Выступление классного руководителя на родительском собрании для родителей учащихся 6-8 классов. Тема: «Создание оптимальной социальной среды в семье»
Каждый человек всю свою жизнь проводит в семье. Сначала в родительской, потом в собственной, затем, возможно, в семье своих детей. Со временем состав семьи меняется, меняются обязанности, заботы. Мы редко задумываемся над значением привычных слов: «мир», «семья». Но ведь мир на Земле, мир в стране начинается с мира в семье.
Семья - это школа любви для взрослых и детей. В нашем обществе семья, моральный климат в ней, отношения между супругами, между родителями и детьми - государственные вопросы. Семья - это общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
Родители должны помнить о том, что ребенок - полноправный член семьи и обязан принимать активное участие в хозяйственной, бытовой части.
Еще в семье ребенок должен знать, где работают отец, мать, в чем состоит эта работа, насколько она трудна. Полезно познакомить детей со своей работой, с общественными обязанностями, если они есть у родителей.
Родители могут не только знакомить с характером и значением их общественно полезной деятельности на работе, в школе, клубе, библиотеке и других культурно-массовых и социальных институтов, но и привлекать детей к совместной с ними деятельности там, где это возможно: например, попросить ребенка написать объявление, пригласительные билеты, оформить стенд, составить поздравление коллегам по работе к какому- либо событию и т. п.
Как можно раньше ребенок должен познакомиться с семейным бюджетом. Тогда он будет знать, куда тратятся деньги в семье, что не все его желания могут быть удовлетворены.
Также он должен понять, что те деньги, которые родители приносят домой, представляют собой не только необходимый предмет, который можно использовать для приобретения каких- либо нужных вещей, то есть его (предмет-деньги) можно истратить, но являются и результатом большого и полезного общественного труда.
Ну а если работает только отец, а мать - домохозяйка, то детям следует объяснить, что быть мамой и хозяйкой дома нужно уметь. И эта работа требует огромных сил, напряжения, ответственности, мудрости.
Родителям необходимо стремиться к тому, чтобы ребенок полюбил домашний труд. Дети должны иметь постоянный круг обязанностей, выполнение которых воспитывало бы в них трудолюбие, ответственность и внимание к окружающим.
Приучая ребенка работать дома, родители должны заботиться о том, чтобы сделать эту работу полезной обществу. Следует поощрять также в стремлении помочь не только родителям, но и другим, нуждающимся в помощи.
Уровень нравственности родителей, их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют решающее значение в формировании моральных качеств растущего человека.
Народная мудрость, характеризуя человека, большое значение придавала влиянию на него той семейной обстановки, в которой он вырос.
Если о человеке говорят: «Он (или она) из хорошей семьи», - это значит, что человек этот трудолюбив, честен, доброжелателен, на него можно положиться в беде, с ним хочется поделиться радостью. Такой человек приятен в общении. Он хороший семьянин, гражданин своего Отечества.
В семье закладываются основы физического развития, его здоровья. Важно и то, что родители своим примером формируют отношение ребенка к собственному здоровью. В семье приобретаются элементарные знания о человеческом организме, его гигиене, осваиваются первоначальные санитарно-гигиенические навыки.
Велика роль семьи в усвоений нравственных норм поведения, определения отношения к людям, их делам и поступкам. Эмоциональные контакты в семье дети нередко переносят как в настоящем, так и в будущем в социальные связи, выходящие за пределы круга семейных отношений. Что необходимо для того, чтобы в семье царила нормальная обстановка?
Во-первых, наличие семьи как единого целого и психологической общности. Это значит, что семья должна созидаться и сохраняться.
Во-вторых, нормальный семейный климат, хорошие теплые отношения между взрослыми членами семьи.
В-третьих, оптимальный воспитательный климат, благоприятствующие развитию ребенка отношения между родителями и детьми.
И,
в-четвертых, четкая система воспитательных воздействий, целенаправленное и конкретное применение методов воспитания. И чем больше положительных эмоций получает в семье ребенок, тем лучше.
Растить здоровых, хорошо развитых детей - высший долг семьи. И в этом плане создание в семье спокойной обстановки, доверия и взаимного уважения и понимания между ее членами - важное условие воспитания психологически и физически здоровых детей. А здоровые дети - это не только счастье родителей, дети - богатство и обеспеченное будущее всего нашего государства.
Семейный очаг собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, согревает, дает пищу чувствам и отдых душе.
Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, огорчениях и даже несчастьях должна приносить человеку радость.
Очень важно создать в семье доброжелательную обстановку, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики.
Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Ведь семья - это маленький организм общества, как принято говорить, его ячейка, а общественное развитие (прогресс) непременно предполагает наличие каких-либо катаклизмов, в том числе и конфликтов. И история позитивного разрешения конфликтных ситуаций в обществе - свидетельство разумности политиков и членов общества.
Так происходит и в семьях: в одних возникающие проблемы решаются достаточно тактично, благополучно, у родителей сформирован определенный опыт педагогической культуры и норм взаимоотношений, они не переходят границ, нарушающих положительную мотивацию выхода из конфликта, что, в результате, гарантирует высокий воспитательный эффект для маленьких членов семьи и последовательно формирует благоприятствующую воспитательную систему в семье, в том числе и в разрешении конфликтов.
В других же семьях, где родители отличаются ограниченностью в той или иной степени в вопросах воспитания детей, дети часто оказываются свидетелями крайне нежелательных примеров общения между родителями: нецензурная лексика, оскорбления в адрес друг друга или людей, о которых они говорят между собой, сквернословие, иногда переходящее в рукоприкладство, и т. п.
Детство - это период высокой чувствительности, сензитивности ребенка к воспитательным воздействиям и влияниям как общественной среды, так и ближайшего окружения - родителей и друзей семьи. Поэтому так необходимо особое внимание к обеспечению всесторонних условий для воспитания каждого ребенка.
В школьном возрасте создается та основа, на которой строится все последующее воспитание и обучение, формируется личность человека.
Мы знаем много семей наших учащихся, которые убедительно показывают то новое, прогрессивное в семейных отношениях и семейном воспитании, что воочию проявляется в поведении детей: это взаимоуважение членов семьи, забота друг о друге, отношения равноправия между мужем и женой (отцом и матерью), общественная активность родителей и их стремление воспитать у детей общественно ценные качества (гуманность, трудолюбие в его социальной направленности, любовь к своей Родине), создать самые благоприятные условия для занятий детей, игр и отдыха; это самообразование родителей по вопросам педагогического просвещения.
В то же время приходится сталкиваться и с такими семьями учеников, в которых выявлены недостатки, ошибки и противоречия, мешающие воспитанию подрастающего поколения. Эти явления вызваны главным образом недостатком общей и педагогической культуры родителей, затруднениями в организации процесса воспитания.
Больших успехов в формировании личности ребенка, несмотря на те или иные трудности, добиваются родители, социальные установки, система ценностей которых глубоко совпадают с ориентирами на воспитание всесторонне гармоничной личности.
Каждый родитель непременно должен помнить: «Семейное воспитание для родителей - это прежде всего самовоспитание», - неоднократно подчеркивала Н. К. Крупская.
Хочется дать некоторые рекомендации.
• Когда вас, уважаемые родители, дети просят рассказать о своей юности, попытайтесь быть более искренними и честными. Вспомните, как вы сами восставали против родителей, искали свое «я». Направляйте своих детей, но не лишайте их права на сомнения, даже если вам придется быть свидетелями их неудач.
• Ни в коем случае не впадайте в истерику! Помните - это обязанность родителей - дать реальный ответ на реальную проблему.
• Как можно чаще старайтесь ставить себя на место вашего ребенка.
• И самое главное, постарайтесь быть в своем поведении последовательными, дозируйте одобрение и критицизм.
• В бурном мире детей существует только одна надежная гавань - родители.
Попробуем сформулировать причины семейных конфликтов:
- непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
- чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут». В результате - в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
- разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
- чрезмерная строгость к ребенку. Мы должны принимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье, ребенок уходит на улицу к таким же неустроенным, как и он сам.
Зачастую семья, в которой ребенок вырос, становится моделью его будущей семьи.
Например:
В детском саду девочка, играя в дочки-матери, объясняет папе его роль.
-Ты будешь ходить на работу, а потом будешь приходить с работы и пить водку.
- Но я не хочу пить водку! - протестует тот.
- Надо! Все папы так делают! - уверенно заявляет наша «хозяйка».
Но есть и другие семьи, где дети восторженно отзываются о хороших поступках и делах родителей.
Дети не только гордятся ими, но и как бы утверждают для себя их поведение образцом для подражания. «Я буду смелым, как папа! А мой папа может даже всех врагов победить!» - говорил с восторгом мальчик о мужестве своего отца.
Хотелось бы, чтобы в семье царила атмосфера сердечности и дружбы, взаимопонимания и нежной любви, заботы друг о друге. И родители, и дети должны иметь в семье долю труда и свою долю отдыха.
Приучайте ребенка заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого начинается воспитание будущих отцов и матерей, счастливых супругов.
Дорогие родители! Ваш ребенок - это Ваше будущее, Ваше бессмертие, Ваше продолжение. И хотелось бы, чтобы Ваше продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все Ваши достоинства, но и приумножило их.
Рекомендуем посмотреть:
Родительское собрание - деловая игра, 6 класс
Разработка родительского собрания в 7 классе «Почему дети не слушаются?»
Родительское собрание, 7 класс. Культурные ценности семьи и их значение для ребёнка
Родительское собрание "Подростковый возраст", 7 класс
Похожие статьи:
Темы родительских собраний в 7 классе на учебный год по ФГОС
Технология подготовки и проведения родительского собрания в школе
Родительское собрание «Переходный возраст», 7 класс
Родительское собрание «Половое созревание в подростковом возрасте», 7 класс
Родительское собрание «Вредные привычки и подростковая среда», 7 класс