Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.
Тема: А. Раскин «Как папа выбирал профессию»
Описание работы: данный материал предназначен для учителей начальных классов. Он может быть использован на уроках литературного чтения и внеклассного чтения. На уроке используются разнообразные формы работы: индивидуальная, групповая, фронтально-коллективная. Применяется эффективный приём критического мышления – денотатный граф.
Цель: формирование понятия «настоящий человек»
Задачи:
учить детей обобщать и делать выводы;
развивать речь учащихся и активный словарный запас;
воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий.
Оборудование: иллюстрации людей разных профессий, выставка книг, текст произведения, карточки с пословицами, карточки с названиями профессий, схема денотатного графа «настоящий человек».
1.Организационный момент
Я хочу начать наш урок с загадок.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нём.
(Строители)
Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен – он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять.
(Доктор)
Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)
Он природу охраняет,
Браконьеров прогоняет,
А зимою у кормушек
В гости ждёт лесных зверюшек.
(Лесник)
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.
(Маляр)
2. Сообщение темы урока
Как назвать одним словом: строитель, доктор, космонавт, лесник, маляр?
Много интересных сочинений и рисунков вы подготовили на тему «Моя будущая профессия». Перед вами выставка книг, которые посвящены различным профессиям.
Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока?
Правильно, сегодня мы продолжим работу над рассказом Александра Раскина «Как папа выбирал профессию».
3. Работа с текстом
Вспомните, о каких профессиях мечтал папа, когда был маленьким?
ночной сторож
продавец мороженого
сцепщик вагонов
лётчик
артист
токарь
юнга
пастух
Найдите в тексте, почему он хотел стать сторожем? ( «Ему очень нравилось, что все спят, а сторож не спит. И потом ему очень нравилась колотушка, которой стучит ночной сторож. И то, что можно шуметь, когда все спят, очень радовало папу.» )
Чем маленького папу привлекала профессия продавца мороженого?
( «Тележку можно было возить! Мороженое можно было есть!» )
Какие эпитеты он придумал к профессии мороженщика? (Вкусная, весёлая)
А с чем маленький папа сравнивал работу сцепщика вагонов? ( «Человек этот все время играл с вагонами и с паровозами. Да не с игрушечными, а с настоящими! Он прыгал на площадки, подлегал под вагоны и все время играл в какую-то замечательную игру.» )
4. Монолог от лица людей разных профессий
По детским впечатлениям папы хорошо быть ночным сторожем, вкусно быть продавцом мороженого, интересно быть сцепщиком вагонов. И сегодня к нам на урок пришли представители этих профессий. Послушайте, что они расскажут о своей работе, а потом выскажите свою точку зрения.
Рассказ детей от лица ночного сторожа, продавца мороженого и сцепщика вагонов. (Индивидуальные задания)
Вы выслушали две точки зрения об этих профессиях: папы и людей, которые каждый день выполняют свою работу.
Каково же ваше мнение о работе ночного сторожа, продавца мороженого и сцепщика вагонов?
Да ребята, вы правы. Нет лёгких профессий. Все они требуют трудолюбия, ответственности, усердия, старания. А в детском возрасте дети часто меняют своё мнение по поводу будущей профессии. Так и маленький папа часто менял свои желания. Посмотрите на доску, о каких только профессиях он не мечтал. Детям часто в выборе жизненного пути помогают взрослые: родители, учителя, близкие люди. Вспомните, а кто помог маленькому папе разобраться в этой ситуации?
5. Инсценирование отрывка
Посмотрите отрывок из рассказа и скажите, что понял маленький папа из разговора с военным? (Автор, военный, маленький папа)
А по улице шел незнакомый военный. Он остановился и стал смотреть на папу. Смотрел, смотрел, а потом спросил:
– Ты что это делаешь, мальчик?
– Я хочу стать собакой, – сказал маленький папа. Тогда незнакомый военный спросил:
– А человеком ты не хочешь быть?
– А я уже давно человек! – сказал папа.
– Какой же ты человек, – сказал военный, – если из тебя даже собака не получается? Разве человек такой?
– А какой же? – спросил папа.
– Вот ты подумай? – сказал военный и ушел. Он совсем не смеялся и даже не улыбался. Но маленькому папе почему-то стало очень стыдно. И он стал думать. Он думал и думал, и чем больше он думал, тем больше стыдился. Военный ему ничего не объяснял. Но он сам вдруг понял, что нельзя каждый день выбирать себе новую профессию. А главное, он понял, что он еще маленький и что он еще сам не знает, кем он будет. Когда его спросили об этом опять, он вспомнил про военного и сказал:
– Я буду человеком!
Так что же понял папа из разговора с военным?
6. Работа по подбору эпитетов
А каким должен быть человек? Подберите эпитеты к этому понятию.
Трудно ли быть настоящим человеком?
7. Составление денотатного графа к понятию «настоящий человек»
Составим денотатный граф к понятию «настоящий человек». В этом нам помогут пословицы, а работать будем в группах. Надо прочитать свою пословицу и назвать их основную мысль.
1группа
Кто за Родину горой – тот истинный герой.
2 группа
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
3 группа
Жизнь дана на добрые дела.
4 группа
Ложь человека не красит.
5 группа
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Чему учат пословицы?
Что должен делать настоящий человек?
Вот какие паспортные данные мы составили к понятию «настоящий человек».
Настоящий человек
защищает Родину
дорожит дружбой
творит добро
говорит правду
любит труд
8. Домашнее задание
Этот денотатный граф вы будете использовать дома, при составлении рассказа о том, каким должен быть человек.
9. Итог урока
И неважно, какую профессию вы выберите в будущем, главное, чтобы вы стали настоящими людьми, которые приносили бы пользу своему Отечеству. Много книг написано не только о людях разных профессий, но и о просто хороших, настоящих людях. Но есть книга, которая так и называется «Повесть о настоящем человеке», её написал Борис Полевой. Эта книга о легендарном человеке - Алексее Маресьеве, который в годы Великой Отечественной войны доблестно сражался за Родину, не жалея собственной жизни. Он действительно был настоящим человеком. Я думаю, что вы обязательно прочтёте эту книгу.
Рекомендуем посмотреть:
Интегрированный урок по литературному чтению и изо для 2 класса
Конспект урока литературного чтения, 2 класс. В. Берестов. Честное гусеничное
Конспект урока литературного чтения для 2 класса «С.Я.Маршак. Кот и лодыри»
Конспект урока литературного чтения для 2 класса
Похожие статьи:
Проверочная работа по разделу «Человек среди людей» литературного чтения во 2 классе
Конспект урока литературного чтения в начальной школе
Конспект урока литературного чтения во 2 классе по теме: И. Соколов-Микитов «Узоры на снегу»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
Конспект интегрированного урока русского языка и литературного чтения во 2 классе