Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока русского языка в 9 классе

Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения следствия, сравнительные и уступительные.
Тип урока: объяснение нового материала.
Дидактическая цель: создать условия для полного восприятия и обобщения знаний на тему «Придаточные предложения следствия, сравнительные и уступительные».
Образовательные цели:
• формировать умения определять типы придаточных предложений по союзу или союзному слову и по смысловому вопросу к придаточному предложению от главного, оформлять его пунктуацию;
• формировать умения находить придаточные сравнительные, уступительные, следствия, определять средства их связи с главным;
• формировать умения правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с изучаемыми видами придаточных, составлять их схемы;
• контроль умений писать союзы, имеющие омонимичные словоформы.
Развивающие цели:
• различать изученные виды придаточных предложений;
• закрепление умений находить подчинительные союзы в тексте;
• формировать умения различать синтаксические конструкции, содержащие сравнительные союзы;
• морфологический и орфографический повтор;
• закрепление умений определять деепричастный оборот и отличать его от фразеологических единиц.
Воспитательная цель:
• воспитывать уважительное отношение к правильному употреблению подчинительных союзов и союзных слов в речи.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
• учебник;
• тетради школьников;
• задания для самостоятельной работы учащихся, составленные учителем.
ХОД УРОКА
ПРИВЕТСТВИЕ
Организационный момент
Ц.У.: нацеливание школьников на вид деятельности; учитель предлагает проверить готовность рабочего места к уроку.
1.Актуализация знаний: учитель организует проверку домашнего задания. Предлагает оценить уровень выполнения задания (учеб. стр.59, упр. 178).
М.: Подготовительная беседа:
Ц.У.: систематизировать знания учащихся по придаточным обстоятельственным.
Вопрос: какие предложения называются СПП?
Ответ: предложения, в которых простые предложения связываются интонацией, подчинительными союзами или союзными словами.
Вопрос: сколько всего придаточных обстоятельственных вы знаете?
Ответ: 9 – места, времени, цели, условия, причины, образа действия и степени(+ 3 новых – сравнительных, следствия, уступки).
Вопрос: как можно определить вид придаточного?
Ответ: по вопросу, по союзу или союзному слову, по синтаксической функции указательных слов.
Вопрос: на какие вопросы отвечают придаточные обстоятельственные?
Ответ: на вопросы обстоятельств: Как? Каким образом? Где? и др.
Вывод учителя: на сегодняшний момент вы должны знать придаточные местоименно-опредилительные, изъяснительные, обстоятельственные: их 6 + 3, с которыми вы сегодня познакомитесь.
2. Лингвистическая разминка.
Ц.У.: закрепить умения определять деепричастный оборот.
Я.М.:
1) Шел я, /не смотря под ноги/. Не смотря = не глядя (гл.) Ц.У.: д.о.
2) /Улыбаясь, /он заснул. ‒ о.д.
3) Он работал спустя рукава.
Спустя рукава ‒ ф.е. = кое - как, небрежно.
Вывод учителя: усвоив и повторив деепричастные обороты, надеюсь, в дальнейшем вы не будете допускать ошибок в их написании.
3. Объяснение нового материала.
М.: Работа с учебником в группах.
Ц.У.: научить школьников работать с учебником, ориентироваться в новом материале, понимать его, изучив самостоятельно.
Задание: работа в группах. Прочитать теоретический материал, найти в учебнике по одному предложению к каждой группе придаточных из упражнений, сделать их синтаксический разбор (на доске представлен план синтаксического разбора предложения).
Класс делится на 3 группы: I – вариант – первая группа (работа с учебником стр.83 «Придаточные сравнительные»); II – вариант – вторая группа (работа с учебником стр.83 «Придаточные уступительные»); III – вариант - третья группа (работа с учебником стр.83 «Придаточные следствия»).
Опорные вопросы для подготовки к ответам учащихся на доске:
1. Дать понятие понятию придаточного.
2. Вопросы, задаваемые от главного к придаточному.
3. Средства связи.
4. Определить связь фиксированная или нефиксированная.
Предполагаемые ответы учащихся:
I В – сравнительные придаточные.
Придаточные сравнительные соединяются со всей главной частью СПП посредством союзов
как, как будто, точно, словно, подобно тому как, чем тем и др.
Вопросы, которые проверяют смысловые отношения придаточного предложения с главным: как?
Эти союзы не только выражают сравнение, но имеют оттенок ирреальности, который особенно силен в будто, а также в как если бы. Сравнительные отношения в сложном предложении – это выражение сходства двух событий, ситуаций – реального и предполагаемого.
Я.М.: (синтаксический разбор) 1.На ветках берез, как алмазы, горят капли сдержанных слез.
[ ‒ ,( как ), = ] – придаточное сравнительное.
2. Весенние березы, словно дымкой, покрыты листвой.
1) по цели высказывания: повествовательное;
по эмоциональной окраске: невосклицательное.
2) предложение простое: распространенное, полное.
3) предложение осложнено сравнительным оборотом.
[ ‒ ,( как ), = ] – сравнительный оборот.
3. Идет все как по маслу. – фразеологический оборот.
II В – уступительные придаточные.
Придаточные уступительные прикрепляются к главному предложению союзами: хотя (хоть), несмотря на то что, пускай, пусть.
Вопросы, которые проверяют смысловые отношения придаточного предложения уступительного с главным: вопреки чему? несмотря на что?
К придаточным уступки относят придаточные, прикрепляемые к главному средствами связи с усилительной частицей ни: что ни, как ни, где ни, кто ни, куда ни.
Я.М.: 1. Сколько Саша ни думал, ничего ему в голову не приходило.
2. Наш пароход тащили два буксира, несмотря на то что он сам работал полным ходом. = хотя.
III В – придаточные следствия.
Вопросы, которые проверяют смысловые отношения придаточного предложения следствия с главным: что из этого следует?
У придаточных следствия есть только один союз: так что.
Я.М.: 1. Слова хозяйки были прерваны страшным шипением, так что гость было испугался.
х что из этого следует?
[ ,( так что ), ].
1) по цели высказывания: повествовательное;
по эмоциональной окраске: невосклицательное.
2) предложение сложное, союзное;
СПП с придаточным следствия.
1пр. – главное (двусоставное, распространенное, полное); 2пр. – придаточное предложение следствия (двусоставное, нераспространенное, полное).
Выводы учителя: на этом этапе урока вы получили и поняли достаточные знания, чтобы применить их и проверить себя.
4. Закрепление полученных знаний.
М.: Наблюдение над языковым фактом.
Ц.У.: проверить полученные знания учащихся на практике (оценки выставляются в журнал только положительные за это задание).
Задание: самостоятельно ребята читают с доски предложения и вписывают в табличку, предварительно подготовленную учителем для каждого ученика (раздаточный материал).
Я.М.:
1. Ехало много молодежи, так что в вагоне было шумно и весело.
2. Чем проще слово, тем более оно точно.
3. Она смеется так звонко и музыкально, точно серебряный град падает на золотое блюдо.
4. Темнота сгустилась, так что нельзя было различить человека на расстоянии двух метров.
5. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли теплые, солнечные.
6. Дожди, выпадающие в середине июля, хотя они непрошеные, хлебам не вредят.
7. Сколько ни свети солнце на бурьян, на нем розы не вырастут.
8. Звезды дрожали в темно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве.
9. Мне вдруг стало так хорошо, как бывает в детстве.
10. Пускай еще не высохли чернила, словам уже бессмертие дано.

Вывод учителя: подводит итоги по работе, озвучивает отличные результаты.
М.: Беседа.
Аукцион «Кто больше?»
Задание: ответить устно на вопросы.
• Кто больше назовет предложений (см. учебник) придаточных сравнительных?
• Кто больше назовет средств связи, с помощью которых придаточные уступки присоединяются к главному предложению?
• Кто больше придаточных подчинительных?
Ответы: 1)см. учебник.
2) вопреки чему? несмотря на что? что ни, как ни, где ни, кто ни, куда ни.
Подведение итогов урока: вы сегодня познакомились с последними придаточными обстоятельственными: сравнительными, следствия, уступительными. Таким образом, к главному предложению в СПП присоединяются придаточные местоименно-определительные, изъяснительные, обстоятельственные: места, времени, причины, условия, образа действия и степени, следствия, сравнения, цели, уступки.
5. Домашнее задание:
Стр. учебника 83, упр. № 182.
* найти и выписать из сборника изложений по 2 предложения с изученными видами придаточных на уроке.

Рекомендуем посмотреть:

Познавательно-развлекательная игра по станциям "Наш прекрасный русский язык" (9-10 класс) Конспект урока русского языка в 9 классе коррекционной школы Шаблон для выполнения части С2 ГИА Олимпиада по русскому языку для учащихся 9 класса коррекционных школ VIII вида

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 9 класса

Интеллектуальная игра по русскому языку, 9-11 класс

Урок знаний по русскому языку, 9 класс

Урок игра по русскому языку в 9 классе

Эссе учителя русского языка и литературы
Опубликовано: 3670 дней назад (5 декабря 2014)
Просмотров: 9492
+2
Голосов: 2
Надежда Александровна Шошина # 5 декабря 2014 в 19:33 +1
Подобрана интересная информация. Урок очень интересен, методически верен. Сложноподчиненные предложения - тема очень сложная, требующая особенной подготовки педагога. Этот материал будет интересен для детей.
Елена Евгеньевна Голобородько # 5 декабря 2014 в 20:10 0
Мария Григорьевна , спасибо за приглашение! Интересная тема урока русского языка.Но у меня есть несколько советов : (вы можете все исправить в течении 3 часов с момента публикации):
- допишите что это урок русского языка.
- напишите заголовок , используя шрифт Н1
урок русского языка на тему:
- тему, используя шрифт Н2 -
Сложноподчиненное предложение. Придаточные предложения следствия, сравнительные и уступительные.
- очень много целей, нет задач!
- Необходимо прописать, что говорит учитель, что предположительно отвечают ученики.
- исключите в тексте наличие слов, где только заглавные буквы, это недопустимо в требованиях(ХОД УРОКА
ПРИВЕТСТВИЕ);
- расшифруйте все сокращения(Ц.У, Я.М. и т.д.), когда их расшифруйте выделите их используя шрифт В.
- вам необходимо дописать сведения об авторе, и сделать описание материала. Вот пример, как делала я:
Автор: Голобородько Елена Евгеньевна, студентка 4 курса Института образования и социальных наук Северо-Кавказского федерального университета, г. Ставрополь
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект родительского собрания, который может быть полезен педагогам общеобразовательных учреждений. Также информация об особенностях общения подростков с представителями противоположного пола актуальна для родителей чьи дети являются подростками.
-По возможности вставьте картинки.
Желаю вам успехов. Голос)
Мария Григорьевна Неподобная # 6 декабря 2014 в 15:18 0
Спасибо, коллеги за оценку. Сокращения (ц.у., я.м.) эти известны в методике русского языка и обозначают " целевую установку", :языковой материал". Указывая на заголовок, вы хотите сказать, что текст не читается? Пересмотрю оформление, спасибо.
Елена Евгеньевна Голобородько # 7 декабря 2014 в 12:19 0
Мария Григорьевна, конечно они известны, но в требованиях к размещаемым материалам , есть такой пункт: Не допускается выполнять сокращения типа: В, Во-ль, Р-к, У-к и т.д. Необходимо писать полностью: Воспитатель, Ребёнок, Ученик и т.д.Поэтому я обратила на это внимание и подсказала вам.
По поводу заголовка- я не говорила , что текст не читается smile .Просто посоветовала , как будет лучше оформить. Мы ведь на этом сайте все делимся мнением, советами. На которые не стоит обижаться smile . Конечно прислушиваться к ним или нет это абсолютно ваше решение) С уважением, Елена smile )