Доклад к методическому семинару «Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения»
Слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего методического семинара « Реализация системно-деятельностного подхода на уроках литературного чтения» Одна китайская народная мудрость: "Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”, т.е. скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.
Слайд 2
Жизнь человека не стоит на месте, она постоянно меняется. Люди движутся словно по течению реки, иногда бывает сложно приспособиться к изменившимся условиям, а условия ХХΙ века требует новых знаний и умений. Возрастает потребность в человеке с высоким уровнем коммуникативной компетенции, самостоятельностью, независимостью суждений, сочетающейся с уважением к мнению других людей.
Слайд 3
Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыком чтения как одним из важнейших общеучебных умений, делают акцент на формирование культуры чтения, что предполагает: совершенствование видов речевой деятельности, формирование ответственности за языковую культуру, формирование потребности в систематическом чтении и совершенствовании, понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей, как особого способа познания жизни
Слайд 4
Многие современные дети рано приобретают навыки чтения. Однако, желание читать, работать с книгой, испытывать радость от прочитанного у них проявляется редко. Задача учителя – развивать у школьников такие читательские навыки, как поиск, выбор, оценка информации . Эти читательские умения служат базой для учебной успешности во всех школьных дисциплинах. Воспитать именно такого читателя нам поможет использование на уроках системно- деятельностного подхода.
Наш семинар я хочу продолжить
притчей:
Однажды ученики спросили Учителя, какова его основная задача. Мудрец, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести время у подножья горы. Ранним утром ученики собрали вещи, отправились в путь.
К обеду, уставшие и проголодавшиеся, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда отправились на поиски пресного источника.
Только Учитель и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам, в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом, стоит лишь позаботиться об этом заблаговременно, не позволяя тем самым случайности или забывчивости влиять на ваши планы…
— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал учитель, — главная моя задача — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно…
Слайд 5
Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Слайд 6
Задание учителям: нарисуйте солнышко и восемь лучиков у него. На каждом лучике напишите вид деятельности ученика в школе (учебная, исследовательская, самостоятельная, познавательная, речевая, трудовая, мыслительная, проектная). Теперь разделите каждый лучик на 10 баллов и отметьте на каждом, на сколько баллов ученик занимается тем или иным видом деятельности на ваших уроках. Соедините эти точки. Что у вас получилось? Это колесо деятельности ученика. Удобно ли ученику ехать на этом колесе? Почему? Так вот, ФГОС, а в том числе и применение системно-деятельностного подхода к обучению, помогают нам выровнять это колесо.
Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Слайд 7
Цель: воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности.
Слайд 8
Системно-деятельностный подход предполагает сотрудничество между учителем и учеником.
Слайд 9
Чтобы реализовать новые требования учитель применяет следующие педагогические технологии: проблемного обучения, проектного обучения, технология критического мышления, продуктивное чтение, игровая деятельность и т.д
Слайд 10
Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей обучающихся: информационные, познавательные, коммуникативные.
Слайд11
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то рассмотрим этапы построения урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Слайд 12-13
Каждый урок должен быть интересным, логичным, стройным, познавательным, деятельностным. Почему? Да потому что ребенка необходимо «зарядить» читательским интересом, дать особую прививку к чтению, растормошить его. Каждый педагог реально должен представлять себе те учебные задачи, которые он ставит на каждом уроке, стимулируя учеников к чтению того или иного литературного текста. А сделать это не так-то просто!
Слайд 14
Формы работы на уроке могут быть различны: фронтальная, групповая, парная, комбинированная. Предлагаю рассмотреть приёмы фронтальной и групповой работы. ( беседы, кластеры, синквейн, работа со словом, составление портрета слова)
Слайд 15
Коллективная деятельность детей постепенно может переходить в индивидуальную. Ученики самостоятельно читают, размышляют, создают свои тексты, записывают вопросы, иллюстрируют произведения. Эта мыслительная деятельность необходима для индивидуального творческого роста каждого читателя. Поэтому возникла необходимость применения на уроках проектной деятельности.
Слайд 16
На уроке может быть поставлена точка особого рода. Это развязка урока. Некая завершенность в рассуждениях, в диалоге об авторском замысле должна прослеживаться завершенность. Этот момент является рефлексией, которая выявляет изменения, произошедшие на уроке с каждым читателем. Ученики рассуждают о том, как изменились именно они, внутренне и внешне, нашли ли ответы на поставленные ранее вопросы, пришли ли к новому пониманию авторской идеи, открыли ли для себя новые литературные законы.
Слайд 17
Создание оптимальных психолого-педагогических условий обучения учащихся: развитие ценностных установок учащихся по отношению к учению на основе предоставляемой возможности рефлексии, интеграция учащимися различных способов и стилей обучения –
способствуют повышению осознанных мотивов учения
Слайд 18
Используемые мною приёмы и средства, по выработке ключевых компетенций Информационных умений, способов познавательной деятельности, коммуникативных навыков) позволяют ученику достичь определённых результатов, что подтверждается диагностикой.
Слайд 19
Для разнообразия обучения используются некоторые новшества в подаче знаний. Сейчас популярны всевозможные тематические недели, различные квесты, флешмобы.
Слайд 20-23 Результаты работы представлены в диаграмме.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие познавательного интереса учащихся начальных классов посредством решения задач с художествен
Развитие художественных способностей младших школьников на уроках литературного чтения
Работа с текстом, 4 класс. Курс "Риторика"
Художественный мир произведения. Содержание понятия
Похожие статьи:
Требования госстандарта к литературному чтению и русскому языку в начальной школе
Создание воспитательной среды в начальных классах
Особенности воспитательной работы в начальной школе
Мониторинг сплоченности классного коллектива
Воспитание в начальной школе по ФГОС