Подготовка детей – подростков ко взрослой жизни в обществе

Подготовка детей к несению ими своих общественных обязанностей, к выполнению своего социального долга
Сегодня привить детям вкус к ценностям родной истории и культуры - важная задача.
Родители могут подготовить ребенка к жизни, не иначе как показывая ему собственные положительные примеры.
В отношении к обществу мы должны оставаться образцовыми и прилежными гражданами. И поэтому в детях, прежде всего, должны быть воспитываемы такие исходные понятия, как долг, ответственность, честь, порядочность.
А закладываются начатки этих добродетелей ребенка в его отношении к ежедневному ученическому труду.
Очевидно, что эдакий современный Митрофанушка, который лениво волочит за собой портфель, никогда не сможет стать человеком нужным и полезным для своей Родины. Поэтому очень важно развивать в детях прилежание, усидчивость, серьезное отношение к труду.
- Каким завтра войдет во взрослую жизнь сегодняшний ребенок?
- Как подготовить его к встрече с миром?
Родители и педагоги могут выступить для детей в роли положительных лидеров.
С нас не снимается ответственность на уровне социальных обязанностей (здоровый взгляд на мир и свое служение в нем). Трудности испытывает любой человек, живущий в обществе. Но легких путей в жизни нет.
Выполнение родителями своих прямых обязанностей:
- Ребенок должен быть вовремя накормлен, обут, одет. Ему необходимо иметь уголок для приготовления уроков, место для книг, игрушек.
- Знание и понимание родителями юридической и моральной ответственности за судьбу своего ребенка.
- Создание в семье уюта, тепла. Душевное внимание к ребенку, его нуждам, огорчениям, интересам, включение его в общие дела и заботы семьи, выработка привычки проводить время дома.
- Роль примера родителей в воспитании детей.
- Контроль за занятиями ребенка дома и вне дома: кто его друзьях, их общие интересы, их взаимоотношения, способы проведения досуга.
- Систематическое обсуждение с ребенком его дел. Забота о выполнении им требований школы. Контроль за приготовлением уроков. Регулярное общение с учителем, посильная помощь в школе.
Каким образом ребенок может научиться жить в обществе?
Все социальные навыки сводятся к трем основным:
- готовность к сотрудничеству с людьми;
- ответственность в принятии решений,
- отзывчивость на нужды близких.
Это ориентиры, ключевые качества, которые должен иметь в виду всякий взрослый, воспитывающий детей.
Имеющийся опыт позволяет различить 3 основные типа детского отношения к сотрудничеству со взрослыми: тип беспризорника; «сиротство» при живых родителях; «сыновская» модель.
Эта готовность или неготовность детей идти на контакт со взрослыми в сильной мере определяет их будущие личностные качества и содержание того воспитательного процесса, который может позволить взрослым исправить допущенные ранее ошибки.

Тип «беспризорника»
К сожалению, на сегодня именно эти дети преобладают. Это дети, у которых на границе детского и подросткового возраста оборвалась внутренняя связь с родителями. Где-то в чем-то они на них крупно обиделись и наотрез отказались сотрудничать со взрослыми (чаще всего даже не отдавая себе в этом отчета), а тем более приходить ко взрослым за советом. Они отказались от своего сыновства и дочеринства.
В основе такого решения, конечно, лежит гордыня и самомнение, но можно указать и другую причину, ведущую к такому конфликту. Для отказа от родительства у детей есть самые серьезные основания, ибо родители со своим родительским делом справляться не умеют и не хотят.
Они настолько инфантильны и незрелы, что не берут на себя свои родительские обязанности. Сказываются пробелы в их собственном воспитании, которые были допущены их мамами и папами, теперешними бабушками и дедушками.
Они не подготовили своих детей к отцовству и материнству, и те теперь воспроизводят усвоенную в детстве «модель» в своих семьях. Детство превратилось в сугубую ценность, с которой неохота расставаться. Оно позволяет человеку не нести ответственности за свою жизнь, а нести эту ответственность действительно трудно.
Годами воспитывалось отношение к ребенку как к социальной единице более ценной, чем взрослый. Ему, ребенку, предназначался первый кусок. Не отцу, главе семьи, а именно ребенку!
И сегодня, если предложить взрослым вопрос «Кому за вашим семейным столом достается первый и лучший кусок?», к сожалению, чаще всего ответы образцово-неудовлетворительные: «Первый и лучший кусок мы, забывая о себе, всегда отдаем детям!»
Как проявится неверная социальная ориентация ребенка в его взрослой жизни? Дети вырастают физически, развиваются в умственном плане, приобретают профессиональные навыки, идут, наконец, работать, но в плане ответственности готовности сотрудничать остаются на том же уровне 10-12-летнего ребенка.
Они ощущают себя взрослыми людьми, которые вправе совершать важные действия и принимать важные решения - вступать в брак, рожать детей, занимать ответственные должности, но на самом деле пасуют перед лицом любых затруднений, ищут легких путей и, главное, совершенно не нацелены на сотрудничество с другими людьми, особенно с теми, кто выполняет роль наставническую, или руководящую, - начальник на производстве или глава семьи - муж.
Приходит такой «отказник-беспризорник» на работу, теперь он уже не мальчик, а взрослый дядя, но только работать вместе с другими у него все равно не получается. Хорошо еще, если навыки и умения достаточны для того, чтобы в одиночку справляться с порученным делом.
Но ведь существуют дела, которые обязательно нужно делать вместе с другими или хотя бы посоветовавшись с другими. Он работает так, будто это дело касается только его одного. И если уж допускает промах, то ни за что не признается в нем и не просит ничьей помощи, чтобы этот промах исправить.
Вот так «беспризорщина» может продолжаться всю жизнь.
Если приходится разбираться в ситуациях, в которых оказывается такой человек, всегда знаешь: все это случилось не вдруг, все это закладывалось гораздо раньше, в детстве.
К 10-12 годам ребенок принял пусть не вполне осознанное, но все же решение, что в своей жизни он будет жить без участия родителей, что он не будет к ним обращаться ни с чем. Пусть даже ему будет плохо и будут случаться неприятности, но еще более трудным для него представляется поддержание глубоких отношений с родителями. Да это и не отношения вовсе. Это все равно что стучать в закрытую дверь родительской немощи.
Внешне такой разрыв может выражаться не очень явно. Ребенок как будто находится в контакте с родителями, не покидает семью и даже находит некоторые общие интересы с родителями. Но внутренне отказ произошел.
По-настоящему свободно ребенок чувствует себя только в среде себе подобных - таких же «беспризорников», как и он сам. Своей настоящей жизнью он живет только во дворе, а родителям при этом демонстрируется внешне благополучный «фасад». Здесь одно из объяснений так называемой «проблемы отцов и детей».

«Сиротство» при живых родителях
Другой результат неудовлетворительной семейной ситуации - случай, когда ребенок, хотя и не находит контакта с родителями, все же не отрицает возможность такого контакта с другими взрослыми.
В этом своем «сиротстве» он ищет возможность восполнить дефицит родительства, ищет место пребывания и сообщество, способное стать для него приютом. Это совсем другое внутреннее устроение, здесь уже возникает возможность для успешной воспитательной работы.
В работе с «детьми-сиротами» особая ответственность ложится на школы и другие образовательные учреждения - кружки, секции, студии (поддержки со стороны родителей нет или почти нет).
Поэтому педагогам необходимо строить свою образовательную структуру по принципу психологического приюта для детей. В обстановке такого приюта становится возможным движение к более совершенным «сыновским» отношениям.
Бывает, однако, что родители, многое упустив вначале, к какому-то моменту все же «пробуждаются», осознают ошибки и стремятся совместно с педагогами наверстать упущенное.
О «сироте» можно сказать, что внутренне он не склонен кому-либо доверять и доверяться, но при возникновении сложных обстоятельств ищет совета и поддержки более опытных людей, вступая, таким образом, с ними во временное сотрудничество.
Такой человек может понять и принять совет. Но хоть он и идет на контакт, все же это случается только при «острой необходимости», и такой контакт с ним будет оставаться только до тех пор, пока эта «необходимость» существует.
При этом отношения всегда несут в себе оттенок напряженности (через «не хочу») и никогда не принимают глубины отеческого отношения или сыновней верности и привязанности.

«Сыновская» модель
Отношения «сыновства» встречаются крайне редко. В «сыновской» модели, в отличие от «сиротской», ребенок находится в доверительно-открытом отношении к кому-то из взрослых, он рад принять другого человека как наставника вообще и потому общение носит совершенно открытый характер.
Такой ребенок обращается к взрослому не потому, что столкнулся с решением какой-то задачи, которая оказалась ему не под силу.
Он хочет того, чтобы ответственные решения принимались не по одному его субъективному мнению, но по каким-то более веским и ответственным причинам.
Само собой разумеется, что и «отец», будь это родной отец или другой наставник, должен состояться в своем отцовстве, должен соответствовать своей отцовской роли.
Здесь мы встречаемся с парадоксом: «беспризорник» всегда делает все сам, но при этом его решения и действия носят незавершенный, несовершенный характер, тогда как «сыновское» отношение, хоть строится на совете другого, не только не является уходом от ответственности, но, напротив, свидетельствует о деловой зрелости.
В этом проявляется различие свободы внешней от свободы внутренней.
Тот, кто стремится к свободе внешней, оказывается водим собственными прихотями и заблуждениями, а тот, кто ищет совета наставника, преодолевает свои несовершенства.

Рекомендуем посмотреть:

Компьютер в жизни ребёнка Конспект родительского собрания для 7 - 8 класса. Психофизиологические особенности подростков Как воспитать толерантного человека? Родительское собрание - деловая игра, 6 класс

Похожие статьи:

Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс

Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс

Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс

Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс

Родительское собрание «Мода и здоровье подростка», 8 класс

Беседа с родителями учащихся 6-8 класса на тему: «Создание социальной среды в семье» | Роль мамы в жизни ребенка - подростка
Опубликовано: 26 дней назад (18 июля 2025)
Просмотров: 666
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!