Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности детей старшей группы по формированию математических представлений.
Автор: Цырульникова Нина Александровна, воспитатель
Место работы: БДОУ «Детский сад №283 комбинированного вида» г.Омска.
Применение: Данный конспект образовательной деятельности по математике будет интересен родителям, воспитателям детских садов и педагогам дополнительного образования, возможно и учителям начальных классов.
Краткая аннотация. Образовательная деятельность построена на интеграции образовательных областей: познавательное развитие и социально- личностное развитие. Совместная деятельность проходит в дидактических играх с использованием занимательного материала (работа с бумагой), с проблемной ситуацией, решая которую дети открывают для себя новые знания. Это соответствует новым требованиям по ФГОС.
Учебный предмет – ФЭМП по методическим рекомендациям «Моя математика» для старших дошкольников Корепанова М.В., Козлова С.А.
Форма учебной работы - совместная организованная непосредственно образовательная деятельность.
Актуальность.
Разработки ориентированы на формирование у детей необходимого набора знаний и умений, которые дают возможность успешно изучать в школе не только математику, но и другие предметы. Ребенок движется от незнания к знанию, возникают связи между новыми и уже имеющимися представлениями. Происходит систематизация знаний.
Важно научить ребенка мыслить, развить самостоятельность, независимость суждений и оценок, находить доказательства, устанавливать зависимости.
В старшем дошкольном возрасте повышаются психофизиологические возможности детей, что позволяет увеличивать объем познавательного материала, усложнять требования к качеству и способам его усвоения.
Планируемые результаты: дети умеют сравнивать количество предметов, пересчитывать предметы и записывать названные числа в виде числовых карточек, понимают и используют в речи термины «больше на…», «меньше на…», придумывать короткие рассказы по картинкам со словами: было, забрали, стало, осталось.
Критерии оценки эффективности мероприятия.
НОД по освоению образовательной области «Познавательное развитие» апробирована на детях старшей группы. Дети с удовольствием включаются в образовательную деятельность и выполняют задания. Интегрированный метод обучения направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Эффективность НОД заключается в правильности постановки задач, подборе технологий, организации совместной деятельности.
Формы и методы. Фронтальная и подгрупповая форма организации. Решение проблемных ситуаций происходит в дидактических играх, и закрепляются в художественной мастерской.
Тема: «Веселые поварята».
Цель. Формирование умения определять объем жидких и сыпучих тел с помощью заданной мерки.
Задачи.
1. Формировать представления об объеме (вместимости).
2. Формировать представление об измерении объемов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки.
3. Закреплять умение детей разбивать множества на классы и ставить в соответствие этому разбиению числовые карточки.
4. Закреплять умение работать с бумагой по схеме.
5. Воспитывать коммуникативные умения: помогать друг другу.
Технологические особенности оснащения занятия.
Крупа, молоко, соль, сахар, подкрашенная вода в ведре, стакан, гречневая крупа, прозрачные сосуды разной толщины, ложки, спичечные коробочки и маленькие баночки по количеству детей, линейка; цветная бумага в форме квадрата разных размеров.
Сценарий мероприятия.
1ч. «Поварята».
Дети стоят перед столом, на котором находится мешочек с рисом, пакет с молоком, 1стакан, чайная ложка и кастрюлька, накрытые салфеткой.
Воспитатель. - Две подруги – Ира и Настя – живут в разных городах и часто разговаривают по телефону. Однажды Ира захотела сварить рисовую кашу и купила пакет молока, потом позвонила Насте, чтобы узнать, как сварить кашу. Настя рассказала свой рецепт. Нужно взять 1 стакан риса, 2 стакана молока, 1ч.ложку соли и 2ч.ложки сахара. У Иры молоко находится в пакете и она не знает как его измерить, хватит ли ей молока.
Воспитатель. - Чем мы уже умеем измерять?
Дети - Линейкой, метром, меркой, веревочкой и т.д.
Воспитатель.
- А попробуйте измерить молоко?
У детей возникает затруднение.
Воспитатель. - Вы смогли выполнить задание?
Дети. - Нет, не смогли.
Воспитатель. - В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?
Дети. - Здесь надо измерить молоко, а мы это еще не умеем.
Воспитатель. - Как вы думаете, чем сегодня мы будем заниматься?
Дети. – Мы будем измерять.
Воспитатель убирает салфетку и рассказывает, что же там находится.
- Давайте вспомним рецепт каши.
Дети перечисляют ингредиенты.
Воспитатель. - А теперь подумайте и скажите, чем мы будем измерять молоко?
Дети по очереди отмеряют молоко, рис, соль и сахар.
Измерения производятся разными по высоте и по объему сосудами, разными ложками. Подводим детей к пониманию того, что: чем мерка меньше, тем их количество больше.
2ч. «Печем пироги».
Воспитатель. - Давайте подойдем к мольберту.
-Что изображено на картинке?
Дети. - Бабушка и внучка пекут пироги.
Воспитатель. - У бабушки в мешочке находится мука.
Посмотрите внимательно и скажите, сколько стаканов муки в мешочке.
Дети. - 2 стакана.
Воспитатель. - А сколько кувшинов муки в этом же мешочке?
Дети. - 1 кувшин.
Воспитатель.- Чего больше стаканов с мукой или кувшинов? На сколько?
Почему в одном мешочке разное количество муки: 2 стакана, но 1 кувшин?
Закрепляем правило о взаимосвязи мерки и меры.
Физминутка. «Огородники».
Мы теперь насос включаем,
Воду из реки качаем,
Влево – раз, вправо – два,
Потекла ручьем вода!
Раз, два, три, четыре –
Все мы овощи полили!
3ч. Дети садятся за столы. Составление математических рассказов со словами «было», «сколько», «стало», «осталось».
Дети работают в тетрадях, один ребенок у доски.
Взаимопроверка решения задач.
4ч. «Лаборатория».
Практическая работа за столами стоя. Воспитатель предлагает измерить объем различных сосудов. В тарелку насыпана гречневая крупа. Воспитатель предлагает насыпать ложкой крупу в свой сосуд и сосчитать, сколько ложек крупы войдет, насыпая каждую ложку отмечать счетной палочкой.
Дети замечают, что на столах нет сосудов, в которые они будут насыпать крупу. Но на столах есть квадраты цветной бумаги разного размера.
Путем высказываний и обсуждений этой проблемы, дети находят решение и, работая по схеме, изготавливают стаканчики разной величины.
Затем дети измеряют объем своего стаканчика.
Итог деятельности.
-Чем мы сегодня занимались?
- Что было трудным?
- Какими мерками мы измеряли объем?
- Что вам понравилось делать больше всего?
- Кто сегодня был самым внимательным?
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект НОД по формированию здорового образа жизни в старшей группе
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию с элементами музейной педагогики в старшей группе
Конспект НОД по физической культуре в старшей группе
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж