Конспект комплексной интегрированной непосредственно – образовательной деятельности по ФЭМП для детей средней группы Тема: «Удивительные приключения счетоводов. Транспорт»
Автор: воспитатель Ремизова Наталья Юрьевна, Структурное подразделение «Детский сад «Кораблик» государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области основной общеобразовательной школы № 19 имени героя социалистического труда М. Федотовой города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Задачи:
Воспитательные:
- формировать умение принимать игровую задачу; выполнять действия в определённой последовательности, действовать по образцу в соответствии с игровой задачей; формировать умение соблюдать отдельные нормы и правила поведения в процессе НОД
(«социально – личностное развитие»);
Развивающие:
- развивать наглядно – действенное мышление за счёт обучения приёмам умственных действий
(сравнение, анализ…); развивать память, внимание
(«познавательное развитие»);
- следить за утомляемостью детей, давая отдых при помощи физкультминутки
(«физическое развитие»)
Образовательные:
- закрепить классификацию видов транспорта, расширить словарь
(«познавательное развитие», «речевое развитие»)
- повышение уровня математического развития и инженерного мышления дошкольников посредством конструирования
(«познание»).
Количество и счёт: закрепить количественный счёт в пределах 5, пользуясь приёмами счёта: называть числительное по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам. Формировать умение уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе недостающий предмет или убирая из большей группы лишний предмет. Закрепить порядковый счёт, пользуясь вопросом: «Какой по счёту?»
Величина: закрепить понятия большой, поменьше, маленький; узкая, широкая, самая широкая.
Форма: закрепить представление о геометрических формах: круг, треугольник, квадрат, треугольник, овал;
Ориентировка в пространстве: закрепить взаиморасположение тел в пространстве; формировать понятия «перед», «после», «между».
Ориентировка во времени:
- объяснение значений слов: вчера, сегодня, завтра
(«познание»);
Методы и приёмы:
Практические: дидактические игры, игровые ситуации, двигательная разминка, самостоятельная творческая деятельность детей
Наглядные: рассматривание иллюстраций, пособий
Словесные: загадки, вопросы – ответы, словесные игры
Оборудование: картинки с изображением разных видов транспорта, билетики: геометрические фигуры разного цвета и размера
(по 2 шт на каждого ребёнка); демонстрационный и раздаточный материал на каждого ребёнка: по 5 машинок красного и синего цвета, карточка, разделённая на две полосы; макеты корабля, катера, лодки, силуэты речек разной ширины
(3 шт.); макет «Улица», магнитофон, запись «Барбарики», конструктор LEGO, дорожные знаки, макет «Домик» для математических загадок
Формы организации совместной деятельности
двигательная - подвижная математическая игра «Рики- Тики»
игровая - пальчиковая гимнастика «Гонки»
коммуникативная - д/и «На каком транспорте поедем?»
трудовая - уборка рабочего места
познавательно - исследовательская- д/и «Билетики», д/и «Посчитаем и сравним», игровое задание «Посчитаем машины, сравним их количество и сделаем поровну», игровое упражнение «Найди кораблику речку», игровое задание «Где стоит машина?»
(ориентировка в пространстве), игра с конструктором LEGO.
музыкально - художественная- песня «Барбарики»
(музыкальное сопровождение)
чтение художественной литературы - «Математические загадки», отрывок из стихотворения И. Токмаковой «Поиграем»
Логика НОД
1. Организационный момент.
- Ребята, посмотрите, к нам сегодня гости пришли. Давайте с ними поздороваемся.
- Сегодня я получила письмо с просьбой о помощи! Давайте его откроем и узнаем что случилось.
- Здравствуйте дорогие ребята! Я магистр математического королевства. В нашей стране произошло большое несчастье. Дорожные знаки попали в беду. Кощей Бессмертный замуровал их под камни. Теперь у нас происходят аварии. Я прошу вас помочь и вернуть знаки. Около каждого камня есть задание, выполните его, камень сдвинется, и тогда вы освободите знак. Мы на вас очень надеемся и ждём от вас помощи.
- Ребята, давайте поможем королевству и освободим дорожные знаки, мы же с вами знаем, что без дорожных знаков жителям придётся очень трудно
(дети соглашаются помочь королевству и освободить дорожные знаки).
2. Д/и «На каком транспорте поедем?» (классификация)
- Ну, что отправляемся на помощь? Для начала давайте вспомним, какой бывает транспорт.
- Самолёт, вертолёт, дельтаплан, это какой транспорт?
- Пароход, яхта, это какой транспорт?
- А как называется транспорт, который передвигается по земле?
- У нас очень много разного наземного транспорта, это и транспорт специального назначения, какой вы знаете?
- Это и строительный транспорт, назовите, какой транспорт работает на стройке?
- А ещё есть пассажирский транспорт и грузовой?
- На каком мы с вами поедем транспорте?
- Я предлагаю вам отправиться в путешествие на автобусе
(дети рассматривают транспорт, отвечают на вопросы)
3. Д/и «Билетики» (форма)
- Чтобы нам было комфортно путешествовать, я раздам вам билеты, а вы проходите в автобус, и занимайте свои места, согласно билетам.
-Арсений, какой ты выбрал билет?
(спросить 5чел.)
- Очень хорошо. Вы правильно сели все на свои места. А вот на нашем пути и первый заколдованный камень, давайте его отодвинем и освободим дорожный знак. – Какой знак мы освободили?
- А какой по счёту этот знак? Дети ориентируются на величину и цвет геометрической формы
4. «Математические загадки» (ориентировка во времени)
- Ребята, чтобы выполнить следующее задание, ответьте, пожалуйста, мне на следующие вопросы:
- Как называется день, который наступил?
- А как называется день, который уже закончился?
- А день, который будет?
- Сейчас я вам прочитаю стихотворение. Слушайте внимательно и запоминайте, что делали дети вчера, что делают сегодня и что будут делать завтра.
Вчера на маршрутке катались с братишкой,
И с нами катался наш плюшевый мишка.
Сегодня мы с мамой поедем в машине.
Нам нужно продукты купить в магазине.
А завтра мы в отпуск летим в самолёте.
Я счастлив! Я рад! И меня вы поймёте.
- На чём ездили герои стихотворения?
- А на чём собираются лететь в отпуск с родителями?
- Когда они ездили на маршрутке?
- А на машине?
- Когда полетят на самолёте?
-Очень хорошо. Вы правильно ответили на все вопросы. А вот на нашем пути и второй заколдованный камень, давайте его отодвинем и освободим дорожный знак. – Какой знак мы освободили?
- А какой по счёту этот знак?
(пособие к математической загадке на ориентировку во времени)
5. Физкультминутка. Подвижная математическая игра «Рики – Тики».
- Ребята, давайте немного разомнёмся.
Ведущий подходит к любому ребёнку и показывает любое количество пальцев до 5
- Дети стоят в кругу. В середине ведущий. Дети идут по кругу и говорят: «Рики – Тики посмотри, сколько пальцев, говори!» Если ребёнок называет правильно количество пальцев, то становится ведущим.
6. Игровое упражнение «Найди кораблику речку» (величина, ориентировка в пространстве, порядковый счёт)
1. Величина
- Ну что, отправляемся дальше.
На машине ехали
До реки доехали
Тр – р –р! Стоп! Разворот!
Надо сесть в пароход.
- Какой водный транспорт изображён на доске?
- Чем отличаются предметы друг от друга?
- Правильно, корабль, какой?
- Катер, какой?
- А лодка какая?
- Чем отличаются речки?
- Вверху, какая по ширине речка?
- Ниже, какая?
- А самая нижняя?
- Как вы думаете, по какой речке поплывёт корабль, катер и лодочка?
- Молодцы! Справились с заданием. Подвинем камень и освободим следующий знак.- Какой это знак?- Какой по счёту этот камень?
(наглядное пособие к игровому упражнению "Найди кораблику речку")
2. Ориентировка в пространстве, порядковый счёт.
- А сейчас выполним следующее задание, весь транспорт поплывёт у нас по одной реке
(расставляет транспорт в одну линию на самой широкой реке).
- Ответьте, мне, пожалуйста, где стоит катер по отношению к кораблю и лодке? А где стоит корабль по отношению к катеру? А где стоит лодка по отношению к катеру?
- А на каком месте стоит пароход? Катер? Лодка?
- Молодцы! Справились и с этим заданием. Подвинем камень и освободим следующий знак.- Какой это знак?- Какой по счёту этот камень?
7. Пальчиковая гимнастика «Гонки»
- Ребята, чтобы расколдовать следующий знак, пройдёмте за столы.
- Давайте поиграем с машинками.
Раз, Два, Три, четыре, пять,
Можно гонки начинать.
(Дети возят машинку по каждому пальчику вперёд, назад, начиная с большого пальца.)
По кругу, по кругу,
Вперёд и назад,
(То же самое, но начиная с безымянного.)
Но пальцы машинку мою тормозят
(Теперь – по кругу в одну и другую сторону)
Закрылись
(Вновь катают машинку по пальчикам, которые слегка согнуты)
Машинка стоит в гараже,
(Сжимают кулак)
И фары погасли, не светят уже.
(Заглядываю в кулак.)
8.Игровое задание «Посчитаем машины, сравним их количество и сделаем поровну»(количество и счёт)
- Ребята, чтобы расколдовать следующий знак, пройдёмте за столы.
- Посмотрите внимательно на доску
(на доске красные и синие легковые автомобили). Педагог просит посчитать синие автомобили на верхней дорожке, а затем красные на нижней дорожке. Сколько? Что нужно сделать. Чтобы их стало поровну.
- Молодцы, ребята, теперь попробуем сдвинуть камень, какой знак мы освободили?
- А какой по счёту этот знак? - Дети садятся за столы.
- Дети считают, пользуясь приёмами счёта: называть числительное по порядку; соотносить каждое числительное только с одним предметом; относить последнее числительное ко всем пересчитанным предметам.
- Дети рассматривают 2 варианта
(добавить 1 –будет 5, убрать одну, будет поровну 4)
(дети выкладывают на карточке машинки, сравнивают их количество, уравнивают разными способами)
9. Рефлексия. Игра с конструктором LEGO.
- На этом наше путешествие закончилось, теперь сложим все знаки в посылку и отправим в страну математики.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое задание вызвало у вас трудности в выполнении?
- Магистр математического королевства за оказанную помощь, прислал вам тоже подарок
(вынести макет улицы). Сейчас мы возьмём конструктор LEGO и построим на нашей улице много красивых домов, машин, посадим красивые деревья. Дети отвечают на поставленные вопросы, далее переходят к игре с конструктором LEGO.
(такой LEGO -город построили наши воспитанники)
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по математике в средней группе детского сада. Число и цифра 7
Конспект НОД с детьми средней группы по математике
Технологическая карта организованной учебной деятельности по математике в средней группе детского са
Конспект НОД в средней группе. Счёт до 5