в мире у этого ГЕПАРДА. ......... КОПЫТ
У дельфинов совсем нет ВОЛОС. ......... ЛАЕТ
Змея опасна, особенно если СМЕЁТСЯ. ......... УКУСИТ
Какие интересные акулы, так быстро ЛЕТАЮТ. ......... ПОЁТ РЕШЕНИЕ
Этот попугай не опасен, он умеет ГОВОРИТЬ.
Это собака, которая очень громко ЛАЕТ.
Мой щенок машет своим маленьким ХВОСТИКОМ.
Эта синица красивая, и очень хорошо ПОЁТ.
У маленькой кошки крепкие ЛАПЫ.
Это волк с самыми сильными ЗУБАМИ.
Самая длинная шея в мире у этого ЖИРАФА.
У дельфинов совсем нет КОПЫТ.
Змея опасна, особенно если УКУСИТ.
Какие интересные акулы, так быстро ПЛАВАЮТ.
7. «ЧТО КАКОГО ЦВЕТА?»
Раскрасим фрукты и овощи!
Надо соединить прилагательные, обозначающие цвета с названиями фруктов и овощей. Цвета: белый, красная, оранжевый, белая, чёрный, жёлтый, зелёный, фиолетовая, зелёная, синяя, красный, оранжевая, фиолетовый, синий, чёрная. Овощи и фрукты: чеснок, баклажан, картошка, петрушка, лимон, апельсин, огурец, ежевика, малина, морковка, свёкла, виноград, слива, арбуз, смородина, банан.
РЕШЕНИЕ: белый чеснок, жёлтый лимон, зелёный огурец, красная малина, оранжевая морковка, фиолетовая свёкла, синяя слива, чёрная смородина, белая картошка, жёлтый банан, красный арбуз, оранжевый апельсин, фиолетовый виноград, синий баклажан, чёрная ежевика.
8. «ВОПРОСЫ – МОЗГОЛОМКИ»
Если возьмёшь слово корзина на сербском языке и последний слог той части тела, которой ты пишешь, у тебя получится милый питомец. Кто это? Корзина – на сербском языке – КОШ; РУКА – последний слог – КА. Решение – КОШКА.
Возьми начало слова вода, часть слова хорошо, добавь на конце часть слова ананас, получится одна нелюбимая всеми птица. Вода – ВО; хорошо – РО; ананас – НА. Решение – ВОРОНА.
Если свяжешь части слов РОТ, ЦВЕТ и МЫ, можешь получить средство транспорта, которым Сербия не может похвастаться. Что это? Решение – МЕТРО.
9. «КУЛЬТУРНЫЕ» СЛОВА
В клетках скрываются четыре слова. Найди их, и ты станешь более „культурным“. РЕШЕНИЕ: Большой театр, музей Эрмитаж.
10. «БЛИЗКИЕ СЛОВА»
Даны слова: библиотека, музей, стадион, столовая, театр, больница, школа, ракета. К этим словам надо добавить слова, обозначающие понятия, близкие к заданным. РЕШЕНИЕ:
Библиотека – книги, читатели;
Музей – посетители, экспонаты;
Стадион – болельщики, спортсмены;
Столовая – повар, тарелки;
Театр – зрители, актёры;
Больница – врачи, лекарства;
Школа – учебники, классы;
Ракета – космодром, космос.
11. «ЛИШНЕЕ» ДЕРЕВО
В каждом столбце есть лишнее слово, обозначающее дерево. Найди эти слова и дополни список: берёза, ёлка, яблоня, тополь…
Надо найти в столбцах названия деревьев. РЕШЕНИЕ:
Одежда: рубашка, пальто, юбка, шапка, СОСНА
Мебель: кровать, кресло, шкаф, дверь, ДУБ
Посуда: тарелка, чайник, стакан, самовар, КЛЁН
Еда: помидор, голубцы, омлет, котлета, ИВА
Спасибо за внимание! Всем интересной игры!
Языковая головоломка – игровые упражнения по РКИ для старших классов. Презентация
Уважаемая Мира!
Вы представили публикацию Языковая головоломка – игровые упражнения по РКИ для старших классов (с решениями и презентацией)
Оригинально, профессионально придумано и исполнено, разнообразные задания, над некоторыми пришлось даже поразмышлять. Презентация просто находка для педагогов. Ваши материалы для меня ВСЕГДА вызывают интерес, потому что автор - профессионал, который может и знает, КАК достойно представить свою ОГРОМНУЮ работу по приобщению детей к русскому языку, как к иностранному. Видно, Мира, что Вы ОЧЕНЬ любите то, чем занимаетесь и каждый раз удивляете нас, как педагогов Вашими интересными идеями и творческими находками!
Спасибо за Ваше творчество, видишь, что сегодня есть неравнодушные педагоги, которые могут предложить интересные игры на развитие и закрепление фонетических, лексических и морфологических представлений у детей при изучении русского как иностранного. Задачи Вашей публикации решены, цель достигнута.
БРАВО за Ваш труд и эрудицию! Мой ГОЛОС для вас!
Мира, здравствуйте!
С интересом познакомилась с Вашей публикацией. Да, хорошая зарядка для ума, пришлось поднапрячься
Думаю, что для детей - это очень подходящая форма (викторина, головоломки)
Для меня очень ценно, что Вы воспитываете интерес и уважение к русскому языку, народу и его культуре, спасибо ВАМ!!!
Голосую +3, УСПЕХОВ!!!
Мира, добрый день)
Самое, пожалуй, главное, что материал Вашей публикации имеет цель воспитывать интерес и уважение к русскому языку, народу, культуре. Спасибо Вам, это очень ценно. Языковые викторины и головоломки, несомненно, заинтересуют и повысят положительное отношение Ваших учеников к русскому языку как школьному предмету. И в то же время разовьют логическое мышление, внимание, быстроту, обобщат языковые знания.
Мой голос №4.
Доброй ночи, Мира! Ваш материал произвёл на меня большое впечатление. Это огромная интеллектуальная работа - составить такие разноплановые задания! Думаю, что нарабатывали Вы материал постепенно, это, действительно кропотливая, требующая много времени работа! ГОЛОС "ЗА"