Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сказкотерапия в жизни дошкольников

Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия в жизни дошкольников».
Автор: Башкирова Оксана Евгеньевна, воспитатель МБДОУ города Мценска"детский сад №10" Орловской области
В настоящее время внимание многих педагогов во всём мире привлечено к проблемам дошкольного детства. Это не случайно, так как обнаруживается, что эти годы жизни являются периодом интенсивного развития, когда закладывается фундамент физического, психического, нравственного здоровья ребёнка. От того, в каких условиях оно будет протекать, во многом зависит его будущее.
Взрослые, конечно, делают всё, чтобы ребёнок становился всё умнее и умнее (покупают развивающие игры, новые игрушки, обучают счёту и письму и т. д., но ещё хочется, чтобы наши дети умели не только считать, писать, но и любить. Любить небо, ветер, звёзды, деревья, землю, бабочку, птицу, - это очень важно. А ещё более важно, чтобы они умели любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека, который встретится на их пути. Хотя это очень трудно и для этого прежде всего нужно научиться любить самого себя. Надо осознать своё несовершенство и принять его, позволив себе не быть Богом, а развиваться в течение всей жизни. И не загонять в глубь себя свои чувства, а осознавать и выражать их — и это ещё одна нелёгкая задача. А уж научиться управлять своим гневом и страхом — это крайне тяжело. Ведь нужно уметь доверять миру и отдельному человеку. Увидеть в любом, даже не очень хорошем человеке его светлые качества, а они есть в каждом. Стремиться, не только получать что - то от людей, но и отдавать им хоть капельку самого себя, своей радости, своего тепла. И обязательно согревать своим теплом самых близких людей — маму, папу, бабушку, дедушку, братьев, сестёр.
Дети дошкольного возраста сосредоточены только на своих желаниях и оценках, считая, что только их мнение и отношение является единственно возможным и центральным, они просто склонны к конфликтам, стремятся командовать, манипулировать сверстниками. Некоторые очень обидчивы, замкнуты, скрывают свои переживания, (уходят в себя, предпочитают не участвовать в играх; но ведь общение и взаимодействие невозможно без учёта желаний партнёра, без понимания общего смысла его поступков, действий, высказываний.
Занятия по сказкотерапии как раз и помогают нашим детям незаметно преодолеть различные кризисные моменты дошкольного детства, не вынося в душе негативные качества. Ведь дети такие разные приходят в детский сад. Они умеют и покапризничать, и поупрямиться, и проявить агрессию, как уже крайнюю форму самозащиты. Занятия по сказкотерапии помогают детям развиваться гармонично, - попадая в сказку, ребёнок легко воспринимает «сказочные законы», нормы, правила поведения, которые с трудом прививаются детям родителями и педагогами. А здесь сама «сказочная жизнь» побуждает ребёнка действовать в соответствии с общепринятыми, общечеловеческими нормами и правилами поведения. Путешествуя по сказочной стране, ребята понимают, что если они не будут прислушиваться к своим друзьям, или будут с кем-то ссориться - сказка просто исчезнет, а вместе с нею могут погибнуть и добрые сказочные герои, живущие в ней.
Поэтому осознание ответственности за свои поступки приходит к ребёнку непосредственно из самой сказочной ситуации, а вовсе не по воле взрослого.
Благодаря занятиям по сказкотерапии мы учимся преодолевать разные трудности, учимся общаться с миром, друг с другом, заботиться друг о друге, сочувствуя и сопереживая героям. А воспитание сочувствия, сопереживания, отзывчивости, гуманности является наиважнейшей частью правильного воспитания. Если ребёнок понимает чувства другого, активно откликается на переживания окружающих людей, либо героев сказки, стремится оказать помощь, попавшему в беду, в трудную ситуацию, он не будет проявлять враждебность и агрессивность. Как сказал В. А. Сухомлинский «Глухой к другим людям — останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании — эмоциональная оценка собственных поступков».
Сказка или сказочное путешествие служит огромной приманкой для детей, это тот «десерт», которого они ждут всегда, но главное, что именно в такие моменты и удобно строить нужную сказочную упаковку, когда нам, взрослым, надо либо научить чему-то важному, либо помочь ребёнку от чего-то избавиться, либо приобрести новый опыт. Ведь, чем больше моделей поведения проиграют дети, тем легче им будет общаться с миром. Очень мягкому, застенчивому ребёнку неплохо иногда проявить агрессию. Слишком ранимому -
научиться защищать себя, а чрезмерно трудолюбивому полезно иногда и полениться. Ведь не бывает плохих эмоций, они изначально заложены в нас, хотим мы этого или нет, будь то гнев, радость, жадность и т. д. Если малыш старается стать щедрым, добрым потому, что так надо, так только правильно, к тому только призывают взрослые, - он просто не испытывает радости, он чувствует обязанность быть добрым, щедрым и уже боится проявить жадность или злость, потому что это плохо. А вот когда ребенок сам почувствует, что ему не нравится быть жадным, злым, мстительным, вот тогда он легко расстанется с этими чувствами и возьмет ответственность за свои состояния. Все занятия я насыщаю играми, упражнениями, которые помогают ребятам преодолеть барьеры в общении, которые помогают легче адаптироваться в группе среди сверстников. Здесь мы учимся сопереживать, сочувствовать, преодолевать трудности на сказочных дорожках. Важно взрослым помнить правила: не вписывать в сценарий детей, а использовать детские находки и решения.
В основе данного инновационного подхода лежит моделирование педагогического процесса на основе базовых программ обучения и воспитания дошкольников с использованием разнообразных средств и форм сказкотерапии с целью психологического обеспечения развития и воспитания эмоционально-благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка, гармонизации развития его личности, через развитие способностей самовыражения и самосознания.

Рекомендуем посмотреть:

Методическая разработка по сказкотерапии Сказкотерапия для детей 5-8 лет Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение Сказкотерапия с песком

Похожие статьи:

Развитие речи у детей 3-4 лет с ЗРР на материале сказок Сутеева

Консультации для родителей в детском саду

Консультация для родителей. Познавательное развитие дошкольников

Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника

Консультация для родителей. Развитие художественно творческих способностей ребенка в семье

Дидактические игры по ПДД для детей старшей группы | Достижения воспитателя ДОУ
Опубликовано: 3222 дня назад (9 января 2016)
Просмотров: 3649
+4
Голосов: 4
Дарья Владимировна Мясникова # 9 января 2016 в 19:31 +3
Добрый день, Оксана Евгеньевна! Совершенна согласна со всеми Вашими тезисами относительно важности сказок в формировании личности дошкольников. Ребятишки обожают сказки, особенно перед сном. А это и есть, как утверждают психологи, самое лучшее время для воспитания нужных, правильных ценностей. Предлагаю Вашему вниманию свою первую сказку. Читайте, критикуйте. Еще раз спасибо за чудесную статью о сказках!

Сказка про гусеницу

Дарья Мясникова

Жила-была на свете маленькая, пухленькая гусеница. Ее зеленая мохнатая спинка с черными точечками то поднималась, то опускалась, так она ползала. Кушала малышка все подряд: и листья, и траву, и молодые побеги. Наевшись вдоволь, она ложилась на спинку и смотрела в небо. Мечты уносили ее далеко, далеко. Ей казалось, что она легка и свободна, как порхающая разноцветная бабочка, но, проснувшись, гусеница понимала, что это сон, и ее судьба, прижавшись к земле, ползти дальше.
Так прошло теплое лето. Дни становились все короче и короче. Чаще дул ветер и капал холодный дождик, ударяя по пузатому тельцу нашей подросшей гусеницы. Ей стало совсем страшно, и она решила куда-нибудь спрятаться. Она подползла к старому пню и залезла в щелку, которая и стала ей уютной квартиркой на всю зиму. Но и там ей было холодно, и тогда гусеница начала вертеться, создавая вокруг себя теплый кокон из тонких нитей своего тельца. Наконец спальный мешочек был готов. Теперь никакие морозы ей были не страшны! Наша малышка сладко заснула до весны.
Первые лучи теплого весеннего солнышка разбудили гусеницу, и она начала просыпаться. За зиму ее тельце изменилось и что-то сзади, на спинке, очень мешало ей спокойно спать. Она открыла глазки, сладко зевнула и потянулась. Спальный мешочек лопнул, и за спиной у нее расправились очаровательные красно - коричневые крылышки с черными бархатными пятнышками.
- Я стала бабочкой?! Какое счастье! Этого не может быть! Это точно не сон? – рассматривая себя, думала она.
Бабочка вспорхнула и поднялась высоко-высоко. Красавица летела и радовалась солнцу, голубому небу, своим прекрасным крылышкам. Она садилась на цветочки, пила ароматный нектар и в каждой росинке любовалась своим отражением. Она была счастлива, но больше всего на свете ей хотелось увидеть гусениц. Наконец, ей это удалось.
- Милые мои сестренки! - кричала она, - не грустите и не плачьте, глядя на свои толстенькие животики, жизнь прекрасна как сказка, Вы тоже очень, очень скоро будете летать, как я!
Но мохнатые подружки ее не слышали, ползли куда-то по своим делам, и только одна пузатая кроха посмотрела в небо, и улыбнулась.
Оксана Евгеньевна Башкирова # 9 января 2016 в 23:40 +2
Здравствуйте, Дарья Владимировна, спасибо за комментарий. Прочитала вашу сказку, с первых строк у меня появилась улыбка и какое-то чувство теплоты, гармонии, душевного покоя. Вот оно - волшебное действо сказкотерапии. Творческих Вам успехов и всего самого доброго и светлого.
Дарья Владимировна Мясникова # 11 января 2016 в 22:20 0
Спасибо, Оксана Евгеньевна! Вдохновлена Вашим теплым отзывом, буду творить дальше. Сказок пока у меня мало, больше рассказы для малышей и подростков. Если заинтересует мое творчество, пишите на почту: dasha-v-b@yandex.ru
Елена Владимировна Иванова # 9 января 2016 в 21:49 +2
В своей работе я часто использую прием сказкотерапии. Это удобный, а главное действенный способ общения с детьми. Вы разработали теоретическую часть для родителей, которую с вашего разрешения добавлю в закладки. С помощью данной консультации можно привлечь внимание родителей к этому приему, а затем научить пользоваться им. Голос №1.
Оксана Евгеньевна Башкирова # 9 января 2016 в 23:42 +2
Елена Владимировна, спасибо за комментарий, Успехов вам.
Светлана Александровна Пахмутова # 10 января 2016 в 15:58 +1
Спасибо за интересную статью. Разработанная вами консультация для родителей по сказкотерапии мне понравилась, так как в доступной форме раскрыты основные идеи данного метода. Возьму обязательно на заметку. Буду ждать Ваших новых разработок
Оксана Евгеньевна Башкирова # 12 января 2016 в 21:26 0
Спасибо, Светлана Александровна, за добрые слова.
Оксана Евгеньевна Башкирова # 12 января 2016 в 21:27 0
Спасибо!