Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Украшаем ёлочку".
Автор: Карло Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ №132 Октябрьского района города Ростова-на-Дону.
Предлагаю вниманию коллег конспект занятия, который обобщает знания, умения и навыки детей с нарушениями речи, полученные ими на занятиях по формированию фонематических процессов и обучению грамоте в первом периоде обучения в старшей логопедической группе. Так же это занятие создаст у детей радостное настроение в предновогодние дни, научит их практически применять имеющиеся у них навыки, а результатом будут гордиться не только дети, но и их родители и педагоги.
В старшей логопедической группе для детей с вторым и третьим уровнем речевого развития в первом полугодии изучались гласные буквы А, У, И, О, Ы. Так как звук Ы в слове первым не бывает, то для занятия использовались хорошо знакомые детям картинки на другие изученные звуки. В целях профилактики дисграфии я знакомила детей с тем, что «буква О слабая, и грамотные люди запоминают слова, которые пишутся с буквы О, хотя звук О там не слышен» - очки, огурец, обезьяна. Слова «овца» и «оса» мы на занятии проверяли множественным числом – овцы, осы. Так же я использовала картинки, где О стоит вначале слова под ударением: ослик, обруч, облако, осы. Все используемые картинки есть у детей в разрезной азбуке, азбуке на кубиках, в лото «Найди первый гласный».
Дети хорошо знакомы с приёмом рисования пластилином и способом размазывания, и способом выкладывания контура «колбасками».
Для занятия я подготовила и распечатала на цветной офисной бумаге контурное изображение ёлочных шаров.
Затем распечатала на цветном принтере, вырезала и наклеила картинки, названия которых- начинаются с гласных звуков А, О, У, И.
Я сначала целиком ламинировала листы, а потом вырезала шарики и пробила дыроколом в петельке отверстия.
На куске ламинированного ДВП самоклеящейся зелёной плёнкой изобразила ёлку, и забила в неё разноцветные канцелярские гвоздики.
Дощечки, салфетки и пластилин подготовила воспитатель группы.
Я знаю, что, читая мой конспект, творческие, думающие и всегда находящиеся в поиске педагоги, смогут добавить и предложить массу приёмов обыгрывания елочки и шариков, другие способы украшения шаров. Ребята предыдущего набора украшали буквы бусинами, пайетками, разноцветными бумажными комочками. Но, составляя этот конспект занятия, я ориентировалась на уровень развития внимания, уровень понимания речевых инструкций, уровень моторного развития детей именно этой группы. К сожалению, у всех детей группы эти уровни пока низкие или чуть ниже среднего. Речевая деятельность детей на занятии невысокая, так как в группе есть дети с алалией и заиканием, коррекционная задача предполагает сосредоточение детей на выделении звука, а «услышать звук легче в тишине».
Цель:
Закрепление навыков выделения первого гласного в слове; украшение панно «Ёлка» к новогодним праздникам.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
- упражнять детей в самостоятельном проговаривании слов с выделением первого гласного звука;
- упражнять детей в определении первого гласного звука в слове;
-упражнять детей в соотнесении звука и буквы.
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух;
- развивать пространственное воображение;
-развивать моторику пальцев рук.
Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать желание работать самостоятельно, доводить начатое дело до конца;
-создать праздничное настроение у детей;
- воспитывать чувство гордости за свой вклад в украшение группы.
Оборудование:
Панно "Ёлка".
Ламинированные бумажные шарики с отверстием для ленточки.
Разноцветные атласные ленточки длиной около 15 см.
Разноцветный пластилин.
Доски для лепки.
Влажные салфетки.
Ход занятия.
Дети располагаются на ковре в группе. Звучит знакомая им песня о ёлке (У нас на занятии - «Я ёлка современная»).
Логопед:
В доме – радость, елка появилась,
Целый год мы гостью эту ждали.
Мы ей в лес давно письмо послали,
Чтоб у нас на праздник поселилась.
Чтобы елка наша не скучала,
Мы на ней развесили игрушки,
Из стекла шары и три хлопушки,
И она от счастья хохотала.
Логопед. Ребята, у нас в группе уже очень красиво и нарядно. А вот ёлочка для кабинета ещё не наряжена. Смотрите, какая посылка пришла сегодня в наш детский сад!
Логопед показывает посылку, открывает её и вместе с детьми рассматривает!
Логопед. Наш друг – гном Звуковик прислал посылку с новогодними шарами. А вот и письмо от него:
«Здравствуйте, ребята! Скоро Новый год! Я хочу помочь вам украсить новогоднюю ёлку. Посылаю вам шары! На каждом шарике есть картинка, а вот с обратной стороны шарик пустой. Его тоже нужно украсить. Вы знаете гласные буквы и умеете находить их в начале слова. Украсьте шарики красивыми буквами! Только под нарядной ёлкой можно найти подарки!»
Логопед. Гномик предложил на каждом шарике написать букву, на которую начинается название картинки.
Логопед предлагает детям выбрать себе шарики.
Логопед. Посмотрите, ребята, какие шарики гладкие, блестящие. Получится написать на них букву карандашом? А чем можно написать букву на таком шарике? (фломастерами, маркером, полосками бумаги, пластилином).
Чтобы буквы получились красивые и аккуратные, нужно вспомнить из каких частей они состоят.
Дети вместе с воспитателем выполняют ранее разученные двигательные упражнения – изображение букв телом и пальцами, а логопед пишет и выкладывает из полосок бумаги эти буквы на доске, проговаривая название частей букв и их расположение относительно друг друга.
А – узнать её легко,
Ножки ставит широко.
Буква У напомнит ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи.
Буква О всегда стояла
Круглая, нормальная.
Спать легла – бока помяла
И теперь овальная.
Буква И сказала так:
«Я похожа на зигзаг,
на верхушку острых гор
и немножко на забор!».
Дети рассаживаются за столы, начинают выполнять работу.
Вся дальнейшая помощь логопеда и воспитателя детям осуществляется в индивидуальном режиме. Объём помощи определяется индивидуальными особенностями развития моторики, слуха, внимания, усидчивости ребёнка. Если ребёнок затрудняется в назывании картинки и выделении первого звука, логопед пропевает слово вместе с ребёнком.
По окончании «написания» буквы пластилином логопед предлагает ребёнку выбрать ленточку, продеть её в отверстие шарика, завязать узелок.
Некоторым детям нужна помощь в завязывании узелка, тогда логопед показывает последовательность действий на своём (демонстрационном) шарике.
Петельку я делала самостоятельно, отдавала шарик ребёнку. По окончании работы дети вешали свои шарики на ёлку.
А теперь давайте все вместе сфотографируемся возле нашей звуковой ёлочки и отправим фотографию Гному Звуковику!
Рекомендуем посмотреть:
Конспект индивидуальной НОД с воспитанником 5-6 лет по коррекции звукопроизношения
Конспект НОД в старшей логопедической группе
Конспект занятия в старшей логопедической группе
Конспект индивидуального коррекционно - развивающего логопедического занятия. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»
Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С - Ш»
Конспект подгрупповой НОД по устранению нарушений в звукопроизношении у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи
Конспект НОД в старшей логопедической группе на тему «Казаки и их традиции»
Логоритмическое занятие для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по теме: «Какой бывает транспорт?»