Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Игры по развитию речи в средней группе. Картотека с целями

Картотека игр по речетворчеству
1. Игра «Цепочка»
Цель: учить детей выделять признаки объектов.
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что в группу пришла посылка, только чтобы этот предмет достать из коробки нужно посмотреть на картинку спрятанного предмета и назвать по одному признаку, какой он? Дети передают картинку друг другу и по цепочке и называют признак, повторяться нельзя. Как только все дети назвали признаки предмета, из посылки вынимается доставленный предмет.
2. Игра «Новые слова»
Цель: развивать умение образовывать новые слова.
Ход игры: «Образуйте слова от слова лес, — говорит педагог. — Как называется тропинка в лесу, какая она? Как называются люди, которые ухаживают за лесом, оберегают его? Как называется сказочный человечек, который живет в лесу? Вот сколько разных слов-родственников мы назвали: лесок, лесная, лесничий, лесовичок. Во всех этих словах слышится общая часть — лес, и слова эти по-разному, но связаны со словом лес».
3. Игра «Придумай имя»
Цель: развивать чувство языка и произвольность речи.
Ход игры: Педагог рассказывает детям историю о том, что в одном лесу жил лисёнок, который потерял своё имя. И предлагает подобрать ему кличку, которая будет соответствовать его характеру. Руководя деятельностью детей, педагог в случае необходимости оказывает помощь, предлагая образец, подсказывая варианты на выбор: «Лисенок рыжий, как огонек, пушистый, юркий, быстрый. Его можно назвать Рыжик, Огонек, Пушок. А какое имя придумать, чтобы было понятно, что он очень веселый? (Весельчак.) Какое еще?» (Веселек, Смешутька, Шутник.)
4. Игра «Необычное животное»
Цель: уметь образовывать неологизмы, путём сложения частей нескольких слов
Ход игры: Ребята, послушайте внимательно, что случилось в зоопарке. «Однажды утром охранник пришёл кормить животных и вдруг увидел, что в клетках сидят необычные животные. Охранник испугался и закрыл зоопарк. Помогите, расколдуйте животных, для этого нужно придумать необычное новое название животного. Например: носослон, слононог».
5. Игра «Действия героя»
Цель: учить детей перечислять все возможные действия героя, предложенного воспитателем, из какой - либо сказки.
Ход игры: Однажды в тридевятом государстве встретились Кот в сапогах, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Емеля, Красная шапочка и Золушка. Собрались они, чтобы поздравить царя Еремея, старинного любителя сказок. Сели все в кружок и давай о своих подвигах рассказывать, да не по очереди, а все вместе, сразу. Царь Еремей слушал- слушал, да как стукнет своим волшебным посохом по полу. Сразу все замолчали, приутихли. А царь говорит, «Ну, Баба Яга, рассказывай, как Ивана-царевича в печку сажала». Баба Яга смотрит на Еремея и отвечает: «Ты что-то батюшка перепутал, мне мама сшила красную шапочку, и я отправилась навестить свою бабушку». Удивился царь Еремей и говорит: «А ты, Емеля, расскажи, как щуку поймал, какие желания ты загадал». Емеля отвечает: «Я бился со злым Людоедом, и верно служил своему хозяину маркизу Карабасу, мяу». Понял тогда царь, что сказочные герои испугались его волшебного посоха и забыли про свои подвиги. Помоги героям, вспомни, что делали Кот в сапогах, Баба Яга, Кошей Бессмертный, Емеля, Красная шапочка и Золушка в своих сказках.
6. Игра «Собери слово»
Цель: уметь образовывать слово из двух, используя мнемодорожки
Материалы и оборудование: мнемодорожки слов
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним в гости герои сказки «Теремок», которые очень хотят похвалиться, какие они: У зайца длинные уши - длинноухий, у лягушки большие глаза – большеглазая, у волка чёрные глаза –черноглазый, у мышки тонкий голос –тонкоголосая, у мишки косые лапы – косолапый.
7. Игра «Сказочные антонимы»
Цель: сформировать умение подбирать антонимы
Материалы и оборудование: предметные картинки сказочных героев, панно
Ход игры: Педагог рассказывает детям о том, что сегодня около группы она обнаружила необычный свёрток. Дети разворачивают свёрток и обнаруживают там портреты сказочных героев. Оказывается, это персонажи сказок просят ребят, объединить их в группы, по противоположным признакам, так как им необходимо скоро участвовать в конкурсе «Противоположности встречаются». Дети, передавая клубочек друг-другу по кругу, называют противоположные характеристики сказочных героев:
- Конёк-Горбунок – быстрый, а черепаха Тортилла …(медленная)
- Буратино – неряшливый, а Мальвина … (опрятная)
- Крошечка-Хаврошечка– трудолюбивая, а Емеля …
(ленивый)
- Богатырь – храбрый, а заяц…(трусливый)
- Дядя стёпа – большой, а дюймовочка – …(маленькая)
- Белоснежка – красивая, а баба Яга … (страшная)
- Карабас-Барабас – злой, а Золушка… (добрая)
- Колобок – веселый, а Пьеро … (грустный).
8. Игра «Скажи по-другому»
Цель: формировать умение подбирать синонимы и синонимичные фразы.
Материалы и оборудование: сюжетные картинки сказки.
Ход игры:
Педагог рассказывает детям о том, что сегодня по телевизору объявили конкурс на самого лучшего пересказывальщика сказок. Необходимо рассказать знакомую сказку, но другими словами. Педагог просит детей заменить слова другими близкими по смыслу
- Жили-были -проживали, здравствовали
- Росли в огороде- выращивались, произрастали
- Вышел в огород -отправился
- Идёт по огороду -шагает, топает, двигается
- Испугался-струсил, опешил, оробел
- Бежать-убегать, нестись, драпать, удирать
- Торопится -спешит
- Поглядела на дедку- посмотрела, глянула, обратила взор
- Пожалела деда с бабкой- посочувствовала, сжалилась
- Засмеялась Алёнка- захохотала, загоготала, захихикала, рассмеялась.
9. Игра «Угадай-ка»
Цель: учить составлять описательные загадки
Ход игры: Ребята, к нам пришёл интересный гость – Загадкин. Как вы думаете, что любит делать наш гость? (загадывать загадки). Загадкин хочет и вас научить составлять самые хитрые загадки. Посмотрите на картинки, они вам помогут:
- определите, к какой категории относится предмет
- какой это предмет по цвету, форме, величине, характеру
- что умеет делать этот предмет или что можно делать этим предметом?
10. Игра «Интервью»
Цель: развивать у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям.
Ход игры: сначала интервью у детей берет воспитатель, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Затем ребенок дает интервью, разыгрывая определенную роль – артиста, музыканта, сказочного персонажа… Роль выбирает сам ребенок по желанию. Для облегчения выбора можно подготовить картинки-изображения разных ролей.
11. Игра «Перепутанница»
Цель: развивать внимание детей, замечать не точности.
Ход игры: Воспитатель предлагает послушать хорошо известную сказку, изменяя при этом детали: Жили- были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко да не простое, а золотое. И говорит дед бабке: «Бабка, яйцо у нас теперь есть, испеки мне колобка.»
Стала бабка яйцо бить, била-била не разбила. Стал дед яйцо бить, бил-бил, не разбил. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба, а курочка кудахчет: «Не плачь дед, не плачь баба, снесу я вам яичко другое не золотое, а простое»
Дети слушают сказку и исправляют ошибки.
12. Игра «Сказка про любимую игрушку»
Цель: ввести новый персонаж в любую сказку, наделив добрыми качествами любимую игрушку малыша
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассказать о своей самой любимой игрушке, какая она, почему эта игрушка самая любимая, как с ней можно играть, какой у неё характер.
Педагог рассказывает сказочную историю: В одном сказочном королевстве жили принц и принцесса. Они были ещё совсем маленькими, но очень храбрыми. Стали принц и принцесса обращать внимание на то, что во дворце твориться что-то странное- то все пряники на столе понадкусаны, то игрушки из ящика пропадают, а вскоре…. Проснулись принц и принцесса, а на столе лежит толстый –претолстый, ленивый кот и говорит: «Ну, здравствуйте, теперь я буду править вашим королевством. Надоело мне что все здесь каким-либо делом занимаются, ходят, перед глазами маячат. Хочу, чтоб все спали и ели. Хвостом своим махну, всех в лодырей я превращу». Ударил кот по столу своим хвостом и сразу принц и принцесса зазевали, цветы закрыли свои бутоны, птички затихли, в городе раздался громкий храп.
Ребята, спасите королевство, пусть ваши смелые игрушки попадут в сказку и кота перевоспитают….
13. Игра «Кто больше заметит небылиц»
Цель: развивать внимание и память, учить детей замечать нелогичные ситуации, объясняя их.
Ход игры: Кто заметит в рассказе, стихотворении небылицу, должен положить перед собой фишку, а в конце игры называть все замеченные небылицы.
Замяукали котята:
"Надоело нам мяукать!
Мы хотим, как поросята,
Хрюкать!"
А за ними и утята:
"Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата,
Квакать!"
Свинки замяукали:
Мяу, мяу
Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали:
Ква, ква, ква!
14. Игра Зайка "и Мишка»
Цель: учить детей сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги, пользоваться выразительной речью.
Ход игры: Взрослый начинает рассказывать истории про «весёлых человечков», зверюшек, а дети продолжают. При затруднении взрослый задаёт наводящие вопросы.
«Зайка рассказывал зверям, какую красивую ёлку он видел под Новый год на окраине города. А Мишка не знает, что такое Новый год… (Почему он этого не знает? Как объяснит ему Зайка?)»
15. Игра «Попытай-ка 1»
Цель: развивать фантазию, воображение.
Ход игры: Дети должны представить, что могут уменьшаться до размеров муравья. Придумать историю о своем чудесном превращении, используя вопросы:
1.Какое бы у тебя было любимое занятие?
2.Чего бы ты опасался?
3.Через какое время ты бы захотел снова стать большим?
4.Почему?
16. Игра «Попытай-ка 2»
Цель: развивать фантазию, воображение.
Ход игры: Дети должны на каждую ситуацию сочинить небольшой рассказ до 7 предложений.
Что бы произошло и что бы ты сделал, если бы:
1. Из крана на кухне полился апельсиновый сок
2. Из тучи, вместо дождя, стали падать конфеты
3. Люди придумали таблетки от сна
17. Игра «Из какой сказки вещи»
Цель: упражнять в развитии объяснительной речи
Ход игры: Педагог сообщает детям, что в сказочной стране пронёсся сильный ураган. Он собрал все сказочные волшебные предметы из сказок. Нужно назвать этот предмет, рассказать, зачем он нужен и вспомнить из какой он сказки и кому принадлежит.

Рекомендуем посмотреть:

Логопедические игры для дошкольников 4-6 лет Логопедическое лото Дидактическая игра по развитию речи детей младшей группы детского сада «Расскажи сказку» Логопедические игры для детей 4-6 лет

Похожие статьи:

Игры в машине с детьми на развитие речи у дошкольников

Проект в 1 младшей группе на тему: Фольклор | Лепка "Дымковский петух" поэтапно с фото. Подготовительная группа
Опубликовано: 602 дня назад (30 августа 2022)
Просмотров: 495
Рубрика: пособия
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!