ПРОЕКТ для добровольческих /волонтерских/ и трудовых отрядов старшеклассников «Говорящий асфальт»
Автор проекта: Сотникова Анастасия, ученица 8 класса
Руководитель проекта: Мурашова Наталия Юрьевна, педагог дополнительного образования МБОУ СОШ № 58
Консультант: Колесникова Елена Геннадьевна, учитель технологии МБОУ СОШ № 58
Проблема: На сегодняшний день проблема компьютеризированного детского досуга и понижение уровня иммунитета ребенка очень актуальна. Ведь что такое здоровый образ жизни? Это в первую очередь то, что не составляло проблемы во времена детства моих родителей и бабушки с дедушкой: игры на свежем воздухе. Конечно, компьютерные игры заведомо интереснее, красочнее и создают иллюзию общения с окружающими. Но разве эти игры заменят необходимую нагрузку на мышцы, насытят мозг кислородом или выпрямят спину? Нет. Умный родитель отдаст своего ребенка в секцию или кружок, где тот получит необходимую закалку. Но часто мы слышим: «форма для тренировок слишком дорогая», либо «возить ребенка на занятия некому», либо «а во двор сейчас вообще страшно отпускать!» и тому подобное. А ребенку нужно развиваться физически.
Если посмотреть на наши дворовые территории, то перед глазами часто печальная картина. Конечно, есть территории, оснащенные необходимыми спортивными комплексами. Но обычно это делается за счет неравнодушных жителей придомовых территорий и требует вложения немалых денежных средств. А что же делать тем детям, которые живут в обычных заброшенных двориках, где «возраст» качелей, песочниц, и спортивных площадок насчитывает уже несколько десятков лет? Как же организовать досуг всех детей во дворах с минимальными затратами и максимальной отдачей? В отличии от эпохи наших родителей, в сегодняшней действительности на улицах стало очень много наглядной рекламы всевозможной продукции и так мало призывов к чистоте, здоровому образу жизни, к правилам поведения в обществе. Может быть, стоит вернуть идею повсеместной пропаганды этих вечных ценностей в нашу жизнь, разрисовав яркими красками обыкновенный асфальт.
Цель проекта: Создание эмоционально-благоприятных условий для развития и организации творческой и оздоровительной деятельности детей, через облагораживание и оформление дворовых территорий и скверов.
Задачи:
* Формировать положительное отношение к детскому труду во благо общества.
* Создавать благоприятную среду на территории каждого двора или сквера для организации детского досуга.
* Содействовать сотрудничеству детей и взрослых жителей жилмассива «Победа».
* Прививать детям нравственные основы, эстетический вкус и любовь к играм на свежем воздухе.
Краткое описание проекта
Идея возникла, когда наш отряд старшеклассников «Кировец» трудился на благо своего Краснофлотского района, облагораживая подшефную территорию: скверики по адресу Руднева, 15 и Руднева, 17. Эти скверики давно стали местом для прогулок жителей микрорайона. Проблем образовалось сразу несколько: вокруг скамеечек с утра и после выходных обнаруживались горы мусора, пешеходный переход без светофора оказался не безопасен для детей младшего возраста, и чем заняться бедным подросткам, когда все убрано, подметено, прополото и полито. И мы рисовали классики и «твистер», призывы к чистоте и соблюдению правил дорожного движения мелом на асфальте. И люди с удовольствием читали наше творчество.
Этот проект можно реализовывать сразу в двух направлениях деятельности старшеклассников: трудовые отряды разной направленности и добровольческое движение (волонтёрство).
Волонтёрство – это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Это определение - самое распространённое.
Именно в таких формах работы со старшеклассниками мы видим будущее нашего проекта «Говорящий асфальт». Несмотря на забавное название, он может незаметно и по-доброму влиять на сознательность взрослых и воспитание подрастающего поколения. Этот проект не требует больших финансовых вложений, что целиком и полностью соответствует понятию «волонтерское движение». Достаточно договориться с работниками местного ЖЭУ о предоставлении необходимых материалов, которые выделяются на капитальный ремонт домов и придворовых территорий: краску, перчатки и кисточки.
Нам нужны яркие краски в наших буднях! Не реклама! И если уставший после работы человек улыбнется, прочитав наше послание, и придет домой в хорошем настроении, а ребенку будет, где безопасно гулять и кататься на велосипеде – значит, с нашей помощью мир станет лучше.
Проблема №1. Ассоциальные личности, которые мусорят в местах общего пользования, клятвенно обещали нам убирать за собой. Но увы, мы так и не дождались от них уважительного отношения к детскому труду.
Решение: Рекомендуем прямо напротив скамеечек, где по вечерам собираются компании, на асфальте сделать несколько надписей: "Бросьте мусор в урну, люди! Мы гордится вами будем!" или "Не сорить!"
Или фото с симпатичным поросенком и надписью "Бросая здесь мусор, не забудь хрюкнуть!".
Проблема № 2. Нет светофора на пешеходном переходе или во дворах, где ездят машины.
Рекомендуем нарисовать «напоминалки» о правилах безопасного перехода через дорогу на тротуарах перед пешеходным переходом для школьников и велосипедистов.
Проблема № 3. Где кататься на велосипеде?
Разметка велосипедных дорожек вдоль тротуаров или обочин с указанием возрастной категории велосипедиста поможет малышам ориентироваться и в безопасном месте осваивать езду на транспортном средстве.
Например, нарисовать яркой краской силуэт велосипеда, а внизу подписать: 3-5 лет (для трехколесных велосипедов внутри двора). Можно еще и делать направляющие стрелки. Неплохо было бы организовать место для «парковки» велосипедов: стойку, чтоб можно было бы пристегнуть своего двухколесного друга тросиком, сбегать домой пообедать и снова пойти гулять.
Проблема четвертая. Выгул домашних животных на территории двора.
Здесь пригодятся запрещающий знак на асфальте в местах прогулок маленьких детей (лучше использовать трафарет) и возможно дополнительная договоренность с ЖЭКом о самораздаточном аппарате специальных пакетиков в каждом подъезде. Для этого нужен сбор информации о наличии в каждом подъезде домашних питомцев, агитация жильцов о правилах пользования специальными средствами при выгуле собак, раздача листовок.
Проблема № 5. Где безопасно играть детям?
Там где не ездят машины и на асфальте нарисованы цветные классики.
Правила игры в Твистер:
Ведущий крутит игровую рулетку, называя цвет и часть тела, на которые указала стрелка. К примеру: «Правая нога, желтый». Каждый игрок по очереди пытается выполнить его указания, следуя следующим инструкциям:
• Каждый игрок должен попытаться поместить названную часть тела в свободный круг названного цвета. Для нашего примера, каждый игрок должен поставить правую ногу на желтый круг
• Если Ваша названная рука или нога уже находятся на круге названного цвета, Вы должны попытаться переместить это в другой круг того же самого цвет
• Нельзя ставить больше одной части тела на один круг.
• Нельзя снимать руку или ногу с круга, пока Ведущий не объявил новую позицию. Исключение: Вы можете снять руку или ногу с круга для того, чтобы пропустить руку или ногу другого игрока, но об этом надо заранее предупредить Ведущего
• Нельзя опираться коленями или локтями
• Если все 6 кругов одного цвета заняты, Ведущий должен вращать игровую рулетку до тех пора, пока не выпадет свободный цвет.
* На самом деле рулетка необязательна. На всякий случай, мы привели пример стандартной рулетки (см.рисунок выше). А по факту, мы рисовали неподалеку от основного поля 4 круга разного цвета и раскручивали посередине обычную пластиковую бутылку, наполненную водой для утяжеления. А ведущий просто называл по очереди: «Правая нога Саши на (рулетка крутится)… зеленый! Правая нога Маши …..на синий!». Потом шли задания для левой ноги, потом для правой руки, следом для левой … и снова для правой ноги для всех четырех игроков по очереди.
Проблема № 6. Оздоровление.
«Экологическая тропа» для ходьбы босиком. Цветными красками!!!
Если вы хотите действительно заинтересовать детей хождением босиком, оформите целую площадку по типу настольной игры с заданиями. Пусть дети будут игроками по типу фишек и пускай ходят по нарисованным следам босиком летом и в холодную погоду не разуваясь. Лучше взять с собой кубик с делениями, но можно и сыграть по типу игры «Фанты».
Ведущий отворачивается ко всем спиной и дает задания:
• «Следующий игрок должен пройти шесть шагов»
• «Следующий игрок пропускает ход»
• «Следующий игрок делает два шага назад» и так далее.
Подсматривать, конечно же, нельзя.
А можно играть по типу «Кто первый успеет добежать по цепочке следов до ведущего, пока он стоит спиной к игрокам!» - когда ведущий оглядывается, следует замереть, иначе отправляешься на исходную точку.
Тематика нарисованной игры может быть самой разнообразной:
• «Морское путешествие» – надо только найти настоящего художника;
• «Сафари» – где следы человека превращаются в следы слона или страуса – соответственно двигаться по таким следам нужно старательно изображая животного;
• «Следопыт» (детективная история);
• «Поиски сокровищ царя Соломона» – здесь болота (где застрял и пропустил два хода) и леса (следы ведут к дереву, которое можно обнять и, «набравшись сил», сделать дополнительный ход), землетрясение (покататься на качелях) «скатиться с горы» (назад или вперед) – словом, использовать все ресурсы игрового комплекса;
• Можно сделать игру по мотивам всем известного фильма «Властелин колец»: Лес эльфов, Подземелья гномов, Деревня хоббитов, Замок рыцаря и так далее.
Главное, чтобы было ярко. А будет это обычная цепочка следов или настоящее путешествие по карте - тут уж все зависит от кративности художника.
Проблема № 7. Итак, у нас нечитающее поколение, которое, тем не менее, с большой охотой ставит классы под всевозможными цитатами на просторах интернета, не подозревая о авторе понравившихся строк. Часто цитату великого философа считают принадлежавшей какому-нибудь актеру или ведущему – ведь именно под его фото они эту фразу прочитали.
Чтобы исправить эту историческую несправедливость, нужно распечатать на принтере и сделать трафареты с текстом великих мыслей великих людей с указанием авторства. Текст короткий, но емкий. Со смыслом. И «напечатать» эти цитаты напротив скамеечек, качелей, просто посередине дорожки – там, где не ездят машины.
P.S. Конечно, необходимо тщательно отбирать материал для реализации поставленных задач. Рисунки и надписи должны быть легко читаемыми и эстетически привлекательными. Трафареты лучше всего сделать пластиковыми, но подойдет и обыкновенный картон. Необходимо ознакомить старшеклассников с правилами безопасности при работе с краской и канцелярским ножом при подготовке трафаретов. Обеспечить «охрану» для полного высыхания надписей. Заручится поддержкой администрации района и активных жителей жилмассива.
Данный проект имеет социальный эффект и послужит благоустройству города.
Рекомендуем посмотреть:
План-конспект урока английского языка в 6 классе
Социальный проект в школе
Проектная деятельность в 4 классе
Проект для школьников по домоводству
Похожие статьи:
Проектная деятельность на уроках английского языка
Проектная деятельность в школе
Проект: Наше будущее, 7-9 класс
Семинар практикум для учителей школы. Проектная деятельность
Семинар практикум для педагогов школы. Учебное исследование