Конспект урока в 1 классе по окружающему миру по теме «Кто такие насекомые»
Автор: Паулаускис Надежда Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 им. А. С. Пушкина, г. Трубчевск
Описание материала: Предлагаю вам конспект урока для учащихся 1 класса по теме «Кто такие насекомые». Данный материал будет полезен учителям начальных классов, которые работают по УМК «Школа России».
Тема урока: Кто такие насекомые
Оборудование:
А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. 1 ч. А.А.Плешаков.Окружающий мир. 1 класс: рабочая тетрадь № 1. А.А.Плешаков. Атлас – определитель « От земли до неба». Фонограмма «Звуки луга», предметные картинки: берёза, жук, белка, подсолнух, бабочка, рыба. Карточки с названиями «Животные», "Растения»,«смайлики» для каждого ребёнка.Планируемые результаты:
Предметные:
научатся сравнивать части тела различных насекомых, узнавать насекомых на рисунке, определять по атласу-определителю, приводить примеры насекомых; получат возможность научиться понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; сочинять и рассказывать сказочные истории по рисункам; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Метапредметные:
регулятивные – овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления;
познавательные – освоить способы решения проблем творческого и поискового характера; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, клас-сификации по признакам;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные:
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
I. Организационный момент
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, создает эмоциональный настрой
Прозвенел звонок весёлый,
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать.
И друг другу помогать.
II. Актуализация знаний
Учитель создает эмоциональный настрой с помощью фонограммы, обеспечивает первичное восприятие и осмысление новой темы с помощью загадок, прикрепляет на доске рисунок с изображением насекомого.
(звучит фонограмма «Звуки луга»)
Учитель: - Положите голову на стол, закройте глазки и представьте, что сейчас лето. Светит яркое солнце. И мы с вами оказались на зелёной лужайке. Именно сюда пригласил нас Муравьишка Вопросик. Здесь живут его друзья
-Но кто, же они? Чтобы это узнать, разгадаем загадки
1. На лугу живёт скрипач,
Носит фрак и ходит вскачь (кузнечик)
2. Шевелились у цветка
Все четыре лепестка
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел (бабочка)
3. Я поменьше, чем пчела,
А зовут меня … (оса)
4. Летит – гудит,
Сядет – молчит (шмель)
5. Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит (комар)
6. Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
7. Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет (муха)
III. Постановка учебной задачи
Учитель: - Кто может теперь назвать друзей Муравьишки Вопросика? (Ответы детей: пчёлы, бабочки, шмели, жуки, кузнечики, стрекозы.)
Учитель: - В эту пору на лугу очень весело. Какое множество пчёл носится возле цветущих трав. Пахнет мёдом. Над цветами летают бабочки, гудят шмели, жуки. А в траве стрекочут кузнечики. Посмотрите внимательно на эти иллюстрации и скажите одним словом, кто это?
- Ребята, вы догадались о ком мы будем сегодня говорить на уроке? (Ответы детей.)
Учитель: - Но сегодня у нас не просто урок, а научное заседание. Все вы маленькие учёные, и вам предстоит сделать несколько важных для себя открытий.
IV. Открытие новых знаний
Учитель включает учащихся в обсуждение проблемных вопросов, в работу с информацией, представленной в форме рисунка, и оказывает в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Учитель: - Посмотрите на доску. (На доске прикреплены картинки с изображением берёзы, жука, белки, подсолнуха, бабочки, рыбы.) К сожалению, кто-то перепутал все картинки. Давайте вместе разберёмся, где животные, а где растения. (Дети распределяют картинки на 2 группы).
Учитель: - Жук и бабочка – это кто? Куда вы их отнесли? Какое же первое открытие мы с вами сделали? ( Ответы детей: насекомые тоже животные.)
Учитель организовывает практическую исследовательскую работу по изучению отличительных особенностей насекомых.
Учитель: - Сейчас мы займёмся исследовательской работой.
Работа с иллюстрациями учебника.
Учитель задаёт вопросы.
- Сколько ног у насекомых?
- Какие части тела вы увидели?
- Посмотрите, что есть на голове у насекомого?
- Усики, глаза – это органы чувств насекомых.
- Посмотрите, что крепится к груди?
- Ноги, крылья – это органы передвижения.
- Ещё одна часть насекомых – брюшко. В нём находятся внутренние органы.
- Какое второе открытие мы с вами совершили?
( Ответы детей: у насекомых шесть ног, есть голова, грудь, брюшко, крылья.)
Учитель: - Внимательно рассмотрите брюшко насекомых. Что вы заметили на нём? (Ответы детей: на нём есть полоски)
Учитель: - Это насечки. Кто догадался, почему этих животных назвали насекомые? Вот мы с вами сделали третье открытие.
Учитель: - Послушайте стихотворение и скажите, какую работу выполняют насекомые в природе.
Подготовленный учащийся читает стихотворение
Цветок всю ночь готовит мёд,
Пчелу-сластёну в гости ждёт.
Бери, мол, но как другу
Мне окажи услугу:
Пыльцу мучную
Перенеси соседу…
Пчела несёт её, и вот
Цветок увял, но зреет плод.
(Четвёртое открытие: насекомые в природе выполняют важную работу-опыление растений)
Учитель: - Какие из насекомых опасны для человека? (Ответы детей: мухи, комары.)
Учитель: - Хорошо бы стало, если бы мухи и комары исчезли совсем! У нас было бы меньше хлопот! Верно ли это? (Ответы детей: нет. Мухи и комары – это корм для птиц, значит, с исчезновением этих насекомых исчезнут и некоторые виды птиц.)
Учитель:- Какой сделаем вывод. (Ответы детей: в природе нет ничего лишне-го.)
Учитель: - В природе всё важно. Все её компоненты существуют во взаимосвязи. Исчезновение одного из них незамедлительно ведёт к исчезновению зависимого от него другого компонента.
V. Работа по учебнику
Учитель: - Рассмотрите рисунок в учебнике и скажите, кто лишний на рисунке? (Ответы детей: паук.) Почему? (Ответы детей: у него восемь ног.)
Учитель: - Какой сделаем вывод. (Ответы детей: значит, паук не насекомое.)
VI. Физкультминутка "Самолёт"
Учитель: - Мы совершили много открытий, а теперь пришло время отдохнуть.
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево, вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево, вправо.)
Раз и два, раз и два! (Приседания.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки .)
И на место все садись! (Сели на места.)
VII. Первичное закрепление
1. Работа по учебнику
Учитель: - Сколько туфелек принёс Муравьишка Бабочке? Почему?
Учитель поясняет задание, осуществляет контроль.
Учитель: - Кто знает, как называется это насекомое? (учитель показывает бо-гомола). Где мы можем это узнать? Точно узнать название этого насекомого нам поможет атлас-определитель «От земли до неба». Найдите это насекомое в атласе – определителе. Прочитайте. Что можете о нём рассказать? Почему это насекомое? Докажите.
VIII. Самостоятельная работа
Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществля-ет индивидуальный контроль за выполнением задания.
Учащиеся выполняют задание 2 в рабочей тетради.
IX. Включение в систему знаний
Учитель формулирует задание, создаёт эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль.
Учащиеся выполняют творческое задание в учебнике (придумывают сказочные истории по рисункам).
X. Рефлексия. Итог урока
Учитель проводит беседу
- Какие открытия на уроке вы сделали?
- Как нужно относиться к насекомым?
- Понравилось ли вам быть учёными и делать открытия для себя и других?
- Знаете ли вы, что есть наука, которая изучает жизнь насекомых? Она называется энтомология.
- Когда вы вырастите большими, вы можете стать настоящими учёными-энтомологами.
- Ну, а сейчас оцените свою работу. У вас на столе лежат смайлики.
- Если было интересно, легко на уроке, во всём разобрались – поднимите зелёный смайлик.
- Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа – поднимите жёлтый смайлик.
- Если не разобрались в теме, было не очень интересно – поднимите красный смайлик.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока окружающего мира для 1 класса
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Когда появилась одежда?"
Конспект урока окружающего мира в 1 классе. Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?
Урок по окружающему миру 1 класс
Похожие статьи:
Конспект урока окружающего мира в 1 классе
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Мои помощники – органы чувств»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме «Почему нужно есть много овощей и фруктов?»
Рассказ про одуванчик, 2 класс. Окружающий мир
Рассказ про кувшинку для 2 класса. Окружающий мир