Сценарная разработка экологической ролевой игры «Осторожно, гадюка!»
Описание. Публикация предназначена для педагогов дополнительного образования эколого-биологического профиля, учителей биологии и начальных классов, классных руководителей. Материал помогает познакомиться с гадюкой обыкновенной и правилами поведения в лесу, где она водится.
Автор. Данильченко Оксана Анатольевна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: демонстрация пользы змей и необходимости бережного отношения к ним.
Задачи:
способствовать изучению правил поведения при встрече с гадюкой;
способствовать воспитанию бережного отношения к природе родного края;
способствовать развитию коммуникабельности и умению отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Фотография или рисунок гадюки обыкновенной, листки бумаги, ручки, карточки с напечатанными фактами для каждого действующего лица (приложение).
Возраст участников: 4-8 класс
Действующие лица: Гадюка обыкновенная, Человек, Свидетель, Адвокат, Прокурор, Судья, Присяжные заседатели (зрители).
Обыкновенная гадюка
Живет обычно в лесу, болот избегает. Днем гадюки часто сидят на пнях, кучах хвороста и т.д. Охотятся ночью, ловят мышей, полевок, птиц, ящериц, лягушек, насекомых. Размножаются яйцеживорождением. На зиму собираются в подземные убежища, где скапливаются в огромном количестве. Укус гадюки особенно опасен для слабых, больных людей и для детей.
Примерный ход игры.
В начале игры участники разбирают роли, раздаются карточки, бумага и ручки. Затем проходит игра.
СУДЬЯ: Слушается дело о Гадюке обыкновенной. Она обвиняется в том, что укусила Человека. Следствие показало, что человек гулял по лесу, а гадюка выползла из травы и укусила его.
Слово предоставляется потерпевшему.
ЧЕЛОВЕК: В сумерках я, вместе с другом, решил прогуляться по лесу. Мы были в спортивных костюмах и обуви. Я слышал, что в этом лесу встречаются гадюки, но встречаться с ними не собирался. Внезапно она выползла из травы и укусила меня.
СУДЬЯ: Слово свидетелю.
СВИДЕТЕЛЬ: МЫ действительно просто гуляли по лесу. То, что здесь водятся змеи, нам было известно. Палки у нас с собой не было. Когда увидели Гадюку, друг бросил в нее камень.
СУДЬЯ: Слово предоставляется прокурору
ПРОКУРОР: Человек просто любовался природой, а Гадюка испугала его и укусила. Яд Гадюки смертелен для людей и если бы ему не помогли, то он мог умереть. Я настаиваю, на том, чтобы Гадюка была строго наказана.
СУДЬЯ: Слово предоставляется адвокату.
АДВОКАТ: Гадюку обвинили, в том, что она незаметно подкралась к Человеку. В действительности Гадюка живет в этом лесу. Это её дом. В сумерках она выползла охотиться на мышей, поэтому она двигалась очень тихо. Кроме этого Гадюка плохо видит, поэтому она и не заметила сразу Человека. Когда же он бросил в неё камень, то она укусила его. Это была защита. Прошу оправдать Гадюку обыкновенную.
СУДЬЯ: Слово Гадюке обыкновенной.
ГАДЮКА ОБЫКНОВЕННАЯ: Я живу в этом лесу, это мой дом. По вечерам я охочусь на мышей, полевок, сонь и других грызунов. Яд мне нужен для охоты, а не для нападения на крупных зверей или на Человека. Лишь в исключительных случаях, когда мне грозит опасность, я нападаю. Чтобы этого не произошло, люди должны ходить в резиновых сапогах и постукивать палкой. Змеи услышат и уползут прочь.
СУДЬЯ: Суд заслушал все выступления, и делает выводы:
1. Человек знал о возможной встрече с Гадюкой.
2. Он был без резиновых сапог и не постукивал палкой, чтобы змея услышала и уползла.
3. При появлении Гадюки, вместо того, чтобы стоять и не шевелиться, он первым напал на неё.
Кроме этого СУД хочет напомнить, что Гадюка обыкновенная очень полезная рептилия:
А) уничтожает грызунов;
Б) служит пищей для некоторых хищных птиц и зверей;
В) яд Гадюки используется для приготовления некоторых лекарств. Теперь прошу, присяжных заседатели, проголосовать:
Кто за то, чтобы Гадюка обыкновенную оправдать?
Кто за то, чтобы гадюку обыкновенную наказать?
ПРОХОДИТ ГОЛОСОВАНИЕ.
СУДЬЯ: Суд признает Гадюку обыкновенную невиновной.
ПРИМЕЧАНИЕ: ход игры может проходить и по-другому.
Приложение.
СИТУЦИЯ: Человек шел по лесу. Гадюка укусила его за ногу.
Карточка №1. ЧЕЛОВЕК
1. Был спортивно одет и обут в кеды
2. Знал, что здесь водятся гадюки
3. Гулял вечером
4. Гадюка появилась внезапно
Карточка №2. СВИДЕТЕЛЬ
1. Пострадавший был в кедах
2. Он шел без палки
3. Он знал о змеях в этом лесу
4. Он первым бросил камень в змею
Карточка №3. АДВОКАТ
1. Гадюка здесь живет
2. Вечером она охотиться на грызунов
3. Гадюка плохо видит
4. Гадюка защищалась
Карточка №4. ПРОКУРОР
1. Человек просто любовался природой
2. Гадюка не заметна в траве
3. Человек испугался змеи
4. Яд гадюки опасен для людей
5. Человек мог умереть, если бы ему не оказали помощь
Карточка №5. ГАДЮКА
1. Яд змеям нужен для охоты
2. Первой я не нападаю
3 . При опасности стараюсь уползти
4. Я защищалась
Карточка №6. СУДЬЯ
1. Человек был без резиновых сапог
2. Чтобы змея услышала и уползла, необходимо постукивать палкой
3. Нельзя нападать первым
4. Гадюки очень полезные рептилии:
- уничтожают грызунов
- служат пищей другим животным
- их яд используют в медицине
Рекомендуем посмотреть:
Экологическая игра-путешествие для детей 6-9 лет
Конкурсная программа по биологии для 5-7 класса
Эко-квест для детей. Сценарий
Дидактическая игра по экологии для школьников 5-8 класса
Похожие статьи:
Экологические игры для школьников
Экологическая игра по станциям для летнего лагеря
Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы
Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса
Экологическое лото. Сценарий