Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Родительское собрание "Подростковый возраст", 7 класс

Занятие с элементами тренинга для родителей в рамках родительского клуба «Этот непростой подростковый возраст»
Описание материала: предлагаю конспект занятия с элементами тренинга для родителей на тему подросткового возраста. В данном занятии родителям предлагаются разные игровые задания, упражнение. Этот материал можно использовать на родительских собраниях,в рамках родительского клуба.Информация будет интересна психологам, педагогам, молодым специалистам, воспитателям.
Цель: Повышение психологической культуры родителей при общении с подростками.
Задачи:
1. Научиться понимать внутренние мотивы поведения подростка.
2. Выявить условия, необходимые для:
- построения нормальных отношений с подростком;
- выявить условия, необходимые для воспитания у подростка самодисциплины;
Форма проведения: занятие с элементами тренинга.
Категория: родители учащихся 5 –х, 6-х и 7-х классов.
Ход собрания
Упражнение-приветствие. Участники по кругу передают мяч и говорят, что ждут от сегодняшней встречи, чтобы хотели узнать по этой тематике.

Правила тренинга
1. Искренность.
2. Обращение по имени.
3. «Здесь и сейчас».
4. Недопустимость критики.
5. Не давать оценок.
6. Говорить только от своего имени.
7. Уважение к говорящему, не перебивать.
8. Конфиденциальность.
9. Активность.

Упражнение «Ассоциация»
Инструкция: Сейчас мы с вами составим “портрет современного подростка”. Но сделаем это несколько необычным способом. У меня в руках мячик. Этот мячик я буду беспорядочно бросать каждому из вас. Вам необходимо, как только мячик окажется в ваших руках, максимально быстро, почти не задумываясь, сказать первую пришедшую на ум ассоциацию на тему “Кто есть подросток?”. Назвав слово, вы возвращаете мячик мне. Секрет задания в том, чтобы работать как можно быстрее, не задумываясь. Говорите то, что первое приходит вам в голову.
Один из ведущих фиксирует все высказывания участников на доске (бумаге). После выполнения упражнения обсуждается созданный общими усилиями портрет подростка.
Обсуждение. Подведение итогов.

Теория
Психолог: Составив портрет подростка, можно сделать вывод, что время это нелёгкое как для ребёнка, так и для родителей. Если же родители, столкнувшись с проблемным поведением ранее послушного ребенка, реагируют либо неконтролируемой агрессией, либо сдаются и сами впадают в переживания, - тут не только кончается воспитание, тут начинается негативная петля во взаимоотношениях: проблемное поведение подростка вызывает проблемное поведение родителей, которое в свою очередь провоцирует подростков на еще более вызывающие реакции.
Если подростковый возраст сопровождается частыми конфликтами со взрослыми, это называет кризисом подросткового возраста. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля. Важно понимать, что биологической основы у кризиса подросткового возраста - нет.
Подростковый возраст - 12-15 (11-17) лет, и у детей в это время возникают новые особенности, своя другая психология. Главная особенность этого возраста, это то, что дети считают себя уже взрослыми, им не нравится чрезмерная опека, контроль со стороны родителей. Они хотят быть самостоятельными. У подростков возникают конфликты с родителями, общение со сверстниками выходит на первый план. Ещё одна особенность этого возраста - негативизм. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек. И конечно в этом возрасте у них начинается полое созревание.

Упражнение-активизация «Идеальный подросток»
- Каким мы часто хотим видеть своего ребенка (особенно подростка)? (выбирается один доброволец и один помощник, которому выдаются шарфы, платок, веревка, ремень. Тренер просит помощника, согласно тексту, завязывать платками, шарфами, лентами и т.д. «каналы воспроизведения»):
Рот – чтобы не ругался и не кричал;
Глаза – чтобы не видели недостойного, не выражали ненависть, неудовольствие и зло, чтобы не плакали;
Уши – чтобы не слышали лишнего;
Руки – чтобы не дрались;
Ноги – чтобы не пинались, не ходили в плохие компании;
Душу – чтобы не страдала.
После завершения процедуры инсценирования запретов (завязываний), тренер обращается к участникам с вопросами:
Что может такой человек? Выражать свою мысль? - Рот скован!
Наблюдать, выделять прекрасное, откликаться? – снижена возможность реагировать – глаза закрыты!
Творить прекрасное, обнимать, выражать радость? – руки связаны!
Идти по жизни? (легонько подтолкнуть связанного, попытаться заставить двигаться) – страх, скованность движений!
Сочувствовать, радоваться, доверяться? – душа «молчит», скована!
После этого упражнения полезно расспросить связанного человека о его чувствах в ходе выполнения упражнения. Выводы должны сделать родители.

Упражнение «Погружение в детство»
Каждый вспоминает и рассказывает самый запомнившийся момент из детства.
Обсуждение:
1. Что общего в поведении было у вас в подростковом возрасте и у вашего ребенка сейчас?
2. Как Вы оценивали эту ситуацию тогда и сейчас?
3. Можете ли вы понять своих детей сейчас?
4. Что бы вы им посоветовали, если бы были их друзьями в их детстве?

Упражнение «Кулачок»
Участники работают в парах. Поочередно один крепко сжимает свой кулачок, другой пытается раскрыть ладонь напарника, использую любые способы (способы и методы раскрытия кулачка заранее не обговариваются). По окончании игры каждый участник рассказывает, какой способ он выбрал для выполнения задания.

Обсуждение:
1. Какие чувства вы испытывали, когда к вам применялось насилие (с силой пытались разжать ваш кулачок)?
2. Какие чувства испытывали, когда ваш кулачок пытались разжать уговорами, лаской?
3. Почему вы выбрали этот способ выполнения задания?
4. Какое состояние человека напоминает сжатый кулачок?
5. Что ждет человек, когда он переживает горе, неприятность?
6. Как еще можно помочь человеку пережить неприятные ситуации?
Ошибка взаимодействия: насилие приводит к негативным взаимоотношениям.

Обсуждение ситуаций в группах (родителям раздаются листки с описанием ситуаций.).
Инструкция: «Прочтите описание каждой ситуации, определите, в чем ошибка родителей; скажите вариант более действенного высказывания».
1. Ребенок обычно возвращается из школы раньше родителей. Поэтому родители говорят ему: «Как только ты приходишь домой, сразу же делай уборку в своей комнате!»
(Ответ: « Убери в своей комнате до моего возвращения». Не следует требовать выполнения сразу же.)
2. Родители говорят своему ребенку: «Забудь о прогулках. Мы разрешим, когда ты будешь нас слушаться»
(Ответ: «Мы переживаем за тебя, поэтому приходи домой вовремя»)
3. Родители говорят своему ребенку: «Не проси денег, ты все равно потратишь их впустую!»
(Ответ: « Разумно трать деньги, которые дают тебе на карманные расходы. Других денег не будет»)
4. Родители своему ребенку: «Ты опять разбил бокал! Вечно у тебя все из рук валится!»
(Ответ: «Я знаю, что ты не хотел этого. Но надо быть внимательным. Убери все за собой и садись обедать.»)

После обсуждения ситуаций и обмена мнениями психолог делает выводы:
1. Любую информацию можно преподнести в позитивном ключе;
2. Дети, слушая , что им говорят, получают информацию о том, как надо вести себя.
3. Высказывания, способствующие повышению самооценки ребенка, также формируют у него и чувство ответственности.

Упражнение “Шаг за шагом”
- Для достойного решения конфликта в отношениях с подростком мы должны пройти ряд этапов. Психологи вам предлагают шаг за шагом прийти к конструктивным взаимоотношениям. В ходе изучения этапов, вами могут быть высказаны свои точки зрения и убеждения.

Этапы выхода из конфликтных ситуаций:
Первый этап “ Прояснение”
1. Сначала необходимо выслушать ребенка.
2. Уточнить - в чем проблема, что он хочет или не хочет, что его затрудняет, что ему важно.
3. Убедить ребенка в том, что вы услышали его проблему.
4. Рассказать ребенку более точно о своем желании и переживании.
5. Понять, какая потребность ребенка ущемлена.
6. Попытаться доступно объяснить ваш запрет.

Второй этап “Банк идей”
1. Начать с вопроса: “Как же нам быть?”, “Как поступить?”
2. Надо дать ребенку первому высказать свое решение, затем предложить свои варианты.
3. Не отвергать никаких, даже абсурдных, предложений.
4. Если предложений много, их можно записать на бумаге.

Третий этап “Важный выбор”
1. Провести совместное обсуждение предложений.
2. При обсуждении создать атмосферу доверительного уважения, учитывая взаимные интересы.
3. Определить и осознать истинные желания друг друга.
4. Сделать акцент на том, что как хорошо вместе решать “трудные” вопросы.

Четвертый этап “Контроль”
1. Если ребенок потерпит неудачу, лучше, если он об этом скажет сам.
2. Разобраться, проанализировать вместе с ним, в чем была причина неудачи.
3. Приободрить и вселить уверенность в том, что ребенок в состоянии самостоятельно справиться с этой задачей.

Анализ упражнения:
1. Использовали ли вы в общении с ребенком какую-нибудь технологию разрешения конфликта?
2. Какой из этапов вам показался более сложным?
3. Какие методы вы используете для разрешения конфликтов в вашей семье и можете сказать, что добиваетесь хороших результатов?
4. Прислушиваетесь ли вы к мнению своего ребенка в ситуации конфликта?

Упражнение «Копилка идей по укреплению семейных традиций»
Все участники пишут на листке бумаги идею, которая по их мнению способствует укреплению семьи и налаживанию отношений с детьми и опускают ее в ящик или мешок. Затем по очереди вытаскиваю идею, озвучивают ее и дают анализ (может ли такая идея оказаться успешной?). Идет обсуждение!

Рефлексия. В конце занятия раздаются рекомендации родителям.

Рекомендуем посмотреть:

Компьютер в жизни ребёнка Конспект родительского собрания для 7 - 8 класса. Психофизиологические особенности подростков Как воспитать толерантного человека? Разработка родительского собрания в 7 классе «Почему дети не слушаются?»

Похожие статьи:

Родительское собрание «Стили воспитания в семье», 8 класс

Родительское собрание «Права и обязанности родителей и детей», 8 класс

Родительское собрание «Вызывающее поведение подростков: Как реагировать и что делать?», 8 класс

Родительское собрание о вреде алкоголя, 8 класс

Родительское собрание «Мода и здоровье подростка», 8 класс

Конспект игрового коррекционно-развивающего занятия для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида "В лесу" | Конспект коррекционного развивающего занятия для учащихся 1 класса коррекционной школы 8 вида "Весна пришла"
Опубликовано: 1711 день назад (17 марта 2020)
Просмотров: 2276
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!