Методическая разработка «Методика организации и подготовка экологических экскурсий»
Описание: Материалы методической разработки содержат рекомендации по организации и проведению экологических и биологических экскурсий. Предлагаемые методики были апробированы автором при организации работы в объединении по интересам «Занимательная биология». Адресуется для учителей начальных классов и биологии, педагогов дополнительного образования.
Автор: Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО "Слуцкий эколого-биологический центр учащихся"
Цель: помочь педагогам в организации экологических экскурсий.
Задачи:
- познакомить с возможностями экскурсии в образовательном процессе;
- рассмотреть отдельные моменты подготовки и проведения экскурсии;
- показать значение экскурсий для обучения и воспитания учащихся.
Значение экскурсий
Человек будущего – всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости.
Существенным моментом в воспитании экологической культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирования нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной связи и зависимости.
Сколько раз природа показывала людям, что ее законы нужно не только знать, но и уважать. Каждое живое существо на Земле имеет своё предназначение. Какое? Мы далеко не всегда это знаем. В природе нет ничего лишнего.
Экскурсии не только являются обязательной формой организации обучения, но и позволяют близко познакомиться с представителями растительного и животного мира, понаблюдать за ними в естественной обстановке, понять, что все в природе взаимосвязано и многое зависит от человека, который является частью природы.
Чем хороши экологические и биологические экскурсии или прогулки? Это время, которое посвящается общению с природой. Очень важно, чтобы ребёнок, на прогулке или по дороге домой (в школу) замечал, что делается вокруг. Во время проведения экскурсии необходимо обращать внимание на разъяснение всяких небылиц о животных и растениях. Возможно, это спасет животное или растение.
Практически на любой экскурсии можно наглядно показать, что такое пищевая цепь. В природе все время кто-то ест. Это закон жизни. На экскурсии есть возможность задержать внимание детей на этом факте и показать, насколько все взаимосвязано в природе.
Экскурсии позволяют конкретизировать знания учащихся, полученные на занятиях, а также расширить их.
Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Для закрепления полученных знаний необходимо ещё и проведение наблюдений в лабораторных условиях. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Таким образом, экскурсия – это непосредственное общение с природой, которое не только позволяет любоваться красотой луга, леса и т.д., но и получить ответы на многочисленные «почему».
Методика проведения экскурсий
В основу экскурсии должны быть положены 10 «заповедей» экскурсионного дела:
-Помните, что экскурсия – это не прогулка, а обязательная часть учебных занятий.
-Перед экскурсией изучите место, куда поведете детей, продумайте ее тему, цель и составьте план-маршрут.
-Придерживайтесь темы экскурсии, не отвлекайтесь случайными наблюдениями и ответами на вопросы, Подбирайте для беседы только тот материал, который соответствует теме и возрасту учащихся.
-Рассказывайте на экскурсии только о том, что можно увидеть и что можно показать, используйте также наглядные пособия, подготовленные заранее.
-Избегайте длительных объяснений, чтения больших рассказов, задавайте 3-4 занимательных вопроса.
-Экскурсанты не должны быть только слушателями, привлекайте их к активной работе, к сбору наглядных пособий, пусть они делают записи или зарисовки. Для изготовления гербария используйте опавшие листья, сорняки, дары природы, не нанося вред растениям и животным
-Не перегружайте память экскурсантов многочисленными понятиями и названиями (они их забудут).
-Умейте правильно показать объекты наблюдений и обучайте слушателей правильно рассматривать их (объекты должны быть видны всем).
-Не утомляйте экскурсантов длительными переходами, они перестанут вас слушать, снизится дисциплина в группе.
-Закрепите увиденное и услышанное на экскурсии в памяти учащихся последующей проработкой материала (на последней остановке, или на последующем занятии).
Занятия подготавливают учащихся к экскурсии, экскурсия расширяет и конкретизирует их знания.
Педагог придумывает структуру экскурсии. В структуре должны быть следующие обязательные части: задача или тема экскурсии, краткое введение в форме рассказа или беседы, самостоятельные работы учащихся, их отчеты, дополнительные сведения педагога, обобщающая беседа.
В группе желательно иметь блокноты, простые карандаши, бинокль, фотоаппарат, компас, лупу, малую лопатку, метр, шпагат, папку для сбора листьев, несколько баночек. Школьники должны подготовить для себя удобную обувь, одежду. На экскурсии в природу следует одеться по возможности неярко.
При подготовке учащихся к экскурсии нужно не только сообщить тему экскурсии, выдать оборудование и предупредить, что взять с собой и как одеться, но как говорил А.И.Герд, «заохотить» учащихся предстоящей экскурсией.
Очень важно уже с первых походов в природу, во время экскурсий приучать детей к «правилам поведения во время экскурсии»
Темы экскурсий могут быть комплексными (одновременно по ботанике, зоологии и краеведению), например – экскурсия на водоём или специальными, например экскурсия «Птицы в городе».
Обычно проводятся обзорные экскурсии, на которых чаще всего рассматривают значительное количество видов, пытаясь широтой охвата изучаемых объектов подтвердить справедливость основных положений темы экскурсии. Вместе с тем экскурсия приобретает монографический характер, т.е. на экскурсии происходит изучение одного модельного объекта. Такая экскурсия заставляет учащихся концентрировать внимание в строгом, точно очертанном направлении. Этим она способствует развитию наблюдательности в большей мере, чем обзорные экскурсии. Монографическая экскурсия позволяет за единичными фактами разглядеть общие закономерности функционирования живой природы. Например, объектом изучения на экскурсии «Приспособленность организмом к условиям жизни» может служить одуванчик. На таких экскурсиях кроме качественных особенностей, полезно включить рассмотрение и количественных характеристик изучаемого объекта. Всё это придает им исследовательский характер.
При проведении экскурсии в объединении по интересам следует учитывать не только возрастные особенности ребят, но и уровень их знаний. На первом этапе стоит больше обращать внимания на всё прекрасное и необычное, т.е. на эмоционально-познавательную сторону. Постепенно от экскурсии к экскурсии наблюдения усложняются.
Для ребят детсадовского возраста и младших школьников лучше использовать не экскурсии, а прогулки в природу. Хорошо использовать прогулки в конце занятия. Например, при прохождении темы «Насекомые», можно совершить прогулку «Зимовье насекомых».
Принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам
Существуют принципы группировки объектов по определенным экскурсионным темам, позволяющие выделить наиболее важный доступный материал.
Локальный принцип – материал группируется по связи со средой обитания и по месту нахождения объекта в природе. Так возникают темы: «Знакомство с животным миром сада и огорода», «Жизнь пресных вод» и др. Локальной можно считать и экскурсию, посвященную одному конкретному виду или явлению, например одуванчику лекарственному.
Сезонный принцип – материал группируется по временам года. Многие события происходят только в определенное время года.
Сезонные экскурсии менее доступны, и требуют более серьезной подготовки. Они требуют четкого соблюдения сроков проведения, например, весной жизнь пробуждается настолько быстро, что не всегда можно успеть понаблюдать за началом цветения.
Биологический принцип – материал группируется по довольно узким биологическим темам, поэтому от руководителя требуется определенная подготовка и умение анализировать происходящее в природе.
Например, вспышка размножения какого-либо вредителя дает возможность проанализировать взаимоотношение хищника и жертвы (например, божья коровка-тля), возможность оценить биологические и химические способы борьбы с вредителями, показать силу и слабость человека перед природными явлениями.
Систематический принцип – экскурсия посвящается одной или нескольким систематическим группам, независимо от их места обитания (жуки, бабочки и т.д.), можно при наличии богатого и доступного материала вычленить (только жуки-короеды). Примером может служить экскурсия «Птицы в городе». Такие экскурсии необходимы для ребят, которые стремятся получить более глубокие знания.
Проведение экскурсий по экологической тропе предусматривает 2-3 остановки, посвященные вопросам экологии и охраны природы, проведению общественного – полезного труда по уборке и захоронению мусора, подкормки птиц и т.д. (в зависимости от сезона года). На остановках хорошо проводить дидактические игры, загадывать загадки и использовать другие виды занимательного материала.
Экскурсии в музеи имеют свои особенности. Их обычно проводят профессиональные экскурсоводы. Педагог в этом случае заранее договаривается об экскурсионной теме и основных задачах экскурсии. Экскурсию в музей может проводить и руководитель кружка, при этом план целесообразно составлять совместно с методистом музея. Примером может служить экскурсия «Разнообразие млекопитающих планеты». Экскурсии в музей стоят особняком и их хорошо использовать, когда нет возможности увидеть растения и животных в природе (ведут скрытый образ жизни, вымерли и т.д.).
Иногда, отсутствует возможность провести экскурсию (плохая погода) или пронаблюдать объекты в природе (рыбы), тогда стоит провести виртуальную экскурсию.
Этапы подготовки экскурсии
Таким образом, в процессе подготовки экскурсии можно выделить 2 этапа:
Теоретическая подготовительная часть
Сюда входят: составление развернутого плана-конспекта экскурсии с учётом темы, времени года и места проведения экскурсии, подготовка индивидуальных и групповых заданий для учащихся, подбор материалов для бесед, занимательного материала с учетом темы экскурсии, рассмотрение отдельных вопросов, связанных с темой предстоящей экскурсии, заранее прочитать дома или на занятии литературу по теме экскурсии, подобрать необходимые дидактические материалы, оборудование, пособия и т.д.
Практическая организационная часть
Она включает предварительное знакомство руководителя экскурсии с маршрутом, выбором места остановок и объектов наблюдений; изготовление плана-схемы маршрута, разделении детей на группы для проведения наблюдений, опытов и сбора материала для коллекции, гербария и других наглядных пособий; определение начала и конца экскурсии, напоминание детям маршрута движения, инструктаж о форме одежды и безопасности, повторение правил поведения во время экскурсии и т.д.
Организация экскурсий
Проведение экскурсий – это одна из форм воспитания ответственного отношения к окружающей среде у ребят. Во время экскурсии желательно использовать интересные неожиданные ситуации и наблюдения по теме, не поощряя случайные вопросы, давая на них краткие ответы или замечания.
Не показывайте школьникам каждое растение и любое встреченное животное. Например: на экскурсии «В гости к культурным растениям» достаточно подробно остановиться на 10-15 видах культурных растений, а для остальных просто указать полевая, овощная или садовая эта культура.
Характеризуя биологию того или иного вида, его приспособленность к жизни в конкретных условиях среды, необходимо обращать внимание учащихся на взаимные связи растений, животных и окружающей среды.
Во время экскурсий стоит, чтобы подчеркнуть своеобразие и красоту природы, пользоваться художественными образами из литературы и живописи. Например, при приведении экскурсии «Осень в жизни растений» (Приложение) с помощью стихов можно показать красоту осени и осенних явлений в природе. При этом нужно соблюдать меру, чтобы не нарушить хода биологической экскурсии.
Не стоит превращать экскурсии в занятие с опросом ребят, экскурсия должна сохранить свое содержание и специфику.
Самостоятельные наблюдения
Непременная часть экскурсии – самостоятельные наблюдения и выполнения заданий ребятами. Цель этого – научить учащихся видеть происходящее в окружающей природе явления, понимать их, обращаться к самой природе для разрешения возникающих вопросов.
Задания должны быть доступны учащимся и предусматривать сочетание репродуктивной и познавательной творческой деятельности. Например, на экскурсии на водоём ребята не только должны определить вид стрекоз, летающих над данным участком водоема, но и попытаться объяснить, почему их жизнь тесно связана с водоёмом.
Итоги экскурсии
В установленное время ученики собираются для подведения итогов экскурсии. Предварительные – подводятся на природе, а более полные – в кабинете или даже на следующем занятии. Например, при проведении экскурсии на водоём обсуждение наблюдений за моллюсками и пиявками лучше проводить на следующем занятии т.к. они требуют доработки после экскурсии.
При обсуждении экскурсии педагог обращает внимание учащихся на наиболее интересные наблюдения, объекты и обобщает сообщения ребят. После экскурсии учащиеся обрабатывают собранный материал, оформляют отчеты или отчетные таблицы.
Заключение
Интерес к природе, стремление познать мир живых растений и животных пробуждается у человека в раннем детстве. Ребенка интересует, почему лист зеленый, и как животные и растения общаются между собой, и многие другие «почему». Чем старше становится ребенок, тем больше у него «почему». Экскурсия отвечает на многие вопросы, путем непосредственного наблюдения за живыми объектами природы. Она расширяет и закрепляет теоретические знания о животных и растениях, о влиянии экологических факторов абиотических, биотических и антропогенных. Экскурсии формируют у детей интерес и любознательность, наблюдательность и внимательность, бережное отношение к окружающей природной среде.
На экскурсиях полезно помнить советы Винсона Брауна:
1.Не пытайтесь запомнить все увиденное. Запись наблюдений и зарисовки дадут более надежные сведения.
2.Лучшие коллекции – это те, которые умеют, рассказывать. Лучше коллекционировать рисунки, фотографии и т.п.
3.Задавайте вопросы себе и другим.
4.Слудуйте 4-ом принципам: терпение, внимательность, точность, сотрудничество.
Каждый человек должен чувствовать любовь к природе, уважение ко всему живому, предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Для того чтобы охранять природу и её обитателей, надо их знать и любить. Человек должен знать и беречь в первую очередь ту природу, которая его непосредственно окружает. И в этом помогают экскурсии в природу. Например, на занятиях объединения по интересам «Занимательная биология», есть экскурсии, маршрут которых проходит мимо свалок, при этом дети своими глазами видят её последствия.
Экскурсии на занятиях в учреждениях дополнительного образования важны не только для прохождения программы объединения по интересам, но это и хорошая помощь для лучшего усвоения школьного материала по таким предметам, как «Человек и мир», «Биология», «География». Экскурсии учат наблюдательности, умению самостоятельно выполнять задания, думать.
Приложение
Экскурсия: «Осень в жизни растений».
Цель: изучение многообразия растений, способов распространения семян.
Задачи:
- Знакомство с осенними явлениями в жизни древесных растений.
- Знакомство с правилами поведения в природе.
Возраст учащихся: 7-10 лет
Место проведение: парк.
Оборудование: блокнот, карандаш, фотоаппарат.
Подготовка к экскурсии:
1. Знакомство с целями и задачами экскурсии.
2. Инструктаж по правилам поведения в природе.
3. Знакомство с растениями, которые могут встретиться на экскурсии, по иллюстрациям и гербарию.
4. Деление на группы по 4-6 человека.
Проведение экскурсии.
1.Беседа.
Педагог:
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная осень,
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…
А какие стихи и песни про осень знаете вы?
Ребята вспоминают стихи и песни про осень.
Педагог:
- Теперь давайте уточним, какие факторы неживой природы оказывают наиболее сильное воздействие на растения и животные в осеннее время года.
Учащиеся называют: долгота дня, низкие температуры, осадки, ветер, освещенность.
2.Викторина «Листопад».
1.Какие общие признаки к перенесению неблагоприятных условий имеют лиственные деревья и кустарники? (Опадание листьев).
2.С чем связано опадание листьев осенью? (Эта особенность связана с приспособлением растений к удержанию влаги. Через листья происходило бы испарение, а из мерзлой почвы растения не могут поглощать воду. К тому же поверхность листа не выдержала бы большой массы снега.)
3.В какие цвета окрашиваются листья осенью? ( Желтый, красный и др.)
4.Какое хвойное дерево в Беларуси сбрасывает листья на зиму? (Лиственница).
5.Как готовятся к зиме животные? (впадают в спячку (ёж), меняют шерсть и цвет (заяц – беляк), накапливают жир (медведь), делают запасы на зиму (Сойка))
2.Задания для экскурсантов.
1.Составьте список растений, которые встретите на экскурсии.
2.Соберите плоды и листья (10 штук каждая группа).
3.Заполните таблицу, в которой укажите вид растения, окраску листьев, наличие плодов, цветов, является ли оно деревом, кустом или травой.
Подведение итогов экскурсии
1.Обсуждение выполненных заданий.
2.Впечатление об экскурсии.
3.Чем люди могут помочь растениям и животным в холодное время.
Литература.
1. В.В.Травникова «Биологические экскурсии», Санкт-Петербург, 2002, с.19-24.
Рекомендуем посмотреть:
Стихотворение на экологическую тему для учащихся начальной школы
Интеграция гуманитарного и экологического воспитания и образования
Сказка на экологическую тему для школьников 11-14 лет
Конспект занятия по экологии для детей с ОВЗ, 8-9 класс
Похожие статьи:
Сюжетно ролевая игра по экологии для 6 класса
Внеклассные мероприятия по экологии в школе для 5 - 11 классов
Внеклассное мероприятие по экологии, 7-8 класс. Экология и война
Внеклассное мероприятие, 8-9 класс. Охрана окружающей среды
Классный час по экологии «Земля наш общий дом», 10 класс