Час общения для младших школьников «Урок учтивости»
Автор: Прикман Надежда Сергеевна, учитель русского языка и литературы, Омская область, Полтавский район, село Платово
Описание: Данным материалом могут воспользоваться учителя 1-2 классов, а также родители и воспитатели детских садо. Ведь учтивости надо учить не только в образовательных организациях, но и дома.
Цель: рассказать и научить детей учтивости.
Задачи: Воспитывать культуру общения в повседневной жизни, нравственные основы культуры поведения в коллективе, культуру речи.
Оборудование. Игрушка, цветные фишки, два листа бумаги «У нас можно» и «В нас нельзя».
1. Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я поздоровалась с вами так, как делаю это каждый день. Вы бы, наверное, очень удивились, если бы вместо привычного приветствия услышали: «Вы ели сегодня?» или «Ваш скот здоров?» Но, оказывается, эти слова поздравления! Именно такими фразами обменивались при встрече жители древнего Китая, Монголии, Египта. И это только на первый взгляд смешно. И действительно, основу жизни монгола-кочевника была его череда. Здоровая худоба – хватает еды, все в порядке. Погиб скот от болезни или недостатка кормов – голод, болезнь, смерть. Вот и получается – пожелать здоровья скоту, все равно, что пожелать здоровья самому хозяину или его семье.
Движения, жесты, которыми издавна пользуются люди разных стран в момент приветствия, еще разнообразнее. Некоторые кланялись, другие падали на колени и бились о землю лбом, третьи подносили руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами. И теперь посмотрите вокруг. Вот пройдут военные – отдают честь. Встретятся двое мужчин – жмут руки. А другие издалека помахивают рукой друг другу. Женщины, которые долго не виделись, обнимаются и даже целуются.
Вот так по-разному отмечают люди самое простое событие в своей жизни – встречу с другим человеком. И все-таки общее тут есть. Не поздороваться, не ответить на приветствие, во все времена у всех народов считалось невоспитанностью и неуважением к другим. Ведь в коротких словах приветствия мы будто говорим: «Я Вас уважаю и желаю здоровья, счастья, мира».
Поэтому, я не просто поздоровалась с вами, а вложила важный смысл в эти простые слова.
2. Вопросы для беседы
А какие вы еще знаете слова приветствия?
Как вы думаете, что означают эти слова?
Сейчас я вам расскажу замечательную быль о слове «здравствуйте».
«По лесной дорожке шли отец и маленький сын. Вокруг тишина, только слышно, как где-то далеко стучит дятел, журчит ручей в чаще. Вдруг мальчик увидел, как им навстречу идет бабушка с палочкой.
- Когда мы встретимся с бабушкой, скажем ей слово «здравствуйте»», - предупредил отец.
- Для чего же ей говорить это слово? – удивился сын. – Ведь мы совсем не знакомы.
- А вот встретимся, скажем, ей «здравствуйте», тогда увидишь для чего.
Вот и бабушка.
-Здравствуйте, - сказал отец.
– Здравствуйте, - сказал сын.
- Здравствуйте, - сказала бабушка и улыбнулась.
И сын удивленно увидел, как все вокруг изменилось. Солнце засияло ярче. В верховье деревьев зашумел легкий ветерок, листья заиграли, затрепетали. В кустах запели птички – до сих пор их не было слышно. На душе у мальчика стало тепло и радостно.
- Почему это так? – спросил сын.
- Почему это так? – спрашиваю я у вас.
Слова приветствия имеют чудодейственную силу: они сближают людей, открывают их души. Желать здоровья, желаем добра – что может быть лучше на свете!»
Повернитесь сейчас друг к другу, поздоровайтесь и улыбнитесь. Правда, приятно?
- А что вы вообще чувствуете, когда вам говорят хорошие, добрые слова, когда вам улыбаются? С чем это ощущение можно сравнить?
(ответы детей)
- Наверное, с прикосновением чего-то теплого, нежного, пушистого. Вот, например, если прикоснуться к этой игрушке, которую мы назовем «Ласка». Сейчас я передам эту «Ласку» вам, а вы друг другу и при этом попробуйте сказать товарищу что-нибудь приятное. Я начинаю: «Мне нравится ...»
Но, кроме теплых прикосновений есть и холодные, колючие.
- Когда мы испытываем такие прикосновения?
(когда на нас накричать, обидят, нагрубят)
- Вас когда-нибудь оскорбляли?
- А вы обижали кого-нибудь? Плохо это или хорошо?
- А что лучше говорить добрые слова или злые?
- Скажите, можем ли мы понять какое настроение у человека, не говоря с ним? Представьте такую ситуацию, что вы встретили инопланетянина. Его речи вы не понимаете, и он вас не понимает. Как бы вы показали ему свои добрые намерения?
- Значит, не только со слов и выражения лица мы можем многое узнать.
-А вспомните, с чего я начинала наш час общения?
(Мы поздоровались)
Мы поздоровались не только потому, что поздравляли друг друга, желали добра друг другу, а и потому, что умение правильно поздравить человека – это одно из многих правил вежливого культуры поведения.
- А откуда взялись правила поведения?
Никто этих правил сам не выдумывал. Они появлялись в народе постепенно.
Возникали отнюдь не случайно. Сколько раз вы слышали: «снимите шапку, когда в помещение зашли».
- А зачем снимать шапку? Откуда взялось такое правило?
Снимая шапку вы, когда заходите в комнату, до школы или класса, показываете хозяевам, учителям, сверстникам и одноклассникам, что уважаете их, верите в их порядочность и желаете , чтобы к вам относились по доброму.
Вот сейчас мы и проверим, хорошо ли вы знаете правила поведения, вежливые вы, дети?
Внимание! Конкурс – игра.
(Класс делится на три команды, вопросы даются по очереди каждой команде. За правильный ответ дается фишка)
1. Какие слова называют волшебными? Для чего они существуют?
2. В дверях столкнулись мальчик и девочка. Что делать?
3. В дверях столкнулись старший ученик и младший. Как поступить?
4. Можно вместо слова «здравствуйте» говорить слово «привет»?
5. Нужно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку, любое общественное место?
6. Как имя, отчество уборщицы, которая моет ваш класс?
7. Разговаривают два учителя. Ученику надо обратиться к одному из них. Как это сделать?
8. Кто здоровается первым при встрече мальчик или девочка, старше человек или младше?
9. В коридоре школы говорят учителя. Среди них Олег увидел свою учительницу и, проходя мимо, вежливо сказал: «Здравствуйте ...» все ли он правильно сделал?
10. Двое учеников идут по улице. Один из них здоровается со знакомым. Должен поздороваться второй ученик, который его не знает?
11. Вадик летит по ступеням ничего не замечает. Нечаянно он толкнул одноклассницу. Что нужно дальше сделать Вадику?
Подводим итог
А сейчас мы попробуем составить свои правила поведения, которых вы могли бы придерживаться у себя в классе. Каждая команда составляет свои правила (каждый по одному на листке), а через 5 мин мы услышим, что «У нас можно» а чего «У нас нельзя». Те пункты, которые наиболее понравятся, мы запишем в общие правила поведения.
«У нас можно», «У нас нельзя»
1. Здороваться. 1. Толкаться.
2. Обращаться по имени. 2. Давать прозвища.
3. Улыбаться друг другу. 3. Ругаться.
4. Помогать друг другу. 4. Брать чужие вещи.
5. Говорить только добрые слова.
6. Дружить.
7. Творить
8. Говорить только правду.
3. Заключительное слово учителя.
Вот наши правила нами и придуманы. Мне осталось лишь вам пожелать: соблюдайте их, успехов вам. На этом наш час общения заканчивается, и мы говорим – до свидания!
Рекомендуем посмотреть:
Главные черты воспитанного и вежливого человека
Сказка для изучения темы "Этикетные слова"
Сценарий праздника на тему: Всемирный День ребенка, 1-2 класс
Внеклассное занятие для 2-3 класса. Внешний вид
Похожие статьи:
Конспект внеклассного мероприятия для 2 класса по теме «Школа вежливости»
Классный час по Этикету, 3-4 класс. Правила этикета
Внеклассное занятие на тему вежливость, 1 - 2 класс
Этические беседы с младшими школьниками
Беседы с детьми начальной школы об этикете