Конспект урока математики во 2 классе: Состав числа 15
Урок математики во 2 классе
Автор: Андриевская Наталья Ильинична, учитель начальных классов, КГУ «Гимназия «БЭСТ», город Петропавловск, Республика Казахстан. Тема: «Состав числа 15 из двух однозначных чисел и соответствующие случаи сложения и вычитания» Цель урока: формирование ключевых компетенций по теме: «Состав числа 15». Описание: урок может содержать интересную информацию для учителей начальных классов. На данном уроке показано использование инструментов формативного оценивания. Цветовая дорожка позволяет ученику, пользуясь цветными карандашами самостоятельно оценить, насколько он понял материал, уверенно ли чувствует себя при ответах. Выбрав один из трёх цветов, ученики раскрашивают прожилку листочка в соответствии с тем, как справился с заданием. Задачи урока:
- познакомить с приёмом сложения вида •+•=15, 15-•=• с переходом через десяток;
- развивать логическое мышление, внимание, речь и воображение;
- формировать навыки самоконтроля и самооценки, коммуникативные умения - работать в парах и группах;
- воспитывать трудолюбие, интерес к знаниям, любознательность, здоровый образ жизни;
Оборудование: магнитофон, аудиозаписи, текст с заданиями; Наглядный материал: осенние листочки, дерево (по частям)
Ход урока
Вводная беседа:
(Звучит музыка Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь.»)
- Ребята, смотрите, что-то опустилось мне на ладонь. К нам на урок залетел осенний листочек.
Я сидел за партой в школе,
Ветерок гулял на воле -
В парке листьями шуршал.
Разбросал, перемешал.
За оградою витой
Выбрал самый золотой.
Нёс его почти квартал,
Запыхался и устал.
И на школьное крыльцо
Положил нам письмецо.
-У каждого из вас есть на парте листочек. Листочки у нас волшебные белые и мы будем раскрашивать прожилки постепенно, после выполнения каждого задания, чтобы наши листочки стали яркими.
На доске оценка работы:
красный цвет – работал в полную силу;
жёлтый цвет - хорошо, но мог бы работать лучше;
зелёный – недоволен своей работой.
Повторение изученного
Какая сегодня дата? (14 октября)
Вспомним состав этого числа.
Выполните задание на листах по вариантам. 1в.
5+•=14
14-•=5
•+ 8=14
•-9=5
7+•=14
2в.
6+•=14
14-•=8
7+•=14
•-6=8
•+9=14
Меняемся листочками. Оцениваем соседа по парте. Раскрашиваем первую прожилку в соответствием с тем, как справились с заданием. Сообщение темы и задач урока
Какие знания понадобились для выполнения этого задания?
Какое число является последующим для числа 14.
Посмотрите на карточку (•+•=15)
Какова тема сегодняшнего урока?
Что должны узнать?
Чему должны научиться?
Минутка чистописания
Запишем число 15.
Охарактеризуем его (двузначное, нечётное, в нём 1дес. и 5 ед. или 15ед. предшествующее число14, последующее 16).
Поменяем местами цифры. Какое число получится? (51)
Охарактеризуем его (двузначное, нечётное, в нём 5 дес. и 1 ед. или 51ед. предшествующее число 50, последующее 52).
Напишите строчку чисел 15 и 51, соблюдая закономерность.
Раскрасьте вторую прожилку на листке, в зависимости от того, как вы выполнили минутку чистописания.
Работа по составу числа 15
Посмотрите на осенние листочки (15)
На какие группы их можно разделить? (На 2 группы.1 группа по цвету: 9-жёлтых и 6 красных)
Какую сумму составим?
Объясни способ вычисления 9+6=9+1+5=15
Какую сумму можно составить из этих же чисел? (6+9)
Назови ответ не вычисляя.
-Почему значение суммы не изменилось? (от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется)
На какие 2 группы ещё можно разделить эти листочки? (2 группа по форме: 8 кленовых и 7 дубовых)
Какую сумму составим?
Объясни способ вычисления 8+7=8+2+5=15
Какую сумму можно составить из этих же чисел? (7+8)
Назови ответ не вычисляя.
-Почему значение суммы не изменилось? (от перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется)
А во второй столбик запишите соответствующие разности.
9+6=15
6+9=15
8+7=15
7+8=15
15-6=9
15-9=6
15-8=7
15-7=8
Вот мы познакомились с составом числа 15.
15-это…
15-это…
Оцените свою работу по составу числа 15, раскрасив третью прожилку в соответствующий цвет. Физминутка Танец под осеннюю песенку. Работа над задачей.
Осенние листочки пришли не просто так, они просят вас решить задачу.
Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. При решении задачи плохой план часто оказывается полезным: он может вести к лучшему плану. (Говорил венгерский математик Дьёрдь Пойа)
Какую геометрическую фигуру по форме напоминает этот листок? (Треугольник)
Прочтите задачу на листах.
Периметр треугольника равен 1дм5см. Первая сторона равна 6см, вторая сторона-5см. Чему равна длина третьей стороны?
О какой фигуре идёт речь?
Что такое треугольник?
Что известно о треугольнике?
Что такое периметр?
Что надо узнать?
Составление краткой записи.
I- 6см
I I-5см Р=1дм5см
I I I-?см
Восстанови задачу по краткой записи.
К какому типу относится задача?
Как найти неизвестное слагаемое?
Как найти неизвестное третье слагаемое?
Решение задачи при помощи выражения.
Можем ли сразу начать вычисления? (Нет, надо 1дм5см выразить в см)
15-6-5=4(см)- I способ
15-5-6=4(см)- I I способ
15-(6+5)=4(см.)- I I I способ
Составим уравнение для решения этой задачи.
Соотнесём главные слова с названиями компонентов.
I - 1 слагаемое
I I -2 слагаемое
I I I -3 слагаемое
Р- значение суммы.
Что примем за х?
Какое уравнение получим?
6+5+х=15- IV способ
11+х=15
х=15-11
х=4(см)
Ответ: 4 см I I I сторона
Оцените свою работу на осенних листочках. Раскрасьте четвёртую прожилку. Работа в группах
Каждая группа получит карточку с одинаковыми выражениями.
Первая группа должна найти выражение значение которого равно 10.
Вторая группа должна найти выражение со значением 11.
Третья группа ищет выражение значение которого равно 12.
Четвёртая группа выражение со значением 13.
Пятая группа выражение со значением 14.
Шестая группа со значением 15.
8+7-1=
4+(15-7)=
9+6+0=
8+(11-6)=
15-9+5=
15-8+3=
Оцените свою работу на осенних листочках. Раскрасьте пятую прожилку. Итог урока
Что узнали сегодня на уроке?
Назовите состав числа 15.
Какой вид работы на уроке понравился больше?
Какой вид работы вызвал затруднения? Рефлексия
Покажите свои листочки. Я рада, что много красных и жёлтых прожилок на ваших листочках. Значит, урок достиг цели. Прикрепите свои листочки к нашему дереву. Пусть оно порадует нас и наших гостей своими осенними красками.
Скачать Конспект урока математики во 2 классе: Состав числа 15
Наталья Ильинична, очень понравилась вводная часть занятия, которая потом, в конце занятия, преобразовалась в рефлексию... Замечательная идея, раньше такого нигде не встречала. Спасибо за идею, возьмём на заметку, она вполне подойдёт для старших дошкольников.
Приветствую, что используете музыку на уроках!
Голос!
Здравствуйте. Очень хороший грамотный, продуманно подобранный материал занятия. Хороша и вводная часть, не могу не согласиться с предыдущими комментариями, очень полезно для ребятишек и самооценивание. Спасибо автору удачи в дальнейшем!!!
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Спасибо за приглашение. Урок составлен методически грамотно и соответствует требованиям ФГОС. Поставленные задачи решены, цель достигнута. Урок образовательный, воспитывающий и развивающий. Удачи вам и успехов! Примите мой голос.
Спасибо за приглашение. Мне понравилось, очень подробный конспект. Использование музыки в школе на уроке -это отличный способ дать детям мыслительный отдых. Я в саду тоже часто этим пользуюсь.Хочется порадоваться и дети ваши думаю были довольны и усвоили материал на все 100!!!!!Успехов Вам!!!!
Светлана Михайловна, спасибо за то, что откликнулись на моё приглашение. Действительно, многие формы работы с младшими школьниками совпадают с формами работы со старшими дошкольниками. Поэтому, нам есть чему поучиться друг у друга.
Спасибо за приглашение.
Мне очень понравилось вводное задание. и цитаты:
"Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их. При решении задачи плохой план часто оказывается полезным: он может вести к лучшему плану."
Помимо знаний, которые вы даете детям на занятии, вы еще и правильно мотивируете их: учите не боятся ошибок и искать правильный ответ, не останавливаясь перед сложностями.
голосую с удовольствием.
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Спасибо за приглашение. Я знакомлюсь уже со вторым Вашим конспектом и отметила тщательность проработки каждого этапа. Вы большое значение отводите началу-это очень правильно, так как от настроя во многом зависит дальнейший ход занятия. Чётко прослеживается взаимосвязь всего урока в целом. Всегда есть какая-то "изюминка", стимулирующая детей на позитив, поиск и результат. Молодцы! Спасибо за грамотную интересную публикацию. Успехов Вам! С удовольствием голосую.
Урок математики построен методически верно, цель достигнута, потом при рефлексии была обобщена. Интересна форма введения в тему урока (стих. про листочки), тема урока названа не учителем, а детьми по вопросам. Организованна групповая деятельность, что является одним из главных условий разработки уроков в рамках ФГОС. Вызывает интерес и оценка УУД учеников с помощью «Осенних листочков»
Наталья Ильинична, спасибо за приглашение. Урок мне понравился: цели достигнуты, в каждом этапе видна взаимосвязь. Дети запомнят состав числа 15, так как использованы разные виды заданий.Главное, дети оценивают свои знания, участие в работе.Удачи Вам.
Добрый вечер! Отличный, подробный конспект. Вы создаёте условия для мотивации деятельности, ученики самостоятельно формулируют цель урока, после выполнения каждого задания оценивают себя. Все этапы урока взаимосвязаны, используются разнообразные формы работы с детьми (индивидуальная, в парах, групповая). Учтены возрастные особенности детей (игровой приём с листочками, физминутка). Примите голос. Желаю творческих успехов!
Наталья Ильинична, здравствуйте! Благодарю Вас за приглашение на урок математики. Мне было очень интересно, т. к. это моя стихия, и на миг я стала Вашей прилежной ученицей. Урок составлен грамотно с учетом требований ФГОС. Ребята сами определили цель и задачи урока. После изучения нового материала Вы даете задачу на закрепление - это здорово! Урок насыщенный, ребятам на все хватит времени. От меня голос!
С интересом прочитала ваш конспект урока. Очень понятный, доступный и развивающий получился урок. Все этапы соблюдены, по ходу урока дети решают развивающие задания, делают сами выводы. Материал красиво, аккуратно и грамотно оформлен. Примите голос.
Спасибо за приглашение, Наталья Ильинична! Понравилась ваша разработка урока.Все этапы урока логически связаны друг с другом.Урок достиг своей цели, решались поставленные задачи, вы организовали работу по формированию УУД учащихся в рамках системно - деятельностного подхода в обучении младшего школьника.
Благодарю. Примите мой голос.
Доброго времени суток, Наталья Ильинична.
Познакомилась с разработкой урока с большим интересом. Здорово, что вы приложили и в Worde материал, очень удобно, можно распечатать и воспользоваться. Желаю вам успехов!+1
С уважением, Т.Н.
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Спасибо за приглашение. Урок составлен методически грамотно и соответствует требованиям ФГОС. Поставленные задачи решены, цель достигнута. Урок образовательный, воспитывающий и развивающий. Удачи вам и успехов! Примите мой голос.
Замечательный урок, Наталья Ильинична, спасибо, что пригласили! Вот настоящий пример соответствия требованиям ФГОС. Да ещё как продуман и подобран интересно материал, по всем правилам математики- всего в меру, ничего лишнего. Хочу особенно выделить формативное оценивание с помощью линейки цветов- это прекрасная идея, которую можно использовать и с дошкольниками на разных занятиях- Спасибо Вам, Наталья Ильинична, за идею, взяла себе в копилку, по возможности обязательно воспользуюсь. Голосую с удовольствием!
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Не нужно быть математиком, чтобы увидеть, насколько интересно, нестандартно, методически грамотно построен урок математики. Вот вам и сухая наука. Любой филолог позавидует!Содержание полностью соответствует заявленным задачам. Эстетически красиво, доступно, познавательно. Здоровьесберегающие технологии присутствуют в полном объёме. Спасибо за творчество. Примите голос.
Наталья Ильинична!
Урок математики прочитала с интересом. Материал преподносите, используя разнообразные формы и методы. Это, естественно, должно приводить к тому, что у детей развивается логическое мышление, внимание, речь и воображение, умение работать в парах и группах, воспитывается интерес к знаниям, любознательность.
Успехов в профессиональной деятельности!
Голос!
Зоя.
Наталья Ильинична, добрый вечер. Большое спасибо за хороший современный урок.Вы используете различные активные формы обучения. Вы развиваете у детей логическое мышление, внимание, речь, воображение, формируете навыки самоконтроля и самооценки, коммуникативные умения - работать в парах и группах. Были использованы различные виды самооценки, что играет не маловажную роль. Подробная рефлексия позволяет учащимся определить чему они научились и к чему нужно стремиться. Примите мой голос.
Наталья Ильинична, прекрасный конспект, отлично продуманный, профессионально проведённый. Вроде бы урок математики, а у вас звучит музыка и стихи. Мне это очень понравилось, думаю, дети это тоже оценили. Всё здорово, спасибо!
Наталья Ильинична, здравствуйте! Очень понравился Ваш урок! С самого начала он обещает быть интересным и увлекает. Все этапы урока тщательно продуманы, взаимосвязаны между собой, чувствуется профессионализм и творческий подход к написанию конспекта. Спасибо за приглашение, с удовольствием голосую. Успехов Вам!
Здравствуйте, Наталья Ильинична. Спасибо за приглашение.
Конспект урока составлен методически грамотно. Вы подошли профессионально к каждому этапу, всё продумали до мелочей. Задания не только развивают логическое мышление, внимание, память, но и формируют навыки самоконтроля и самооценки, работы в парах и группах. Голосую! +1
Добрый день. Конспект очень понравился. Всё интересно и взаимосвязано. Ребятам некогда скучать. Вы постоянно держите их в работе. Формы и приёмы, используемые на уроке, превращают его в цепочку разных этапов. Поэтому урок получился увлекательным и запоминающимся. Работа в группе - наилучший выбор, где ученики раскрывают свои знания, самооценку, оценку другому ученику. Совместная работа настраивает на позитив, что гарантирует успех любого занятия.
Удачи в дальнейшем. Голос!
Поставленные задачи решены, цель достигнута. Урок образовательный, воспитывающий и развивающий. Вы развиваете у детей логическое мышление, внимание, речь, воображение, формируете навыки самоконтроля и самооценки, коммуникативные умения - работать в парах и группах. Удачи вам и успехов! Примите мой голос.
Здравствуйте, Наталья Ильинична!
Вы провели увлекательный урок, формирующий ключевые компетенции по теме: «Состав числа 15». Мне понравилась осенняя тема в музыкальной и поэтической вводной части урока, в заданиях, в листочках самооценки работы учеников.
Голосую с пожеланием успеха!
Наталья Ильинична, в составлении конспекта урока математики вы используете новые эффективные методы обучения и методические приемы, применяете игровые технологии, которые поддерживают у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Думаю, ученикам была интересна тема урока и необычайные приемы преподавания.
Оставляю голос+23 за интересный подход в работе! С уважением, В.П.
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Очень люблю Ваши грамотные, хорошо продуманные уроки математики. Мне понравилось использование музыки, двигательной минутки, цитаты великих, форма самооценки и, безусловно, сам математический блок. Изучила технологическую карту урока и ещё раз убедилась в Вашем профессионализме и любви к профессии. Огромное спасибо за это. С удовольствием отдаю Вам голос!
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Отличный урок! Всё идёт "как по маслу", " без сучка и задоринки". Единственное, что бы мне хотелось, физминутку связать тоже как-то с природой, с движением листочка, т.к.танец, мне кажется, покажут не все. Очень понравилась работа в парах. Многослойное задание. Состав числа 15 разобран со всех сторон. Хорошо продуман "зачин" урока и его окончание. Замечательная идея самооценки, причём, привлекает зелёный вариант - "недоволен собой", вместо - "Слабо" или даже "очень плохо"(и такое встречалось). В общем, одно восхищение Вашим талантом учителя и "архитектора" урока, который видит весь процесс, как на ладони, и знает, "как наше слово отзовётся". Примите мой голос.
Здравствуйте, Наталья Ильинична! Спасибо за приглашение. Урок мне понравился. Подробный конспект.Поставленные цели и задачи достигнуты. Идея оценки УУД учеников с помощью «Осенних листочков» мне очень понравилась, взяла себе на заметку. Примите голос!
Доброе время суток! Спасибо за приглашение. Познакомилась с вашей работой и мне как маме будущего первоклассника очень понравилась Ваша работа. Занятие подробное и очень доступно изложено. Во время занятия мы используете различные способы обучения математике. Здесь мы видим и музыку с физкультурой которые дают возможность учениками немного снять напряжение, и минутка чистописания, групповая работа. Интересно и увлекательно.
Добрый вечер,Наталья Ильинична! Случайно наткнулась на Ваш урок.С удовольствием прочитала от начала до конца, "прожила" его в роли ученицы. Мне(ученице) на уроке понравилось всё: познавательно,интересно,разнообразно.А как педагог педагогу хочу сказать, что Вы-молодец!Урок продуман от начала до конца.Этапы урока прослеживаются чётко.Дети не просто решают "сухие"примеры и заучивают состав числа,а творят, создают, пробуют.Использование системно-деятельностного подхода к учащимся на уроках-одно из важнейших требований ФГОС Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.» На Вашем уроке дети всё поняли.С удовольствием голосую+1 Успехов!
Доброе утро! Спасибо за приглашение! Урок просто замечательный! Это путешествие в мир математики. Я думаю ребята поняли тему на отлично и при этом не устали, так как были физкультминутки.
Блестяще. Всё с самого начала. Вы увязали тему урока с осенней тематикой, по листочкам-карточкам ребята повторили пройденное, Вы их подвели к новой теме, которую они сами сформулировали.
Все задания разнообразные, развивающие. Вот это развивающее обучение и есть.
Голосую за Вас с удовольствием, уважаемая Наталья Ильинична и беру конспект в закладки.
Спасибо за замечательную публикацию, которая соответствует методическим требованиям. Поставленные задачи и цель реализованы благодаря использованию разнообразных и интересных заданий. С удовольствием голосую! Творческих успехов!
Добрый день, Наталья Ильинична. Спасибо, что пригласили ознакомиться с вашей публикацией. Качественный урок у Вас с учениками получился! В уроке прослеживается разнообразная деятельность детей и приёмы для изучения темы " Состав числа "15"". На уроке вы развивали самоконтроль учащихся, учили слышать и слушать, развивали логическое мышление. На уроке был использован приём групповой работы, индивидуальной работы и фронтальной работы. Очень креативно подошли к физ.минутке используя танец с музыкальным сопровождением. Методически грамотно оформлена работа. В конце урока подведение итогов урока и оценка самого себе - тоже довольно интересный приём. Голосую за Вашу публикацию!Рада сотрудничать с Вами, коллега!
Наталья Ильинична!
У Вас получился чудесный урок. Урок соответствует возрасту и психологическим особенностям, грамотно построен.Ведь для учащимся начальных классов задания нужны разнообразные, чтобы постоянно поддерживать их познавательный интерес. Так же меня заинтересовала Ваша система оценивания!
Удачи и творческих успехов!
Здравствуйте,Наталья Ильинична! Спасибо за приглашение! Познакомилась с Вашим конспектом урока математики с большим удовольствием.Материал грамотно оформлен, все задания отличаются разнообразием и являются развивающими.Творческих успехов!Голос!