Дидактическое пособие по развитию речи дошкольников. Домики «Мой. Моя. Моё. Мои»
Предлагаю вашему вниманию описание изготовления и использования дидактического пособия по развитию речи дошкольников.
Материал будет полезен воспитателям детского сада, логопедам.
Дидактическая игра предназначена для детей с 4 - 7 лет.
В речи детей дошкольного возраста часто можно услышать неправильное употребление местоимений с существительными. Например, ребёнок может сказать «моя папа» или «мой кровать». В этот период воспитателю необходимо целенаправленно влиять на развитие грамматического строя речи детей. Решению этой задачи способствуют дидактические игры.
Игра – это ведущая деятельность дошкольников, интересное и доступное занятие. Дидактическая игра развивает речь и мышление ребёнка, которые неразрывно взаимосвязаны.
Цель пособия – обучение правильному употреблению местоимений в повседневной речи, согласованию слов по родам.
Задачи:
1) формировывать у детей умение согласовывать местоимения с существительными;
2) формировывать умение грамматически правильно сочетать слова в предложении;
3) расширять и активизировать словарный запас;
4) совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком;
5) совершенствовать умение классифицировать объекты окружающего мира;
6) развивать у детей фонематический слух;
7) развивать внимание, мыслительные способности, речь;
8) развивать мелкую моторику рук;
9) воспитывать усидчивость;
10) воспитывать чувства сотрудничества, умение действовать совместно со сверстниками согласно инструкциям педагога.
Вид дидактического пособия – настольно-печатная дидактическая игра.
В набор входит: четыре домика, 44 карточки и инструкция к игре.
Примечание: чем больше изготовлено карточек с предметными картинками, тем интереснее для детей будет проходить игра.
Варианты заданий.
1. А) Дидактическая игра «Рассели по домикам»
Задача: формировывать у детей умение согласовывать местоимения с существительными.
Ребята распределяют между собой домики. Педагог показывает детям карточку и спрашивает: – Что это?
Ребёнок отвечает: – Кубик.
– Чей кубик?
– Мой кубик.
Б) Педагог предлагает ребятам самостоятельно найти и распределить в домики карточки, обозначающие предметы мужского, женского и среднего рода, для которых применимы соответствующие местоимения мой, моя и моё. Так же предлагается найти и расположить в соответствующем домике карточки, обозначающие предметы множественного числа, сочетающиеся с местоимением «мои».
2. Дидактическая игра «Назови одним словом»
Задача: совершенствовать умение классифицировать объекты окружающего мира.
Педагог предлагает найти карточки с изображением предметов одной категории и расположить карточки в соответствующие домики. Категории: мебель, посуда, игрушки, одежда, фрукты, овощи и т.д.
3. Задание «Выбери правильно».
Задача: формировать умение детей находить предметы на заданный звук.
Педагог предлагает выбрать картинки, в названиях которых есть заданный звук. Заданный звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Распределить картинки в соответствующие домики.
4. Словесная игра «Какой? Какая? Какое?»
Задача: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу.
Педагог предлагает выбрать карточку с понравившимся изображением и составить словосочетание по схеме: местоимение + объект + определение (например, мой дом большой, моя кукла красивая, моё платье новое) Распределить карточку в соответствующий домик.
5. Задание «Исправь ошибки»
Задача: формировывать у детей умение согласовывать местоимения с существительными.
Педагог расположил карточки в домиках неверно. Задание детям – расселить карточки по домикам согласно местоимениям.
Изготовление пособия.
1. Подобрали основу – складную папку из плотного картона размерами 67*43 см. Выбрали четыре цвета по количеству домиков и обклеили разворот папки.
2. Изобразили домики – сделали из цветной бумаги крыши, украсили.
3. На крышах домов обозначили местоимения «Мой», «Моя», «Моё», «Мои».
4. С помощью двустороннего скотча прикрепили кармашки из плотной прозрачной плёнки.
5. Распечатали и вырезали предметные картинки из серии "Одежда", "Игрушки", "Мебель".
6. Приготовили папку для карточек.
Таким образом дидактическое пособие может применяться как в совместной деятельности педагога с детьми, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Всем спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Развивающие игрушки своими руками «Шарики – смешарики»
Игры по речевому развитию с применением социо-игровой технологии для детей старшего дошкольного возр
Дидактическое пособие по развитию речи для детей 5-7 лет своими руками
Упражнения для развития у детей дошкольников 5-6 лет общих речевых навыков
Похожие статьи:
Игры по развитию речи на тему «Лето» в старшей – подготовительной группе
Дидактические игры для дошкольников своими руками по теме «Органы чувств»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками. Мир флоры и фауны
Дидактическая игра для детского сада своими руками по теме «Транспорт»
Дидактическая игра для дошкольников своими руками