Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Психология дошкольника

Из опыта работы. Психическое развитие дошкольника

Автор: Ельчанинова Оксана Александровна, воспитатель МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №60" г. Воронеж
Цель: познакомить родителей с психическим развитием детей дошкольного возраста.
Описание: данная статья будет полезна для родителей.

Детский сад – первое, важное звено в системе народного образования. Ответственность за формирование личности ребёнка, за его социальные ориентации ложатся на каждого воспитателя. Поэтому важно в своей работе опираться на детскую психологию, которая изучает ребёнка. Здесь можно найти ответ на любой вопрос: например, как ребёнок становится взрослым, как умеет общаться с другими людьми, трудиться, делать открытия. Детская психология изучает психическое развитие ребёнка. Важно воспитателю наблюдать изменения, совершенствовать такие психические процессы, как: внимание, память, воображение, восприятие, мышление, чувств и т.д. Воспитатель не должен забывать, что в раннем и дошкольном возрасте начинает складываться личность ребёнка.
Большую роль в психологическом развитии дошкольника в детском саду играет игровая деятельность. Один из его элементов – ролевая игра, где дети учатся к совместной жизни как друг с другом, так и со взрослыми. В ролевой игре дошкольник берёт на себя ту или иную роль и действует в соответствии с этой ролью: например, изображает из себя врача, маму, водителя и т.д. Дети учатся общаться между собой, познают их права и обязанности. Так, исполняя, например, роль врача, ребёнок усваивает, что он должен быть добрым, терпеливым по отношению к больному. А остальные дети следят и требуют, чтобы он правильно выполнял взятую на себя роль.
Воспитатель обращает внимание на продолжительность проведения игры. Так, у детей 3-4 лет – 10-15 минут, у 5 лет – 40-50 минут, у старших дошкольников – несколько часов.
Часто дети играют в сюжетные игры (например, в детский сад). Дошкольники усваивают правила поведения, знакомятся с трудом взрослых.
Игровая деятельность развивает произвольное внимание и произвольную память (например, обратите внимание, кто из вас поливает цветы из голубой лейки; или кто запомнил, какого цвета был мяч у Вани).
Очень большое влияние оказывает игра на развитие речи. Так, дети много общаются, говорят друг с другом, словесно высказывают своё отношение к тому или иному явлению, объясняются со сверстниками. Стимулируется развитие связной речи.
Также в ролевой игре развивается воображение (так, в игре «На бал к Золушке» девочки воображают, в какие наряды оденут кукол на бал). Часто игровая деятельность связана с продуктивными видами деятельности (например, работа с конструктором, рисование). Так, «играя» с конструктором, ребёнок – строитель строит дом, шофёр привозит «блоки». Рисуя людей, ребёнок разыгрывает сюжет, например, люди идут в театр, в гости.
На психическое развитие, помимо игры, влияют: лепка, вырезка, рисование, стройка. Главное при изобразительной деятельности – чтобы ребёнок умел в рисунке узнавать предмет. Умение в рисунке передать пропорции того или иного предмета. Умение передать характерные черты, присущие тому предмету, который он рисует (например, у зайчика длинные ушки, короткий хвостик, пушистая шёрстка). Дети стараются угадать, что нарисовал его сверстник в группе. Высказать своё мнение и пожелание. Рисуют игрушки, которые стояли на столе, а затем воспитатель их убрал (развитие памяти). Также важно, чтобы при рисовании того или иного сюжета, ребёнок умел правильно выбирать цвет (так, трава зелёная, а не чёрная). Используя те или иные краски, ребёнок выражает своё отношение к самому рисунку (так, красивое платье на кукле девочки раскрашивают яркими цветами красок). Здесь развиваются мышление, восприятие.
Работа с конструктором также положительно влияет на психическое развитие дошкольника.
Конструирование по образцу.
Можно предложить детям что-то сконструировать по образцу. Они внимательно рассматривают, например, детский автомобиль, выделяют из каких частей состоит, как крепятся эти части. И начинают работать.
Конструирование по условию.
Можно усложнить задание, развивая творчество и инициативу у детей. Так, по условию воспитателя, дети самостоятельно должны сконструировать большой дом для мишки, поменьше – для лисички, и маленький – для ёжика. Дети отмечают: к соответствующему размеру зверей строится величина дома.
Конструирование по замыслу.
Последний тип конструирования – по замыслу. Этот тип конструирования тесно связан с игрой. Здесь дети коллективно играют с предметами, которые сконструировали (так, за столик и на стул высаживают кукол, кормят их).
Рисование, конструирование, лепка, аппликация – виды деятельности, способные развивать у детей планирование той или иной деятельности, способные формировать психическое развитие.
Развитие личностных качеств дошкольника
Развитие личности ребёнка – важная задача, стоящая перед воспитателем. Ребёнок под руководством воспитателя усваивает формы поведения, происходит его становление маленьким членом общества. Воспитатель постепенно, изо дня в день, увеличивает посильные для ребёнка требования, контролирует их выполнения. Так, в поведении детей требуется, чтобы они были положительными, контролируемыми. Дети должны познавать окружающий их мир, учиться правильному взаимоотношению как со сверстниками, так и со взрослыми. Учитывая возраст детей, воспитатель предъявляет требования к их мышлению, памяти и другим психологическим процессам.
Дети дошкольного возраста проявляют большой интерес к образцам поведения. Поэтому воспитателю важно в этот период тщательно выбирать перечень рассказов, сказок, стихов, которые будет читать детям. Разбирая с детьми прочитанное, дети усваивают, кто из героев хороший, а кто плохой, обобщают, почему они так думают, и приходят к умозаключению: на кого из положительных героев они хотят быть похожими и почему. И в дальнейшем стараются «жить» по «правильным» правилам поведения. Воспитатель же добивается каждодневно, чтобы дети выполняли эти правила поведения, чтобы они могли самостоятельно оценить свои поступки.
Так, в младшем возрасте, дети усваивают правила, связанные с культурно – гигиеническими навыками, с соблюдением режима, правила общения с игрушками. Воспитатель учит не только выполнению его требования, но и чтобы дети самостоятельно овладевали этими правилами. Так, разбросанные игрушки должны быть убраны детьми без требования воспитателя, а самостоятельно, с желанием и пониманием своего участия в наведении порядка в группе, в понимании значимости его участия в общественно – полезном труде. Важно постоянно ребёнка поощрять, вызывая в нём положительные эмоции. На развитие личности отражается тот факт, как ребёнок ведёт себя в группе. Есть дети «лидеры», есть «середнячки» и есть совсем «тихие», равнодушные ко всему дети, к счастью, таких очень мало. Важно, чтобы «лидеры» с возрастом не выросли эгоистами, «замкнутые» не ушли в себя еще больше, не потеряли веру в людей. А это всё зависит от чуткости, профессионализма воспитателя, который должен подобрать «ключик» к каждому ребёнку, чтобы правильно и вовремя регулировать детские взаимоотношения, чтобы в группе была благожелательная, добрая атмосфера, понимание каждым ребёнком того, что в случае чего ему помогут, не упрекнут, не осудят.
Также важно воспитателю знать, что для развития личности ребёнка большое значение играет не только чтение книг, но и игра. Так, играя, дети получают правила, присуще взрослым в их трудовой деятельности. Так, играя в «Больницу», ребёнок выполняет роль врача, понимает, каким он должен быть ответственным, грамотным, добрым по отношению к своим пациентам. А играя с куклами, игрушками, дети учатся проявлять по отношению к ним бережливость, покровительство, любовь. В групповой игре ребёнок учится учитывать интересы других детей, уступать им, сочувствовать, помогать, вносить свой вклад в общее дело. В коллективных играх часто возникают между детьми конфликтные ситуации. Это зависит от неумения согласовать свои планы и действия в силу своего ещё раннего возраста. Поэтому воспитатель должен вовремя приходить на помощь и помогать разумно, незаметно для детей, разрешать эти конфликтные ситуации. Важно провести работу так, чтобы дети смогли почувствовать и утвердиться в мысли, что они сами, без участия взрослого, разрешили свой конфликт, и это только их, детей, заслуга. Это приводит их к поднятию «планки» своей значимости в решении спорных вопросов среди сверстников.
Важно с возрастом вводить сложные игры, где участвует большее количество детей, их более тесную взаимосвязь, более значительней требования. Так, играя в игру «Больница», участвует большое количество детей: это и глав.врач, и лечащий врач, и медсестра, и санитарка, и пациенты. Сначала роли распределяются по желанию детей, но в последствии необходимо менять роли между детьми, чтобы они могли в ходе игры понять, что, например, врач – более ответственный человек, что он должен много знать и уметь, а для этого надо серьёзно и много учиться; должны понять, что все профессии важны, и к каждой из них надо относиться ответственно, с уважением. Что только слаженно в коллективе, где друг друга понимают, уважают, уступают, помогают, - можно работать увлечённо, легко, достигать высоких результатов в труде, приносить большую пользу в обществе. И твой труд оценят, он не останется незамеченным. Так, отличников труда награждают как денежными поощрениями, так и почётными грамотами, медалями, орденами. Это всё мощный стимул, который побуждает детей «идти во взрослую жизнь» настоящими гражданами нашей страны.
И, последнее. Кроме чтения книг и игры, важную роль в развитии личности ребёнка играют продуктивные виды деятельности, выполнение трудовых и учебных заданий. Сюда относится и самостоятельное рисование (нарисовать рисунок, например, к 8 Марта или на тему «Весна», «Осень»); сделать из строительного конструктора домик; разгадать дома с родителями арифметический ребус; уборка участка группы. Дети учатся планировать свои действия, управлять ими, а это ведёт к развитию таких личностных качеств, как – воля, терпение, трудолюбие. Умение овладевать навыками самооценки. Ребёнок учится сравнивать, как выполнил он то или иное задание, и как его товарищи. Умение оценивать, сравнивать, делать выводы, кто сделал лучше и почему, стремиться самому сделать лучше. А это позволяет у детей формироваться новые мотивы поведения. Дети понимают, что, выполняя любое трудовое задание, они приносят пользу другим людям (например, дворникам, убирая свою территорию в садике). Выполняя учебные задания (решая задачи, кроссворды, ребусы), у детей развиваются познавательные мотивы – любознательность, узнавать много интересного.
В заключение хочется ещё раз убедить всех воспитателей в том, что на них лежит огромная ответственность в развитии личностных качеств ребёнка, в воспитании всесторонне – развитого гражданина нашей страны.

Рекомендуем посмотреть:

Детское воровство Взаимосвязь креативности и невротизации детей старшего дошкольного возраста Способы разрешения конфликтов в дошкольном возрасте Родительское собрание в детском саду. Роль игры в развитии ребенка

Похожие статьи:

Содержание процесса обучение в психологии

Младенческий возраст. Характеристика и особенности психического развития

Ранний возраст. Особенности развития и ведущая деятельность этого возраста

Дошкольный возраст. Общая характеристика кратко

Нравственное воспитание дошкольников. Из опыта работы | Единство взглядов и действий воспитателя с родителями - главный фактор в воспитании и развитии всесторонне - развитой личности
Опубликовано: 1830 дней назад (20 декабря 2019)
Просмотров: 672
Рубрика: Публикации
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!