Конспект НОД по математике в подготовительной к школе группе по теме "Математика важна! Математика нужна!"
Автор: Цырульникова Нина Александровна, воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад №283 комбинированного вида» г. Омска.
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в подготовительной к школе группе по теме
«Математика важна! Математика нужна!»
Аннотация к занятию.
Это занятие – исследование, подгрупповое (с участием 8-10 чел.) построено с учетом ФГОС с использованием технологии проблемного обучения и активных методов обучения. Будет интересно для воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель. Обогащение и обобщение знаний и представлений детей о геометрических фигурах и числе, об их значении в жизни людей через проектную деятельность.
Задачи:
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, овал, прямоугольник, шестиугольник, параллелепипед, цилиндр, конус, шар) и представления о составе числа 9, последовательности чисел в числовом ряду, умение производить устные вычисления;
- Содействовать речевому творчеству детей посредством презентации проектов;
- Развивать воображение, мышление (аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование) через игровые, логические задачи, головоломки, и упражнения;
- Воспитывать умение слушать товарищей.
Формы работы: презентация проектов, игры-головоломки, вопросы-задачи, дидактическая игра
Интеграция: познавательное и речевое развитие
Предварительная работа.
Подготовительный и основной этапы проектов «Числа и цифры в жизни людей» и «Геометрические фигуры в природе и архитектуре»: поисковая совместная деятельность по проектам взрослого и детей через наблюдения в окружающей действительности, игры на развитие логики, мышления; самостоятельная поисковая деятельность на прогулке.
Технические средства:
демонстрационный материал: письмо, слайды, презентации;
раздаточный материал: геометрические фигуры, эмблемы с цифрами, медали, предметные картинки (по содержанию проектов), иллюстрации,
счетные палочки, план зала, дидактическая игра: «Какой фигуры не хватает».
Сценарий деятельности «Для чего нужна математика?»
Воспитатель. - Ребята, какое письмо мы получили?
Ребенок. - Мы получили письмо от жителей страны Наука. Их король Невежда решил, что жителям страны не нужна математика.
Воспитатель. - А кто живет в городе Математике?
Дети. - Цифры, числа, углы, фигуры, знаки, задачи.
Воспитатель. - Как мы можем помочь жителям этого города?
Дети.- Нужно помочь королю понять, что математика нужна.
Воспитатель.- Как мы будем переубеждать короля?
Дети.- Мы расскажем и покажем королю наши проекты о геометрических фигурах и числах.
Воспитатель - Предлагаю немедленно отправиться в путь на помощь к жителям города Математики и доказать Королю, что математика важна.
Ребята, так как город Математики волшебный, то и попасть в него можно только с помощью волшебства. Может быть, жители города оставили нам подсказку?
Поищем ее в конверте. Ой, да здесь лежит книга, а в ней написано:
«Что бы попасть в город Математики, вам нужно ответить на вопросы-загадки, а затем выполнить ряд непростых заданий и только тогда вы окажитесь у ворот нашего города».
Воспитатель - Ребята вы готовы? Тогда слушайте внимательно:
-Какое сегодня число?
-Сколько дней в неделе?
-Какой день недели сегодня?
-Какой день недели будет завтра?
-Сколько месяцев в году?
-Какое сейчас время года?
-Сколько зимних месяцев? Назовите их.
-Какое число нужно прибавить к 8, чтобы получилось 9?
-Какое число меньше 4?
-Назовите соседей числа 6?
-Два снегиря и шесть синиц. Ребята, сколько всего птиц?
Совместная поисковая деятельность по решению проблемы.
Воспитатель. - Вот и загадочная страна появилась на горизонте!
Слайд и изображением замка.
Воспитатель.
– Но чтобы до нее дойти, нужно выполнить несколько заданий.
Задание 1.
По плану найдите конверт с заданием.
(Выдается план зала, дети находят конверт).
Задание 2.
«Какой фигуры не хватает?»
Воспитатель раздает детям таблицы с геометрическими фигурами, где в двух окошках не достает фигур. Найдя фигуры, дети получают направление движения.
Задание 3.
Идите направо и найдите часть светофора такого цвета, на который можно продолжить движение дальше. Найдя зеленый круг, дети получают карточку.
Задание 4.
Рассмотрите рисунок, выложите из 4 счетных палочек бокал, как показано на карточке.
Внутри бокала лежит ягодка. А теперь, переложите 2 палочки так, чтобы у вас ягодка оказалась снаружи бокала. (Дети выкладывают, если есть затруднения, даю подсказку)
Воспитатель. Молодцы! За выполненные задания, вы получаете подсказку.
Стрелка, указывающая направление к воротам.
Задание 4.
Ворота в страну «Наука». На воротах цифра 9.
Игра «Найди пару» (состав числа 9).
На экране появляется король Невежда.(видео запись)
Король.- Здравствуйте дети, я король Невежда из страны Наука. Мне доложили, что вы хотите со мной встретиться. Ну что ж я слушаю вас.
1 ребенок. Король мы хотим помочь жителям Математики и убедить тебя, что без математики прожить нельзя.
Король. Попробуйте меня переубедить.
Презентация 1 проекта. «Числа и цифры в жизни людей».
Ребенок. - Число обозначает количество и отвечает на вопрос «Сколько?», а цифра – это знак, который обозначает количество.
Еще в древности люди количество предметов показывали на пальцах рук и ног.
Первые написанные цифры представляли собой засечки на дереве или камне.
Но не все делали засечки на камне или дереве, индейцы завязывали узелки на веревках.
Первые цифры представляли собой черточки и разнообразные метки. Но постепенно знаки становились все сложнее и все понятнее.
(Один ребенок называет, другие выкладывают цифры).
2 ребенок. - Из цифр складываются числа.
Мы постоянно используем числа и цифры в повседневной жизни. (Выставляется коллаж)
- На дорогах ставят дорожные знаки, номера машин и транспорта – цифры.
- На домах – чтобы найти нужный нам адрес необходимо знать улицу, номер дома и квартиры, номер телефона тоже состоит из цифр.
- В магазине измеряют количество товара, считают деньги, на ценнике цифрами обозначена стоимость.
- В театре или кинотеатре на билете указаны места, кассир не может продать больше билетов, чем мест в зале.
Вывод. Числа необходимы людям, чтобы считать, определять количество, номера телефонов, домов, машин и многое другое.
2 проект. «Геометрия в природе и архитектуре».
3 ребенок. Все объекты природы имеют геометрическую форму.
(Выставляются коллажи).
- Наблюдая на прогулке за деревьями и солнцем, рассматривая картинки, мы заметили: форму шара имеют солнце, планеты, некоторые фрукты, овощи и ягоды, паук плетет паутину по кругу;
форму овала – листья деревьев, лепестки цветов, слива, огурец, туловище насекомых;
снежинка и соты – шестиугольники;
форму конуса – морковь, перец;
форму цилиндра - стволы и ветки деревьев, стебли цветов;
горы - пирамида.
Фигуры, созданные природой не только красивы, но и имеют удобную форму.
Именно природа подсказала людям геометрические фигуры. Поэтому человеку надо учиться у природы.
4 ребенок. Еще древние люди это обнаружили: поэтому построили пирамиды.
Чаще всего используют в архитектуре – параллелепипед, конус, пирамиду, куб и цилиндр.
(Помещают Омскую каланчу, а вокруг нее фигуры, из которых она состоит).
Из строителя «Строим сами» дети сооружают постройку дома (показывают и называют детали).
Вывод: геометрические фигуры созданы природой, люди это обнаружили и применили для строительства домов и других зданий.
Король соглашается с доводами детей.
- Ой, как все было интересно, познавательно, я и не предполагал, как много в нашей жизни зависит от математики. Распоряжусь, чтобы вернули жителей Математики домой.
Воспитатель - Мы помогли жителям города Математики, ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Слайд: Спасибо, а чтобы вернуться домой отгадайте загадку:
«Последний зимний месяц жаль, короткий самый он…» (февраль).
Вот мы и в детском саду.
Итог.
Где мы были? Что мы там делали?
Чей проект вам больше всех понравился?
Стук в дверь. Вносят посылку от жителей математики.
Дети получают от спасенных жителей сюрприз. (Медали)
Рекомендуем посмотреть:
Игровое пособие по ФЭМП для детей старшей-подготовительной группы детского сада
Методическое пособие по РЭМП для детей старшего дошкольного возраста
Математический КВН для детей 6 - 7 лет
Игра - тренажёр по математике для детей 5-7 лет. Презентация
Похожие статьи:
Развлечение по ФЭМП в подготовительной группе
Конспект занятия по математике в подготовительной группе. Повторение изученного в старшей группе
Конспекты занятий по математике в подготовительной группе по ФГОС