Урок - обобщение "Наука ковала Победу" (разработка урока по физике в 7 классе, посвященного достижениям ученых – физиков во время Великой Отечественной войны)
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с изобретениями ученых – физиков времен Великой Отечественной войны; определить их роль в победе; закрепить знания, умения и навыки учащихся по пройденному материалу.
Воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения советской науки и народа;
Развивающая: развивать интерес к физике, военной технике и отечественной истории.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Пособия: презентация.
Ход урока
I. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте ребята! В 2015 году наша страна отмечает 70-летие победы в Великой Отечественной войне. Это была страшная война! 4 года сражений, 1418 бессонных дней и ночей. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работала вся страна - и воины, и тыл: женщины, старики, дети. День Победы «приближали как могли» все. Но до сих пор остался неоцененным по достоинству, огромный труд, который внесли ученые страны. И я хочу, чтобы этот урок мы посвятили вкладу ученых и конструкторов в дело Победы над фашизмом. (слайд 1)
(выходят два ученика одетые в военную форму)
(слайд 2, запись объявления Левитана о начале войны)
Ученик. Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г, а уже 23 июня состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР, на котором было принято решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны.(слайд 3) Уже через 5 дней, 28 июня Академия наук обратилась к ученым всех стран с призывом сплотить силы для защиты человечества от фашизма. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
Ученик. Великая Отечественная война всколыхнула весь народ, в том числе и людей занимающихся наукой, и, конечно, физиков. Всем понятно, что значительную роль в создании современного оружия играет техника, основой которой служит физическая наука. Какой бы новый вид вооружения не создавался, он неминуемо опирается на физические законы: рождалось первое артиллерийское оружие - приходилось учитывать законы движения тел (снаряда), сопротивление воздуха, расширение газов и деформацию металла; создавались подводные лодки – и на первое место выступали законы движения тел в жидкостях, учет архимедовой силы; проблемы бомбометания привели к необходимости составления таблиц, позволяющих находить оптимальное время для сброса бомб на цель.
II. Закрепление пройденного материала.
Учитель: Итак, сегодня мы с вами познакомимся с наиболее значимыми разработками вооружения и техники времен Великой Отечественной войны, а также применим свои знания при расчете некоторых характеристик данных разработок.
Ученик. Первой бой всегда принимала пехота.(слайд 4) Основное стрелковое оружие советской, да и российской, пехоты – пистолет - пулемет Калашникова.(слайд 5) Пистолет был разработан в 1943 году сержантом Михаилом Тимофеевичем Калашниковым, находившемся на лечении в госпитале. Сержанту Калашникову была присуждена Сталинская премия. (слайд 6)
Задание 1. Пуля при вылете из автомата Калашникова имеет скорость 715 м/c. Какое время пройдет после выстрела, если цель находится на расстоянии 45 метров? (слайд 7)
Ученик. После пехоты в бой вступали танки. (слайд 8)В начале войны Советский союз испытывал большую нехватку танков и, поэтому, было принято решение переоборудовать в танки обычные тракторы. В 1943 году под руководством инженера Жозеф Яковлевич Котина (слайд 9)был создан тяжелый танк ИС-2. ИС – Иосиф Сталин.(слайд 10) По техническим характеристикам танк превосходил своих предшественников: толщина брони – 90-120 мм, максимальная скорость – до 52 км/ч. Танк ИС-2 был оснащен мощным вооружением: пушкой 122-миллиметрового калибра и четырьмя пулеметами.
Задание 2. Определите давление, которое оказывает танк массой 45 тонн (масса танка ИС-2) на землю, если площадь гусеницы равна 1,5 м3. (слайд 11)
Ученик. С воздуха пехоту и тяжелую артиллерию поддерживали самолеты.(слайд 12)
Названия большинства советских самолетов происходят от фамилии их создателей.
Новый мощный и надежный двигатель с воздушным охлаждением придавал истребителю Ла-5, конструктор Семен Алексеевич Лавочкин, стремительность и «живучесть».(слайд 13)
Истребитель Як-3 сконструированный в 1943 году в конструкторском бюро Александра Сергеевича Яковлева – самый легкий и маневренный истребитель Великой Отечественной войны.(слайд 14)
Ученик. Штурмовик Ил-10, конструктор Сергей Владимирович Ильюшин, обладал мощным двигателем и вооружением, усиленной броней; он был прозван фашистами «летающим танком», «черной смертью». (слайд 15)
Пикирующий бомбардировщик ТУ-2, конструктор Андрей Николаевич Туполев, имел специальное оборудование, позволяющее прицельно сбрасывать бомбы при разных режимах полета. Он мог летать на высотах до 9,5 км при дальности полета 2100 км и развивал скорость до 570 км/ч.(слайд 16)
Задание 3. Рассчитайте время, за которое бомбардировщик ТУ-2 мог долететь до цели, если она находилась на расстоянии 2100 км. (слайд 17)
Ученик. Приказ, боевая тревога,
Аврал, значит все по местам,
Подводная лодка уходит,
К глубоким и дальним морям!
Мы пили забортную воду,
Таков был морской ритуал,
Прошел это всякий подводник,
Матрос и седой адмирал!... (слайд 18)
(Макс Львовский)
Ученик. На 22 июня 1941 года флот СССР располагал самым большим количеством подводных лодок: 218 подлодок, из которых 205 было в исправном состоянии, 91 лодка находилась в стадии постройки или на испытаниях.
Готовясь к войне с СССР, фа¬шисты рассчитывали уничтожить основную часть нашего военного флота неожиданным мощным ударом, а другую запереть на мор¬ских базах с помощью мин различного типа и ликвидировать постепенно. Новые электро¬магнитные мины, сконструированные гитле¬ровцами, действительно были грозным ору¬жием на первом этапе войны. Наш флот стол¬кнулся с минной опасностью на всех морских просторах. Только наука могла кардинально помочь флоту.
Ученик. Был создан обмоточный метод размагничи¬вания судов, который заключался в том, что, вокруг подводной лодки создавалось искусственное магнитное поле противоположное магнитному полю лодки и, в итоге, общее магнитное поле было равно нулю и мины не реагировали.
К августу 1941 г. размагничивающими устройствами были оснащены практически все корабли на всех флотах и флотилиях.
Так защищали от магнитных мин подводные лодки. Размагничивание подводных лодок в обязательном порядке проводилось перед выходом их в море. Каждая лодка имела специальный паспорт, в котором отмечалось состояние её магнитного поля. Размагничивание спасло от гибели не одну подводную лодку.
Задание 4. Найдите архимедову силу, действующую на подводную лодку, если ее длина 57 м, ширина 4,5 м и погружена она на 3 м? Определите силу давления морской воды на корпус лодки, если глубина погружения 60 м.(слайд 19)
Ученик. Идея использования в годы войны дирижаблей казалась невероятной. Ведь они представляли собой огромную мишень, в силу огромных размеров и малой скорости передвижения. И все-таки дирижабли нашли себе широкое применение в обеспечении боевой подготовки Воздушно – десантных войск. Дирижабли работали безотказно, доставляя горючее, военное имущество и другие грузы. (слайд 20)
Ученик. В период войны дирижаблями было доставлено для обеспечения работы десантных аэростатов свыше 250 000 м3 газа (водорода) и перевезено около 300 тонн груза.
Силами личного состава воздухоплавательного дивизиона были построены: дирижабль «Победа», объемом 5 000 м3, дирижабль «Патриот», объемом 3 000 м3 и моторизованный аэростат «Малыш» объемом 1 100 м3.
Задание 5. Определите массу полезного груза, который может поднять дирижабль «Победа», объемом 5 000 м3 и собственной массой 3т.(слайд 21)
Задание 6. Разгадайте кроссворд.(слайд 22)
1. Основной род войск в сухопутных войсках, вооружённых силах государств. ( пехота)
2. Средство защиты военной боевой техники, вооружения, людей от воздействия снарядов, пуль и поражающих факторов взрыва. (броня)
3. Летательный аппарат легче воздуха, представляющий собой комбинацию аэростата с винтовым электрическим двигателем, либо с двигателем внутреннего сгорания и системы управления ориентацией (рули управления). (дирижабль)
4. Устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели. (оружие)
5. Военный самолет, предназначенный для поражения наземных, подземных, надводных, подводных объектов при помощи бомбового или ракетного вооружения. (бомбардировщик)
6. Бронированная боевая машина чаще всего на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в качестве основного. (танк)
VI. Итог.
Учитель: К началу войны промышленная база Германии превышала советскую в 3-4 раза, однако к концу 1943 года СССР была одержана экономическая победа над Германией и, именно, 1943 год является переломным в противостоянии фашизму.(слайд 23)
Военная промышленность в 1943 году дала фронту десятки тысяч самолетов, танков, сотни тысяч орудий для всех видов боевой техники, оружия.
За годы войны наша армия прошла полное перевооружение, наука и техника были на высоте требований, которое предъявляло время! Таким образом, советские ученые полностью выполнили свой патриотический долг перед страной.
V. Домашнее задание. (слайд 24)
1. Подготовить презентации на тему «Реактивная установка «Катюша»», «Легендарный танк Т-34», «Партизанская смекалка».
Презентация на тему: Урок по физике в 7 классе, посвященный достижениям ученых – физиков во время Великой Отечественной войны
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока физики в 7 классе по теме: Взаимодействия молекул
Конспект урока физики в 7 класса по теме: Агрегатные состояния вещества
Методическая разработка конспекта урока физики в 7 классе по теме "Давление твердых тел, жидкостей
Конспект урока по физике 7 класс. Мощность
Похожие статьи:
Конспект урока физики для 7 класса
Конспект урока физики в 7 классе. Блоки. «Золотое правило механики»
Занимательная физика для учащихся 6-7 классов
Литературно-музыкальная композиция для школьников «Сталинградская битва»
Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс