Дети и совместная игра
Автор: Копылова Наталья Николаевна, педагог-психолог, МКОУ детский дом «Ласточкино гнездышко», пос. Нововосточный
Описание: информация в статье рассчитана на людей, которые работают с детьми (учителя, воспитатели, психологи и так далее).
Цель: выявление особенностей организации взаимодействия детей во время игры.
Задачи:
1.рассказать о причинах "разрушения" игры у детей старшего дошкольного возраста, об необычных ролях взрослого, с помощью которых возможна реализация основных задач;
2.развивать мышление, память, воображение;
3.прививать чувство ответственность, необходимости участия взрослого в различных действия детей.Особенности организации взаимодействия детей дошкольного возраста в совместной игре.
По данному направлению работы принято выделять три основных задачи.
Во-первых, это, прежде всего, знакомство детей с основными моментами организации игры.
Во-вторых, налаживание взаимодействия в совместных играх, раскрытие содержания, связи ролей. И
в-третьих, использование игры с целью улучшения положения ребенка в коллективе сверстников.
Возникает вопрос:
«Почему именно эти задачи являются основными?». Дело в том, что игра с одной стороны в старшем дошкольном возрасте в самом «разгаре» развития, а с другой стороны иногда наблюдается тот факт, что у детей процесс игры, не успев начаться, уже рушится. И вот как раз-таки реализация выше перечисленные задачи в таких случаях, прежде всего, знакомят ребенка с основными и эффективными моментами организации игры, в результате чего налаживается взаимодействие между детьми и улучшается положение в коллективе. Это, по сути, основные моменты, с которых необходимо начинать работу по данной теме.
Дети, чьи игровые интересы совпадают, объединяются в совместную игру. Если в среднем дошкольном возрасте – это 2-3 человека и в этом случае им проще согласовывать свои действия, то в старшем дошкольном возрасте в таких совместных играх детей бывает больше и тут уже тщательно необходимо организовывать такие игры.
Ход игры в старшем дошкольном возрасте зависит, в первую очередь, от реальных отношений детей, они всегда присутствую в ролевой игре. Плюс детям еще малоизвестны все механизмами взаимодействия в таких играх и это приводит к ее разрушению.
Еще одной из причин разрушения совместной игры выступает сложность соотносить и согласовывать различные роли и связи. Например, если в среднем дошкольном возрасте детям проще усваивать элементарные социальные роли, скажем, учитель-ученик, то в старшем дошкольном возрасте дети, опираясь уже на свои знания, добавляют в игру, например, завуча, директора и так далее, не совсем понимая роли данных персонажей и кто кому должен подчиняться.
Нужно выбрать правильную и действенную методику, чтобы преодолеть данные трудности. Например, некоторые педагогические источники предлагают осуществлять скрытое управление игрой. Суть в том, что взрослый, взяв на себя определенную роль, постоянную для всех игр роль, не будет участвовать в игре, но в любой момент может в нее включиться на некоторое время.
Например,
роль диспетчера. Такая роль подойдет играм приключенческого жанра («полицейские», «инопланетяне» и тому подобные) и
роль волшебницы, для семейного, романтического жанра игр («дочки-матери», «королевство» и тому подобные). Данные роли позволят с одной стороны, по сути, и не участвовать в игре, а с другой стороны оказать инициативу в продвижении игры. Далее дети сами будут просить мол «Волшебница, помоги нам. Потерялся щенок!». Дети положительно воспринимают данные роли.
Подключаться к игре в выбранной роле необходимо тогда, когда детям не понятны некоторые моменты. Для этого в самом начале игры необходимо попросить главного персонажа познакомить вас со всеми предполагаемыми ролями. А если вводится новая роль необходимо обязательно рассказать что это за роль, и какие она выполняет функции.
Таким образом, получается, что взрослый помогает детям с разными возможностями выполнять систему ролевого взаимодействия.
Кроме этого, в этих ролях взрослый может подсказывать дальнейший ход игры, если дети затрудняются. Подбирать ситуации, чтобы все дети были заняты. В связи с эти дети начинают уже сами придумывать продолжение.
И наконец, данное вмешательство взрослого будет способствовать улучшению положения ребенка среди сверстников. Обычно в любой игре есть дети-лидеры, или к которым относятся с симпатией, а есть отвергаемые дети. Например, такие дети или очень замкнутые, стеснительные, или со своеобразной внешность. Именно таких обычно в игру не принимают. А в дошкольном возрасте это ребенок особенно остро чувствует и переживает по этому поводу.
Конечно, данное проявление необходимо корректировать, но это очень трудно, а дети все равно будут выбирать тех, кто им симпатичен и приятен.
В данном случае задача взрослого – это создать такую игровую ситуацию и предложить детям, чтобы этот «не принятый» ребенок был в центре событий.
Например, дети играют в скорую помощь. И обращаясь к Диспетчеру с тем, что закончились таблетки от лени, просят прислать медицинского курьера. Диспетчер сообщает, что непременно пришлет и в этом случае передает задание какому-нибудь скромному ребенку, который пока вне игры. Получается ход игры начинает разворачиваться вокруг этого ребенка. Что свидетельствует о правильной тактике.
Подводя итог игры, обязательно нужно отмечать все детей.
Таким образом, выбранные роли взрослого, способствую решению трудных задач, касаясь взаимодействия в игре. Решать все задачи одновременно, трудно, порой невозможно, а главное - неправильно. Нужно в первую очередь обратить внимание на то, что у детей в процессе игры вызывает больше всего трудностей.
Только так получится последовательно внести корректировку в игру, насытить ее новыми событиями, правильно распределить новые роли, улучшить положение некоторых детей среди сверстников.
Таким образом, по данному вопросу можно выделить три основных направления работы, которые будут удовлетворять игровые интересы и потребности детей.
1. Содействие в организации взаимодействия детей в совместной игре.
2. Создание игрового пространства.
3. Обогащение игрового процесса событиями.
Организованность, внимательность и участие, проявленные своевременно и постоянно со стороны взрослого, -
неотъемлемый элемент эффективной работы по получению положительного результата и реализации поставленных задач.
Рекомендуем посмотреть:
Занятие по духовно-нравственному воспитанию на тему: «Родина и чужбина» (метод проектов)
Игра и ребенок
Развитие творческих способностей детей в игре
Игровые приемы в изобразительной деятельности дошкольника
Похожие статьи:
Виды игр и их классификация в педагогике
Использование дидактических игры для формирования социальной активности детей дошкольного возраста
Структура дидактических игр для дошкольников
Методика организации дидактических игр в разных возрастных группах ДОУ