Конспект урока русского языка во 2 классе
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан.
Тема: Ударные и безударные гласные в словах
Цель: формирование потребности к совершенствованию устной и письменной речи учащихся
Задачи:
учить грамотно писать слова с безударными гласными и подбирать к ним проверочные слова;
развивать устную и письменную речь учащихся;
воспитывать любовь к чтению, бережное отношение к книге
Описание работы: урок-закрепления построен с использованием проблемной ситуации. Формы работы – общеклассная, групповая, индивидуальная
Назначение: данный материал предназначен для учителей начальных
классов
Оборудование: карточки для индивидуальной работы; иллюстрации леса, писателя, художника, типографии, схема составления синквейна
1.Организационный момент
Я хочу начать наш урок с высказывания.
Грамотность - это вежливость автора по отношению к читателю.
Я думаю, вы все будете на уроке вежливыми и грамотными.
2. Минутка чистописания
аоеия
Что общего в этих буквах? (Они гласные и мы их проверяем в безударной позиции)
Как проверить безударные гласные?
3. Разминка «Буквы заблудились»
Работа по карточкам. Вставь пропущенные гласные, подбери проверочные слова
п…сьмо
р…дком
д…ревья
б..льшая
тр…ва
Взаимопроверка в парах.
В каком из слов букв больше, чем звуков? Почему? (Письмо)
4. Создание проблемной ситуации.
Представьте, что перед уроком я нашла такое письмо.
Чтение письма от друга.
Дарагой друг! У меня был тижёлый день. Сначала я седел у телевизора,
потом стаял в магазине. Там я примирял костюм. У порога дома я полоскал свою собаку.
Понравилось вам это письмо? Почему? (Нет, оно непонятное. В нём мальчик стал седым, стаял в магазине, мирил костюм и полоскал свою собаку.)
А почему оно получилось таким? (Мальчик неправильно написал слова с безударной гласной)
5 . Работа над исправлением ошибок.
Давайте поможем мальчику и исправим ошибки в словах. Работать будем в группах. Один ученик в группе будет «ударных дел мастер», а остальные – «слушатели». «Ударных дел мастер» должен подобрать такое проверочное слово, чтобы безударный гласный оказался под ударением. А «слушатели» должны услышать ударный звук и исправить ошибку. Каждой группе даётся по одному предложению.
Дорогой друг! У меня был тяжёлый день. Сначала я сидел у телевизора,потом стоял в магазине. Там я примерял костюм. У порога дома я поласкал свою собаку.
А теперь нам понятен текст письма?
Давайте сделаем вывод о правописании слов с безударной гласной. (Безударная гласная пишется также как ударная)
6. Формулировка темы и задач урока.
Кто догадался какова тема нашего урока? (Ударные и безударные гласные )
Какие задачи поставите перед собой?
Почему мальчик допустил много ошибок в письме?
Что надо сделать, чтобы быть грамотным?
Выдающийся педагог Василий Сухомлинский говорил: «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития»
Поэтому, мы не только будем учиться находить слова с безударной гласной, проверять их, но и в конце урока мы составим грамотное письмо о книге. Назовём наше письмо «Откуда к нам пришла книга»
7. Работа по рисункам.
В составлении письма нам помогут рисунки.
1 рисунок – лес.
С чего начинается книга? (С леса, так как бумагу получают из древесины)
Опорные слова: лес, леса.
2 рисунок – писатель.
Кто работает над созданием книги? (Писатель пишет книгу)
Опорные слова: писатель, пишет.
3 рисунок – художник.
Кто ещё должен потрудиться, чтобы книга получилась красивой? (Художник красочно оформляет книгу)
Опорные слова: оформляет, оформит.
4 рисунок – типография.
Где заканчивается работ над книгой? (В типографии занимаются изданием книги)
Рассказ ученика о работе типографии (индивидуальное задание)
В типографии много цехов. В одном готовят бумагу, в другом – краски, а в третьем – в печатную машину попадает чистая бумага, а выходит с текстом и разноцветными иллюстрациями. Потом листы складывают и сшивают. Вот какой путь проходит книга!
Опорные слова: листы, лист; сшить, сшивают.
Как надо относиться к книге? Почему?
8. Физминутка
Вот полянка, а вокруг
Липы выстроились в круг.
(Широким жестом развести руки в стороны)
Липы кронами шумят,
Ветры в их листве гудят.
(Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону)
Вниз верхушки пригибают
И качают их, качают.
(Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону)
9. Работа по определению проверочного слова
Рассмотрите внимательно слова, которые появились по ходу урока. Подумайте, чем они отличаются?
п
исатель л
еса л
исты оф
ормляет сш
ивают
п
ишет л
ес л
ист оф
ормит сш
ить
Девочки прочитают слова верхней строчки, а мальчики – слова нижней строчки.
Чем отличаются слова? (В верхней строчке выделены гласные безударные, а в словах нижней строчки - ударные)
Так каким правилом надо пользоваться, чтобы не ошибиться при написании слов с безударными гласными? (Безударные гласные пишутся так же, как и ударные. Для написания безударных гласных надо подобрать такое однокоренное слово или изменить его так, чтобы на гласную падало ударение )
10. Творческая работа
А теперь, вы сами, пользуясь опорными словами и рисунками, составите письмо о том, откуда книга пришла к вам на стол. Лучшее письмо запишем. Работать будем в группах.
Какое письмо вам понравилось больше? Почему?
Давайте его запишем.
Письмо с комментированием. Комментируют ученики той группы, чьё письмо признано лучшим.
Большой путь проходит книга. Из лесных деревьев получают бумагу. Писатель пишет книгу. Художник оформляет её. А в типографии листы сшивают. Так книга приходит к нам!
11. Итог урока
Что мы должны знать и уметь, для того чтобы письмо получилось грамотным? (Мы должны знать правило о том, что безударные гласные пишутся так же, как и ударные. Уметь подбирать проверочные слова.)
12. Рефлексия
Закончи любое предложение из предложенных.
На сегодняшнем уроке я понял…
Я узнал…
Я разобрался…
Я похвалил бы себя…
После урока мне захотелось…
Было интересно…
Было трудно…
Составление синквейна (коллективное)
Безударные гласные
Хитрые, коварные.
Прячутся, сомневаются, путают.
Пишутся как и ударные.
Победа!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка для 2 класса «Чередование согласных в корне слова»
Конспект урока русского языка с применением когнитивной технологии обучения, 2 класс
Анализ заданий учебников русского языка 2 класса
Конспект урока по русскому языку во 2 классе
Похожие статьи:
Русский язык. 2 класс. Урок рефлексии на основе технологии деятельностного метода программы «Школа 2000…»
Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Повторение
Конспект урока для 2 класса. Составление слов из слогов
Конспект урока русского языка для 2 класса. Правописание парных согласных в корне слова
Проверочный диктант с дескрипторами для 2 класса