Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка для 3 класса. Состав слова

Конспект урока русского языка для 3 класса. Состав слова
Автор: Панфилова Надежда Павловна, учитель начальных классов МБОУ "Раздольненская школа-гимназия № 2 им.Л Рябики Республика Крым
Описание материала: предлагаю вам конспект урока по русскому языку для 3 класса на тему "Состав слова"
Этот урок будет полезен учителям начальной школы,родителям.
Материал даёт представление о составе слова,знакомит с понятием"Морфема"

Тема урока:состав слова
Цель: дать представление о структуре слова,их взаимосвязью и значением в словообразовании.

Задачи:
образовательные:раскрыть значение понятия "состав слова" "морфемы"
развивающие:развивать логическое мышление,словарный запас,воображение
воспитательные:внимание,любознательность,чувство позитивной самооценки

Тип урока:изучение нового

Формы работы:фронтальная,индивидуальная

Методы обучения:словесно-наглядный,иллюстративный

План
1.Организация класса
2.Минута чистописания
3.Сообщение темы
Учитель.Вступительная беседа
4.Работа по теме
5.Итог
6.Рефлексия
Ход урока
1.Организация урока
2.Минута чистописания: нн сс мм лл
Повторение слов с двойными согласными.Самодиктант.
Взаимопроверка.
3.Сообщение темы.

1)Беседа по содержанию урока
Сегодня на уроке мы поговорим о том из чего строятся слова? Задумайтесь над этими словами.Мы поговорим о том строительном материале, из которого создаются слова нашего языка. Всё на свете состоит из чего-то:
лес из деревьев

облака-из множества водяных капель

вещества-из маленьких частиц,которые называются атомы


Из чего же строятся слова?
Из чего только сделаны мальчики? Из чего только сделаны мальчики? Из колючек,ракушек и зелёных лягушек. Вот из этого сделаны мальчики. Из чего только сделаны девочки? Из чего только сделаны девочки? Из конфет, и пирожных, и сластей всевозможных.Вот из этого сделаны девочки. (С. Маршак)[/quote]

А слова сделаны из своего "строительного материала"
"Строительные блоки" для слов называются морфемами.

2)Самый главный "строительный блок"-корень,который несёт основной смысл,значение слова. Если слова похожи по значению и по внешнему виду,тогда они называются родственными.
Корень условно обозначается знаком.

3)Работа в тетради
Запишем корень цвет.Пригласим в гости всех родственников корня.
Записи:цветок,цветик,цветение,расцветка,цветник,цветочница,цветоводство,цветущий,зацветает,цветной,многоцветный,цветоразличие
Укажите корень.
4)Игра на внимание "третий лишний".
В каждой тройке слов одно не родственное:
лес,лестница,лесничий;
честный,чесночный,чеснок
смешной,смешать,смешить
водитель,водичка,водяной
Почему одно слово лишнее?
5)Второй "строительный блок"-окончание.
Окончание условно обозначается.

Оно сообщает нам,сколько предметов один или много:кошка-кошки
В каком роде стоит слово-в мужском,женском,среднем:синий,синяя,синее
Вывод:изменяемая часть слова.
6)Третий "строительный блок"-приставки-труженицы,которые приставляются к корню.
Каждая приставка несёт смысл,образует новое значение слова.Условно она обозначается.
7)Игра"эрудит".
Я буду показывать только приставки,а вы догадайтесь,что надо делать?
Представьте,что вы сидите перед телевизором,который не работает-Я скажу В-(показываю приставку)
-Что сделаете? (дети отвечают-включить)
-Я скажу пере-(дети отвечают-переключить)
-Я скажу вы-(дети отвечают-выключить)
Вывод:приставка служит для образования новых слов.
7)Четвёртый "строительный блок"-суффикс.
Условно обозначается.

Суффикс из большого делает маленькое:гриб-грибок, кот-котик, лист-листок
Выражает отношение к предмету,признак предмета:
морковь-морковный,кошка-кошечка,сад-садик,садовый
Вывод: Суффиксы образуют новые смысловые значения слов.
Итог урока: мы познакомились со структурой слова-составом слова.В русском языке принято называть каждую часть слова-морфема.Они взаимосвязаны между собой,служат для образования новых слов,изменяют значение слова.
Назовите морфемы.Как они называются?
Как условно принято обозначать каждую часть слова?
Повторить по таблице.

8)Рефлексия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка по теме «Понятие об окончании слова» 3 класс Конспект урока русского языка в 3 классе Проверочные тесты по русскому языку в 3 классе на тему: Имя прилагательное Дидактические задания по русскому языку, 3 класс

Похожие статьи:

Конспект урока по русскому языку, 3 класс

Итоговые тесты по русскому языку 3 класс с ответами

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме: Суффиксы

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса

Конспект урока русского языка в 3 классе по программе «Школа 2100»

Урок развития речи. Сочинение сказки, 2 класс
Опубликовано: 3562 дня назад (21 февраля 2015)
Просмотров: 10619
+6
Голосов: 6
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 22 февраля 2015 в 18:07 +2
Надежда Павловна, спасибо за приглашение. Интересны подбор примеров и пояснение значения морфем. Вы забыли указать по какому Учебно Методическому Комплекту (УМК) Вы работаете, у каждого автора своя методика подачи информации. Согласно требований ФГОСТ второго поколения задача учителя готовить учащихся к самообразованию. Поэтому цель Вашего урока может звучать приблизительно так:создать условия для понимания структуры слова и знакомства с морфемами.В задачах можно было предусмотреть формирование коммуникативных навыков умение высказывать свою точку зрения и работать в парах, группах. Дети могут сами делать выводы о назначение каждой морфемы В заключение урока следует предусмотреть рефлексию, где каждый ребёнок может продолжить следующие предложения:
Я узнал новое ....
Мне было интересно ....
Мне было трудно .... и т.д. scratch С уважением, Татьяна.
Надежда Павловна Панфилова # 22 февраля 2015 в 18:36 +2
Спасибо большое ,Татьяна Николаевна!Замечания принимаю и еще раз благодарю.
Галина Николаевна Долидзе # 22 февраля 2015 в 19:42 +1
Надежда Павловна, здравствуйте! Спасибо за приглашение! Замечательно, что на своем занятии Вы используете наглядность. Зрительная информация воспринимается мгновенно. Слуховая же информация поступает в наш мозг последовательно и занимает гораздо больше времени. Еще один плюс – использование игровых моментов. Игра – один из приемов повышения интереса учащихся к уроку. Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в освоении учебного материала.
Надежда Павловна Панфилова # 22 февраля 2015 в 20:51 +2
Спасибо,Галина Николаевна, за теплый и доброжелательный отзыв.
Елена Владимировна Мещерякова # 22 февраля 2015 в 20:33 +2
Спасибо за приглашение на урок. Люблю, когда приглашают на уроки изучения нового материала, а не на повторение изученного. Они уже достойны голоса. Ведь через проведения урока открытий новых знаний проявляется мастерство учителя. Есть (на мой взгляд, не судите строго) недоработки в оформлении урока: например,
- к какому учебнику ваш урок? какой УМК?
- из учебника не выполнено ни одного упражнения
- ...Повторение слов с двойными согласными.Самодиктант...- где слова для диктанта?
Желаю дальнейших творческих успехов.
Приглашаю ко мне на урок https://ped-kopilka.ru/blogs/elena-vladimirovna-mescherjakova/urok-ruskogo-jazyka-perenos-slov-s-i.html
Надежда Павловна Панфилова # 22 февраля 2015 в 21:18 +2
Елена Владимировна,большое спасибо за объективные замечания.Попробую немного объяснить.На уроке не планировалась работа с учебником.Я ставила цель:дать все части слова блоком- работа на опережение.С уважением.!11. 02.у Вас мой комментарий.
Ирина Николаевна Ступченко # 23 февраля 2015 в 17:59 +1
Здравствуйте! А где физкультминутка? В 3 классе она просто необходима. Да и рефлексия у Вас не отмечена ничем, т.е. как ребята прочувствовали урок? Неизвестно. scratch
Цель должна быть сформулирована в именительном падеже, а тема урока прописана с заглавной буквы. Но это всё недоработки, которые можно исправить. В целом урок заслуживает положительной оценки и внимания. Примите голос и удачи в дальнейшей работе!
Надежда Павловна Панфилова # 23 февраля 2015 в 21:01 +2
Спасибо за объективные замечания.
Людмила Сигызмундовна Вундер # 31 марта 2015 в 21:07 +1
Надежда Павловна,здравствуйте!Познакомилась с конспектом вашего урока и комментариями к нему.Считаю, что урок хороший,много наглядности.Легко делать замечания,а как трудно провести урок.Примите мой голос.Творческих вам успехов!
Ольга Васильевна Ваняева # 4 мая 2015 в 15:31 +2
Спасибо за приглашение! Замечательно, что на своем занятии Вы используете наглядность. Зрительная информация воспринимается мгновенно..Творческих вам успехов!