Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Особенности реализации части образовательной программы формируемой участниками образовательного процесса по программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»

Из опыта работы воспитателя ДОУ
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из принципов является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства». Кроме этого, федеральный государственный стандарт дошкольного образования решает задачу «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества».
Это определило основное направление и содержание деятельности нашего дошкольного учреждения: возрождение, сохранение и передача детям смыслов традиций и национальных ценностей. Все это осуществляется через реализацию части образовательной программы формируемой участниками образовательных отношений, программой «Истоки» и«Воспитание на социокультурном опыте».

Детский сад работает по Программе «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» 5 лет. Программа представляет собой апробированную воспитательно-образовательную и дидактическую систему, и оригинальную педагогическую технологию. Программа строится на культурологической основе, соответствует светскому характеру образования, содержание Программы основано на российских культурных традициях.
«Истоки» в дошкольном образовании являются пропедевтическим курсом обучения (то есть вводным, подготовительным этапом)и рассчитаны на 4 года развития детей с 3 до 7 лет.
Авторами Программы являются Игорь Алексеевич Кузьмин, автор и руководитель программы «Социокультурные истоки», профессор, член-корреспондент Российской Академии естественных наук, главный редактор Издательского дома «Истоки» г. Москва и Александр Васильевич Камкин,профессор Вологодского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.

Основная цель программы «Социокультурные истоки» в дошкольный период – заложить формирование духовно-нравственной основы личности, а также присоединить ребенка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.
Основная задача: объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи для создания единого контекста воспитания и развития на основе общности цели, содержания и педагогических технологий.
Содержательной основой программы является освоение системы понятий и категорий: в 3-4 года Слово, Образ, Книга;в 4-5 лет Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души; в 5-6 лет Вера, Надежда, Любовь, Мудрость; в 6-7 лет Традиции слова, Образа, Дела, Праздника.
Данные понятия и категории, позволяют сформировать у детей целостное представление о ближайшей социокультурной среде, в которой они живут и развиваются, подвести их к пониманию существования внутреннего мира человека и взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.

В работе с детьми и их родителями используется новый вид образовательного инструментария – книги для развития детей 3 – 7 лет. В них заложена как основная, так и предварительная работа с детьми и родителями в период подготовки к итоговым занятиям по данной программе.

В течение месяца воспитатель планомерно организует работу с детьми и родителями по освоению базовой категории. Работа осуществляется как по средством книг для развития детей, а также через разные виды деятельности: беседы, игры (музыкальные, подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические и т.д), художественное чтение, изобразительную, музыкальную, театрализованную, эколого-познавательную, трудовую, конструктивную, физкультурно-оздоровительную деятельность.

Воспитатели, родители и педагоги-специалисты в течение месяца содержательно наполняют тему, прорабатывают ее через разные виды деятельности, эмоции и чувства детей. Такая интеграция позволяет создать атмосферу сотрудничества и поиска, побуждает к широкому диалогу, развитию коммуникативных навыков и духовному общению, способствует формированию нравственного мышления.
Работая по книге «Доброе слово» и осваивая категорию «Слово», в рамках темы знакомили детей с фольклорным материалом: потешками, закличками, хороводными играми, хороводными песнями, стихами, сказками, пословицами о любви к матери, семье. Большое внимание уделялось культуре поведения, формировали потребность у воспитанников здороваться, прощаться, благодарить. Также организовывали просмотр мультфильмов по мотивам русских - народных сказок. Таким образом, непроизвольно осуществлялся процесс познания окружающего мира, формировались нравственные взаимоотношения и качества, что способствовало эффективному решению задач духовно-нравственного развития дошкольников.

Вся деятельность в течении месяца является предварительной работой к итоговому мероприятию (занятию), которое рекомендуется проводить в последнюю неделю месяца. Таким образом, программа предполагает 9 итоговых мероприятий (занятий) в год в каждой возрастной группе.
Итоговое занятие по курсу «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» проводятся на основе методологии Истоковедения (том 5). Эти занятия проводятся в детском саду , так же могут проводится в кругу семьи.

На занятиях используются активные формы обучения.
- ресурсный круг;
-работа в парах;
- работа в микро группе.
В каждом активном занятии четко прослеживается последовательность шагов воспитателя (или родителя) и ребенка.
Основное внимание уделяется развитию коммуникативных умений, так как эффективное общение способствует успешному развитию.
Четкий алгоритм действий, пошаговость помогают осмыслить итоги каждого этапа занятия и выйти на запланированный результат. Каждое активное занятие состоит из трёх этапов: подготовительный, основной и заключительный.

Первая форма активный форм образовательной деятельности– ресурсный круг, в котором дети начинают взаимодействовать с младшего дошкольного возраста.
При проведении ресурсного круга педагог выбирает себе место рядом с активным ребёнком, хорошим коммуникатором. Это важный момент особенно в работе с детьми младшего дошкольного возраста. Первый ребёнок, высказывающийся в ресурсном круге, задаёт тон, часто обеспечивает активность и других детей.

ЭТАПЫ РАБОТЫ В РЕСУРСНОМ КРУГЕ:
Подготовительный этап.
(Присоединение, создание атмосферы доверия, мотивация на предстоящую работу, здесь активен педагог).
На подготовительном этапе происходит присоединение воспитателя к детям, детей – к теме ОД. Подготовительный этап ОД необходим для создания атмосферы доверия, психологически комфортной обстановки, взаимопонимания, взаимоуважения, а также для мотивации детей на предстоящую работу. В качестве присоединения воспитателем используется текст, направленный на развитие у детей всех каналов восприятия, воспитатель также может использовать вводную беседу, рассказ взрослого по теме занятия, разговор-диалог, чтение фрагментов литературных произведений из книг для развития и другие приёмы. Педагог в присоединении на доступном примере раскрывает значимость предстоящей деятельности для детей, её важный смысл, актуальность.
Основной этап.
В основном этапе ресурсного круга, детям задаётся вопрос по теме занятия, даётся некоторое время на его осмысление и поиск ответа, выдерживается короткая пауза. Педагог повторяет вопрос ещё раз. Затем следуют высказывания детей по кругу по часовой стрелке. Воспитателем принимаются все ответы детей, замечания по поводу неточных ответов детей отсутствуют, не готовый к высказыванию ребёнок имеет право промолчать, его мнение будет выслушано в индивидуальном порядке после занятия. Взрослый при этом проявляет максимум терпения, спокойствия, доброжелательности. Выслушав все мнения детей, педагог обобщает высказывания, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте.

Заключительный этап. Рефлексия.
На третьем этапе идёт рефлексия – получение обратной связи от воспитанников.
В анализе акцент делается на положительных результатах, определяется то, чему предстоит научиться в будущем. Необходимо подчеркивать важность результатов совместной работы группы. Постоянная, систематическая обратная связь, осуществляемая сознательно, дает максимальный развивающий эффект.
Следующая форма работы – работа в парах.
1.Подготовительный этап:
(присоединение, разговор-беседа по теме)
Подготовительный этап работы в паре проводится с той же целью, что и в ресурсном круге и алгоритм его проведения остаётся прежним.
2. Основной:
Индивидуальная работа ( воспитателем дается объяснение задания, и дети самостоятельно его выполняют). Далее следует работа в паре.
Работа в паре ( педагог предлагает выполнение задания парой, где необходимо привести к тому чтобы дети общались , не мешая друг другу , поочередно высказывали свое мнение, могли договорится кто будет выступать с ответом). Активность на основном этапе передается детям. Роль воспитателя направляющая, поддерживающая, корректирующая.
Работа в паре начинается со средней группы, когда дети ещё малы, у них ещё нет опыта взаимодействия со сверстником в выполнении одного общего дела. И этот вид деятельности поначалу оказывается для детей не только новым, но, довольно таки и сложным. Поэтому рекомендуется на этапе освоения детьми работы в паре брать нечётное количество детей, с тем, чтобы педагог мог занять в работе в паре партнёрскую позицию с одним из воспитанников. Педагог предлагает ребёнку себя в качестве партнёра, тихонько на равных общается с ребёнком, показывая своим примером, как можно организовать разговор-обсуждение по выполнению задания, как следует договариваться о делегировании права высказаться по поводу принятого решения другому.
Обсуждение в группе (озвучиваются результаты совместной работы одним из участников).
Поскольку современные дети долго остаются эгоцентристами, они с нежеланием уступают друг другу право высказать решение пары. Поэтому педагог в первую очередь предлагает представить решение именно тем детям, которые сумели договориться в паре, радуется за них, показывая, тем самым положительный пример другим детям.
3. Заключительный этап. Рефлексия.
На заключительном этапе ОД воспитатель и дети анализируют и оценивают результаты работы, осваивая методику анализа и самоанализа деятельности. На этапе рефлексии дети учатся обосновывать собственное поведение, осознавать и проговаривать собственные чувства, потребности и мысли, видеть себя глазами других людей.

РАБОТУ В МИКРО ГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Со старшей группы воспитанники начинают осваивать РАБОТУ В МИКРОГРУППАХ (ЧЕТВЕРКАХ):
Этапы работы активной формы обучения микро группах проводятся аналогично работе в парах. Основной этап это общение в микрогруппах (четверках)
АФОД способствуют приобретению детьми очень важных качеств, которые представлены на слайде (не читаю, сами):
чувство собственной ценности (педагогу важно мнение каждого ребёнка и при подведении итогов совместной работы он обобщает высказывания всех детей, внимание акцентируется на положительном социокультурном опыте);
чувство защищённости, уверенности в поддержке (в активных занятиях отсутствует отрицательная оценка высказываний детей, поэтому дети уверенны в том, что они будут поддержаны и поняты воспитателем, а их мнение – принято);
доверие к оценке, отношениям, к чувствам (ребёнок готов высказать своё мнение по разным вопросам);
позитивный опыт бесконфликтных взаимодействий;
способность к сопереживанию;
способность к совершенствованию;
опыт в различных эмоциональных состояниях;
моральная установка на отзывчивость;
способность к сотрудничеству, социальному взаимодействию.

Важным ключевым моментом реализации программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» является работа с родителями. Решающую роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет его семья, поэтому недостаточно формировать систему ценностей только в детском саду.
В нашем ДОУ Целенаправленная работа осуществляется по следующим направлениям.
1. Организация взаимодействия детей и взрослых на основе комплекта книг для развития детей дошкольного возраста. В книгах продумана система заданий способствующих организации и развитию общения между детьми и родителями. Например. Родители совместно с детьми оформляют страницы Альбома «Мои истоки».
2. Проведение итоговых занятий с участием родителей и детей.
3. Участие родителей в проектных работах ДОУ.
4. Участие в выставках и мероприятиях ДОУ.
В результате такой работы педагога с родителями, родителей с детьми знания о нравственности становятся осмысленными, прочувственными.

Заключение
«Социокультурные истоки» – интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В основе преподавания данного курса лежит идея активного воспитания – одна из ведущих в социокультурном системном подходе. На практике эта идея воплощается с помощью активных форм обучения и воспитания.
Главными целями при реализации системы активных форм являются развитие духовно-нравственных ценностей, накопление социокультурного опыта, развитие навыков общения, управления собственной деятельностью, деятельностью группы, эффективного взаимодействия, для достижения значимых результатов.

Рекомендуем посмотреть:

Развитие коммуникативных умений детей 5-7 лет в театрализованной деятельности Духовно-нравственное воспитание дошкольников Приобщение детей дошкольного возраста 5-7 лет к русской народной культуре Конспект занятия для дошкольников. Заучивание стихотворения Серова "Подснежник"

Похожие статьи:

Методика проведения физкультурных занятий в детском саду

Утренняя гимнастика в подготовительной группе в игровой форме

Игры дразнилки для детей 5-6 лет

Танцевальный праздник в детском саду для детей 5-7 лет. Сценарий

Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка

Конспект организованной образовательной деятельности "Домашние птицы". Вторая младшая группа | Кинезиология в детском саду. Опыт работы
Опубликовано: 1646 дней назад (21 мая 2020)
Просмотров: 2953
Рубрика: Доклады
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!