Из опыта работы воспитателя. Нравственное воспитание в ДОУ.
Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель
Место работы: МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №60" г. Воронеж
Цель: формирование ценных качеств, соответствующих общественной морали; понятие любви к Родине.
Описание: данная статья будет полезна для воспитателей, родителей.
В своей работе с детьми воспитатель в детском саду особое внимание уделяет нравственному воспитанию. Образованный, культурный, дисциплинированный, добрый, отзывчивый, целеустремлённый, - таким должен выйти во взрослую жизнь каждый гражданин нашей страны. И заложить основу этих и многих других, связанных с ними качеств, должен воспитатель. Поэтому в детском саду особое внимание уделяют и проводят разнообразные мероприятия по нравственному воспитанию.
Так, на своих занятиях воспитатель читает вслух детям сказки, рассказы, стихи о героях добрых и злых, честных и лживых, надежных и ненадёжных. После чтения проводятся коллективные обсуждения с детьми, где ребята сами, под умелым руководством воспитателя, сопоставляют положительных и отрицательных героев из прочитанных произведений и приходят к выводу, что им понравились положительные герои, почему, и что они хотят быть похожими на добрых, положительных героев. Многие воспитатели с детьми проводят в группе «Дни именинника». В этот день виновник торжества получает от своих сверстников поделки, сделанные своими руками; рассказывают стихи, поют песни. Таким образом, дети учатся искренне радоваться за других.
Видя, что кто-то в группе огорчён, воспитатель обращает внимание детей, чтобы они поинтересовались, что случилось с их другом или подругой. Развивается умение у детей увидеть и успокоить того, оказать помощь тому, кто из окружающих в этом нуждается. Отзывчивость, доброта, сострадание, - главные черты человека.
Воспитание патриотизма – одно из составляющих основ нравственного воспитания ребёнка. Любить свой родной край, свою Родину воспитатель учит, проводя разнообразные систематические занятия. Так, воспитатель читает рассказы о красоте родного края. Рассматриваются различные иллюстрации по данной тематике. Дети учат и рассказывают стихи. Рисуют, где каждый ребёнок в своей работе высказывает своё видение, восхищение красотой родного края. В рисунке передают свою любовь к родному краю, к Родине. Можно, если есть возможность, посетить местный музей, ознакомить детей с бытом, культурой родного края, где вы живёте. Привлечь можно родителей для сопровождения ребят.
Даже при проведении экскурсии воспитатель проводит работу по нравственному воспитанию. Так, прививать уважительное поведение в коллективе. Сюда относится и внимательное отношение мальчиков к девочкам (например, пропустить девочек вперёд себя в помещение музея; вежливо обращаться всем детям к работникам музея; тихо вести себя во время экскурсии; поблагодарить экскурсоводов за их работу; уважительно вести себя в общественном месте). Для закрепления навыков важно чаще проводить с детьми игры – практикумы «Старших нужно уважать, а детей не обижать», «Помоги бабушке» и т.д.
Большое внимание воспитатель должен уделять в развитии таких качеств, как настойчивость, дисциплинированность, собранность. При тесном сотрудничестве с родителями детей можно эффективнее развивать данные наиважнейшие качества. Так, давая ребёнку то или иное поручение, следует настойчиво добиваться, чтобы оно было выполнено. Часто дети капризничают, не хотят сделать то, о чём их просит воспитатель. Важно подобрать ключик к каждому ребёнку, осторожно подвести к понятию, что только настойчивость, дисциплинированность, собранность смогут помочь успешно решить любую задачу, какой бы сложной она не была. И, соответственно, получить хорошее настроение, радость от того, что одержал победу в решении любого простого, а иногда и сложного вопроса.
И, последнее, важную роль в воспитании нравственных качеств ребёнка играют благоприятные условия в семье. То есть, в семье, где царит покой, мир, взаимовыручка, взаимоуважение, доброта, - дети растут нравственно воспитанными. Они являются своего рода «правой рукой» воспитателя: и помогут полить комнатные растения, и разложить дидактический материал на столы перед занятием, и собрать игрушки и т.д. Родители таких детей максимум своего времени уделяют своему ребёнку, знают, чем он живёт, что его волнует, что ему нравится. Свои наблюдения и пожелания родители стараются передать воспитателю через анкетирование (типа «Обратите внимание на…»). Тесное сотрудничество воспитателя с родителями детей, взаимное доверие друг к другу помогают в нравственном воспитании дошколят. Задача не только дошкольного учреждения, но и семьи воспитать всесторонне развитую личность, достойного гражданина нашей страны.
Рекомендуем посмотреть:
Педагогический проект в младшей и средней группе ДОУ
Конспект НОД по нравственному воспитанию старших дошкольников
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детского сада. Старшая - подготовительная групп
Конспект НОД по нравственному воспитанию в подготовительной группе
Похожие статьи:
Сказки по нравственному воспитанию старших дошкольников
Об учителях духовных для детей
Конспект занятия в старшей группе. Как прекрасен этот мир