Картотека дидактических игр по развитию речи для детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии на тему «Музыкальные инструменты»
Демьянченко Наталья Николаевна
Учитель-дефектолог Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида № 6 "Золотой ключик" муниципального образования Тимашевский район
Описание:
Данное пособие разработано и предназначено в помощь воспитателям, родителям, учителю-дефектологу, педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с нарушениями в развитии.
Цель: информирование педагогов и родителей о дополнительном познавательном и речевом развитии ребенка посредством дидактических игр.
Задачи:дополнить, обобщить и систематизировать знания родителей и педагогов о проведении дополнительных развивающих игр и упражнений по развитию речи;
развивать умение взрослых взаимодействовать с ребенком с нарушениями в развитии;
воспитывать интерес к взаимодействию и сотрудничеству родителя-ребенка-воспитателя.
1). Дидактическая игра «Как звучит?»
Задачи: продолжать учить (закреплять умение) подражать движениям и речи взрослого; повторять аморфные слова: ДУ-ДУ; ДИНЬ-ДИНЬ, БАМ-БАМ; воспитывать интерес к изучению музыкальных инструментов, производимых ими звуков.
Инструменты и материалы: картинки с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (игрушки: барабан, дудочка, колокольчик)
Примерный ход:
- В гости к нам пришел мишка, в его лапах мешочек. Тебе интересно, что в мешке?
- Мишка предлагает поиграть в игру, хочешь?
1 вариант. Мишка озвучивает музыкальный инструмент, а ты показываешь картинку, на которой он изображен, затем ищешь его в мешке.
2 вариант. Ты с закрытыми глазами исследуешь инструмент, не глядя на него, затем я, взрослый убираю его, а ты открываешь глаза, ищешь и показываешь его изображение.
2). Дидактическая игра «Ритм»
Задачи: формировать умение улавливать ритм звучащего инструмента и переносить ритм, используя части тела.
Инструменты и материалы: картинки с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (игрушки: барабан, дудочка, колокольчик).
Примерный ход:Взрослый предлагает ребенку выбрать тот музыкальный инструмент, на котором он хочет поиграть. Затем педагог предлагает ребенку игру: взрослый медленно стучит барабанными палочками по барабану (1,2,3) раза, ребенок отстукивает ладонью по столу или хлопками. Задание выполняется одновременно с ребенком, затем ребенок отстукивает ритм.
3). Дидактическая игра «Угадай»
Задача: способствовать развитию умения на слух определять и отличать особенности звучания и ритм музыкальных инструментов.
Инструменты и материалы: картинки с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (игрушки: барабан, дудочка, колокольчик).
Условия проведения:Взрослый предлагает ребенку вспомнить (показать, назвать, соотнести картинку и его изображение, изображение и его контур) знакомые музыкальные инструменты и прослушать их запись последовательно. Затем, предлагает показать изображение того инструмента, который звучит в данный момент.
4). Физминутка «Изобрази»
Задачи: способствовать развитию речедвигательных навыков, общей моторики.
Оборудование: барабан, колокольчик, труба, дудочка.
Предварительная работа: взрослый обращает внимание ребенка на знакомые ребенку музыкальные инструменты, участники образовательного процесса вспоминают особенности игры на них.
Примерная инструкция:
- Ребята, вы хотите изобразить эти инструменты?
- Становимся в круг и вспоминаем, как мы стучим в барабан.
В барабан мы постучим
ребенок ударяет указательными пальцами обеих рук друг о друга
В колокольчик позвеним
соединить пять пальцев каждой руки, поднять кисти рук на уровне плеча, осуществлять повороты кистей рук
В трубу начнем мы сильно дуть
сформировать кулаки, приставить один к другому, изображая трубу, дуть в кулак
И на дудочке чуть-чуть.
дуть легко на ладони, соединенные вместе
- Вам понравилось?
- Как стучали в барабан?
- Как звенели колокольчики?
- Как играли на дудочке?
5). Дидактическая игра «Где?»
Задача: продолжать формировать (закреплять) понимание и употребление предлогов на, под, в; закреплять представления о музыкальных инструментах.
Оборудование и материалы: музыкальные инструменты (игрушки), контейнер, однотонная ткань, стул.
Примерная инструкция:
Обратить внимание ребенка на накрытую тканью коробку, стоящий стул, на нем и под ним музыкальные инструменты (игрушки). Предложить ребенку найти нужный инструмент. Можно начать работу с рассматривания, показа и называния всех инструментов. Затем на глазах ребенка накрыть инструменты тканью.
Когда все инструменты найдены, сделать итог: что на стуле, что под тканью, что в коробке.
- Хочешь мне помочь?
- Где же барабан? Барабан на стуле (говорящий ребенок говорит «На стуле», неговорящий показывает стул).
- Где колокольчик? И т.д.
Рекомендуем посмотреть:
Музыкальная дидактическая игра для старших дошкольников
Влияние музыкально-дидактических игр на развитие младших дошкольников
Музыкально-творческая игра для старших дошкольников «Снежинка серебристая»
Первые музыкальные игры с малышом
Похожие статьи:
Игры, песенки, упражнения для младших дошкольников «Игралочка»
Игры на развитие образного мышления у детей 5-8 лет
Игры на развитие музыкальной памяти у детей 4-8 лет
Игры на развитие чувства ритма у детей 4-6 лет
Музыкальный КВН в подготовительной группе. Сценарий